Рационализация систем международных грузоперевозок, использование Россией транспортного потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности и основные характеристики транспортных услуг в международной торговле;
Задачи исследования:
- изучить динамику развития рынка транспортных услуг в международной торговле;
- проанализировать проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле;
- охарактеризовать экстраполяцию сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее;

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………..3
Глава 1 Сущность, классификация, конъюнктура транспортных услуг в международной торговле.
1.1 Понятие транспортных услуг в международной торговле…………..6
1.2 Классификация транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………………..14
1.3 Конъюнктура на рынке международных транспортных услуг…..22
Глава 2 Динамика и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле.
2.1 Динамика развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………..………28
2.2 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………..……44
Глава 3 Рационализация систем международных грузоперевозок, использование Россией транспортного потенциала.
3.1 Экстраполяция сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее……………………………………………………...……51
3.2 Совершенствование систем грузоперевозок, использование Россией транзитного потенциала …………………………………………………….. ..56

Заключение…………………………………………………………………...…..81
Список использованой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

3154_Дипломная_на доработку_со_сносками_4.doc

— 646.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………..………………..3 
Глава 1  Сущность, классификация, конъюнктура транспортных услуг в международной торговле.

1.1   Понятие транспортных услуг в международной торговле…………..6

1.2 Классификация транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………………..14

1.3 Конъюнктура на рынке международных транспортных услуг…..22 

Глава 2 Динамика и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле.

2.1 Динамика развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………..………28

2.2 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………..……44

            Глава 3 Рационализация систем международных грузоперевозок,  использование Россией транспортного потенциала.

        3.1 Экстраполяция сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее……………………………………………………...……51

        3.2 Совершенствование систем грузоперевозок, использование Россией транзитного потенциала  …………………………………………………….. ..56

 

Заключение…………………………………………………………………...…..81

Список использованой  литературы…………………………………………...84

Приложения………………………………………………………………….…..88 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок транспортных услуг  представляет собой куплю-продажу  услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции, наряду с национальными, (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Рынок транспортных услуг  появился достаточно давно, раньше, чем многие другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60—80-х гг. XX в. В 2000-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.

В процессе развития рынка  создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. 

Глобальная экономика и функционирование мирового рынка  в целом  были бы невозможными без развитого транспорта и системы коммуникаций. Именно бурное развитие транспорта в ХХ веке повлекло углубление международного разделения труда  и приобретения мировым рынком современных специфических черт, когда географическая отдаленность производителя и потребителя уже перестала быть весомым фактором, который препятствует экономическим связкам. Рынок транспортных перевозок в современных условиях трансформировался в рынок логистических услуг. Этим объясняется актуальность темы дипломной работы.

Обзор источников по данной теме показал крайне большой  объем данных, но практически все  эти данные – перечень международных  норм и правил перевозок, анализ конвенций  либо их нарушений и обзор местных законодательств, в зависимости от автора источника. Поэтому был взят статистический анализ по России и миру, перечень конвенций, относящихся к конкретным видам перевозок и выдержки из терминологии и практики организации перевозок. На основе этого материала методом анализа были получены результаты, применённые затем к российской практике и окончательным выводом послужила выработка рекомендаций по выходу транспортной системы РФ на общемировой уровень.

Объект  исследования – международные транспортные услуги;

Предмет исследования – транспортные услуги в международной торговле;

Цель  исследования – изучить особенности и основные характеристики транспортных услуг в международной торговле;

Задачи  исследования:

- изучить динамику развития рынка транспортных услуг в международной торговле;

- проанализировать проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле;

- охарактеризовать экстраполяцию сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее;

-  охарактеризовать рационализацию и совершенствование систем грузоперевозок в России, предположить наилучшие способы использования Россией транспортного потенциала.

     

 

 

Глава 1 Сущность, классификация, конъюнктура транспортных услуг в международной торговле

1.1. Понятие  транспортных услуг в международной  торговле

 

До последнего времени  рынок услуг представлял собой  поле деятельности мелких и средних  фирм. Но с выходом на международный  рынок транснациональных корпораций, ситуация кардинально изменилась. Транснациональные корпорации смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к резкому росту сферы международных услуг. Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной для обмена, но имеющий ряд отличительных особенностей от товара.

Можно выделить следующие  особенности:

1. Услуга производится  и потребляется одновременно, не  подлежит хранению, неосязаема и  невидима.

2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров. 1

3. Не все виды услуг,  в отличие от товаров, пригодны  для вовлечения в международную  торговлю. Это в первую очередь  касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

5. Экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги —  46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи —  25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые  услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги  — 5 видов.

5. Общеобразовательные  услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите  окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране  здоровья и социальные услуги  – 4 вида.

9. Туризм и путешествия  – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.Транспортные услуги  – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие  группы:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с  международным движением капиталов, рабочей силы и  технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей  анализа в основу классификации  услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

• услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

• услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие  услуги:

(фрахт;  хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы;  сопровождение груза в пути;  выполнение таможенных формальностей;)

• услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование;  рекламные услуги;  арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и  инженерно-консультационные услуги;

4) компьютерные и информационные  услуги;

5) культурные услуги (проведение  выставок, ярмарок).

На мировом рынке  услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг, правда доля развитых стран уменьшаеся, в связи с увеличением доли развивающихся стран. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг.2

 При осуществлении  международных экономических связей  транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.

Транспортные  услуги различаются в зависимости  от:

· вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный);

трубопроводный; смешанный;

· предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);

· транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

· периодичности  перевозки (регулярные и нерегулярные);

· порядка прохождения  границы (перегрузочные и бесперегрузочные);

· вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);

· вида сообщения (прямое, непрямое и др.).

Обычно процесс  доставки товара в международной  торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.

Транспортные  операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.3

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.

В более широком  значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.4

Расходы, связанные  с выполнением сопутствующих  транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.

Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно, последовательно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.

Информация о работе Рационализация систем международных грузоперевозок, использование Россией транспортного потенциала