Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потенциал такого рынка составляет примерно 20 - 25 млрд долл. Из них реально задействовано в российской экономике примерно 5-6 млрд долл.;
2) незначителен уровень иностранных инвестиций; 2-4 млрд долл. США ежегодно, что составляет не более 5% от общего объема инвестиций в экономику страны;
3) опережение экспорта над импортом инвестиций, что в первую очередь связано с инфляцией, экономическим кризисом, политической и социальной нестабильностью в стране.
Что необходимо понимать под иностранными инвестициями?
В Законе РСФСР № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91г. в ст. 2 сказано: «Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)».
Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные инвестиции. Под государственными инвестициями понимают главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.
Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление, инвестиций в России в следующих формах:
приобретение иных имущественных прав и др.1
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранные инвесторы на территории страны обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой. Законодательство предоставляет гарантии от принудительных изъятий, а также от национальных действий государственных органов и их должностных лиц, предполагая предоставление компенсации в размере нанесенного ущерба, в том числе и в части упущенной выгоды.
Право собственности иностранного инвестора на осуществление инвестиций закреплено Законом «О собственности в РСФСР», введенным в действие с 1 января 1991 г.
Установлено (ст. 28), что иностранные юридические лица вправе иметь на территории Российской Федерации в собственности промышленные и иные предприятия, здания, сооружения и иное имущество для целей осуществления ими предпринимательской и иной деятельности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные инвестиции могут вкладываться на территории страны в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством.
В ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» содержится положение о том, что «иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации». Однако далее предусмотрено, что такие меры допускаются «в исключительных, предусмотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах». Такая правовая двойственность придает упомянутым ранее гарантиям размытый статус.
Создание прогрессивной и понятной для иностранных инвесторов правовой базы является основой для их привлечения в нашу страну, но при этом важно не забывать и интересы отечественной экономики. Иностранные инвестиции должны способствовать ее развитию. Для этого они должны направляться в первую очередь в конкретные отрасли промышленности и народного хозяйства; машиностроение и металлообработку, химическую и нефтехимическую, в легкую и пищевую промышленность.
Анализ показывает, что этот процесс не наблюдается. Иностранные инвестиции в основном направляются в сферу обслуживания, торговлю и на оказание посреднических услуг, т. е. в такие сферы, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль. Так, на долю финансового сектора и коммерческой деятельности по обеспечению рынка приходится более 50% иностранных инвестиций; значительно ниже их доля в топливной и пищевой промышленности - около 20%. В условиях дефицита накоплений все отрасли нуждаются в дополнительных источниках финансирования; но ориентация иностранных инвестиций на финансовый сектор, топливные и сырьевые отрасли является тормозом в структурной перестройке экономики и не способствует экономическому росту.
Вторая проблема, которая существует и ее необходимо решать -предотвращение и сведение к минимуму иностранных инвестиций, направляемых на создание вредных производств.
Из всего этого можно сделать вывод, что государство должно управлять этим процессом. Так, на протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80-х годов здесь безопасность страны все в большей степени связывается не с военными факторами, а состоянием национальной - экономики, с поддержанием конкурентоспособности США в мире.
Организационной структурой, обеспечивающей контроль, за инвестиционными потоками, является комитет по иностранным инвестициям. В законодательство США введена поправка, в соответствии, с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны. Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.
Важным направлением федерального регулирования иностранного инвестирования является и защита технологической базы США. Она осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической информации иностранной стороне. Лицензии могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной безопасности.
Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за инвестиционными потоками с целью предотвращения потери контроля над экономикой, а следовательно, и угрозы национальной безопасности.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жестким механизмом контроля капитала в Россию составляют Германия, Австрия, Швеция, Лихтенштейн и Италия - около 12%. Таким образом десять стран вкладывают в российскую экономику более 90% общего объема иностранных инвестиций. Как в накопленном, так и в годовом объеме иностранных инвестиций лидирующее положение занимают США и Швейцария. Их доля составляет соответственно 41 и 46%, Это создает предпосылки экономической зависимости экономики России от иностранного капитала, поэтому необходимо развитие страновой структуры иностранных инвестиции вширь, с привлечением большего числа стран-инвесторов, занимающих лидирующее положение на мировых рынках капитала. Так, инвестиции Японии в российскую экономику составляют менее 1% общего объема иностранных прямых инвестиций Японии.1
В настоящее время иностранные инвесторы самостоятельно определяют сферы приложения своего капитала в России. Роль государства в этом вопросе остается пассивной. Вместе с тем недостаток инвестиционных ресурсов диктует необходимость выделения приоритетных отраслей, производств и видов деятельности и привлечения в эти сферы, в том числе и иностранных инвесторов, создавая им налоговые и финансовые льготы. Это относится как к отраслевой, так и к региональной структуре иностранных инвестиций, для последней характерны наибольшие перекосы в распределении полученных ресурсов. По итогам за 1996 г. на пять регионов России (Москва, Московская, Тюменская, Магаданская области и Санкт-Петербург) приходилось более 80% иностранных инвестиций, вложенных в развитие российской экономики. Около половины накопленного объема иностранных инвестиций приходится на Москву. Такие существенные различия в региональной структуры иностранных инвестиций объясняются, с одной стороны, недостаточной разработанностью региональной политики (или ее отсутствием в отдельных субъектах Федерации) по привлечению иностранного капитала, с другой -- государственная политика в области иностранных инвестиций должна быть направлена на стимулирование их привлечения в депрессивные регионы через предоставление иностранным инвесторам таможенных и налоговых льгот.
До конца 1996 г. в России с понятием «международные рейтинги» был знаком лишь узкий круг специалистов. Но, когда в конце 1996 г. первоначально России как государственной единице, а после и отдельным административным организациям, крупным компаниям и банкам стали присваиваться международные рейтинги, это понятие широко вошло в экономическую жизнь России.
Суть рейтинговой работы сводится к следующему. Примерно 20 лет назад у межгосударственных инвесторов возникла необходимость оценивать риски при вложении инвестиций в различные программы и проекты отдельных и прежде всего развивающихся стран. С появлением такой потребности и появились организации, которые стали с использованием определенной ранжировки стран, их образований и хозяйствующих субъектов давать некоторый прогноз по рискованности финансовых вложений. Такие оценки стали публиковаться. Первоначально этим занимались отдельные группы при крупных компаниях или при банках, а затем были созданы специальные рейтинговые агентства. Их справочная работа стала хорошо оплачиваться.1
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к России это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабильность в стране. Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, если государство-импортер проводит активную политику, в частности соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов, В результате иностранные инвестиции допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику России преобладает односторонний подход, исходящий из предложения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Иностранные фирмы-инвесторы заинтересованы, например, в получении из России продукции экологически «грязных» производств. В первую пятерку основных иностранных инвесторов в российскую экономику входят США, Швейцария, Нидерланды, Кипр и Великобритания. Их доля составляет более 80% общего объема иностранных инвестиции. Вторую пятерку ведущих стран - экспортеров
Наиболее авторитетными являются три международных рейтинговых агентства: Standart & Poors, Moodys и Fitcn IBCA. Справка по ним приводится
далее.
Справка. Международные рейтинговые агентства.
1. Компания Standart & Poors основана в США в I960 г. (по материалам Финансовой России № 7 за 1999 г). Последние годы выполняет в основном функции международного рейтингового агентства. Этими вопросами занимаются 750 аналитиков в 16 офисах во всем мире. Суммарный объем облигашй и других ценных бумаг, которым был присвоен рейтинг Standart &Poors, превышает 10 трлн долл. США.
2. Moodys Investors Service была создана в США в 1900 г. Сейчас рейтинги компании принадлежат более чем 2/3 всех выпусков еврооблигации и еврокоммерческих бумаг. Глобальный объем ценных бумаг, имеющих кредитные рейтинги Moodys, составляет около 5 трлн. долл. США.
3. FitchlBCA ~ это третье в мире международное рейтинговое агентство с двойной штаб квартирой в Нью-Йорке и Лондоне и французской родительской компанией. Услугами агентства пользуются оолее 1000 банков и других финансовых институтов, примерно 400 корпораций по всему миру, около 50 стран - суверенных заемщиков.
Два ведущих международных рейтинговых агентства (Standart & Poors и Moodys) в конце 1996 г. впервые присвоили России низкий (спекулятивный) рейтинг ВВ, означающий, что финансовые вложения иностранных инвесторов в Россию только в ближайшее время не представляют опасности, но в будущем будут подвержены долгосрочному риску в случае неблагоприятных перемен в экономических условиях. В упрощенном виде зарубежные инвесторы считали, что при таком рейтинге вкладывать средства в экономику России можно в рисковые и спекулятивные операции.
Позже этот рейтинг (ВВ) и другой -- Ва2 (вероятность оплаты обязательств, большая зависимость от изменений экономических условий) стали присваивать и некоторым крупным российским компаниям (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС Россия" и др.), банкам (Сбербанк России, "Российский кредит" и др.), а также отдельным административным образованиям России (Москве, Татарстану, Нижегородской области и др.).1
Казалось бы, что деятельность России оценили сравнительно низко, но результаты работы с этими рейтингами оказались очень приличными.
Россия в целом и ее хозяйственные структуры смогли успешно на очень выгодных условиях разместить еврооблигации на международных рынках, что было оценено очень высоко.
В целом улучшилось иностранное инвестирование и, главным образом, прямое инвестирование. Более благосклонно стали относиться к России международные финансовые институты (МВФ, ЕБРР и др.). На повестке дня встал вопрос о признании России как страны с рыночной экономикой. При положительном его решении Россия могла на равных выступать по некоторым вопросам в международном разделении труда. Наметились перспективы в решении проблемы о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Рейтинговыми агентствами рассматривался вопрос даже поднятия в ближайшее время кредитного рейтинга для России.