Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности и основные характеристики транспортных услуг в международной торговле;
Задачи исследования:
- изучить динамику развития рынка транспортных услуг в международной торговле;
- проанализировать проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле;
- охарактеризовать экстраполяцию сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее;
Введение…………………………………………………..………………..3
Глава 1 Сущность, классификация, конъюнктура транспортных услуг в международной торговле.
1.1 Понятие транспортных услуг в международной торговле…………..6
1.2 Классификация транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………………..14
1.3 Конъюнктура на рынке международных транспортных услуг…..22
Глава 2 Динамика и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле.
2.1 Динамика развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………………………..………28
2.2 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в международной торговле…………………………………………………..……44
Глава 3 Рационализация систем международных грузоперевозок, использование Россией транспортного потенциала.
3.1 Экстраполяция сегодняшней конъюнктуры в международном транспорте в будущее……………………………………………………...……51
3.2 Совершенствование систем грузоперевозок, использование Россией транзитного потенциала …………………………………………………….. ..56
Заключение…………………………………………………………………...…..81
Список использованой литературы…………………………
Глава 3 Рационализация систем международных грузоперевозок, использование Россией транспортного потенциала.
3.2 Совершенствование систем грузоперевозок, использование Россией транзитного потенциала …………………………………………………….. ..56
Заключение……………………………………………………
Список использованой литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции, наряду с национальными, (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.
Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.
Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем многие другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60—80-х гг. XX в. В 2000-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.
В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса.
Глобальная экономика и функционирование мирового рынка в целом были бы невозможными без развитого транспорта и системы коммуникаций. Именно бурное развитие транспорта в ХХ веке повлекло углубление международного разделения труда и приобретения мировым рынком современных специфических черт, когда географическая отдаленность производителя и потребителя уже перестала быть весомым фактором, который препятствует экономическим связкам. Рынок транспортных перевозок в современных условиях трансформировался в рынок логистических услуг. Этим объясняется актуальность темы дипломной работы.
Обзор источников по данной теме показал крайне большой объем данных, но практически все эти данные – перечень международных норм и правил перевозок, анализ конвенций либо их нарушений и обзор местных законодательств, в зависимости от автора источника. Поэтому был взят статистический анализ по России и миру, перечень конвенций, относящихся к конкретным видам перевозок и выдержки из терминологии и практики организации перевозок. На основе этого материала методом анализа были получены результаты, применённые затем к российской практике и окончательным выводом послужила выработка рекомендаций по выходу транспортной системы РФ на общемировой уровень.
Объект исследования – международные транспортные услуги;
Предмет исследования – транспортные услуги в международной торговле;
Цель исследования – изучить особенности и основные характеристики транспортных услуг в международной торговле;
Задачи исследования:
Глава 1 Сущность, классификация, конъюнктура транспортных услуг в международной торговле
До последнего времени
рынок услуг представлял собой
поле деятельности мелких и средних
фирм. Но с выходом на международный
рынок транснациональных
Можно выделить следующие особенности:
1. Услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.
2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров. 1
3. Не все виды услуг,
в отличие от товаров,
4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.
5. Экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи — 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.
9. Туризм и путешествия – 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11.Транспортные услуги – 33 вида.
12. Прочие услуги.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;
2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).
В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:
• услуги, связанные с инвестициями:
1) финансовые услуги;
2) туристические услуги;
• услуги, связанные с торговлей:
1) транспортные и сопутствующие услуги:
(фрахт; хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы; сопровождение груза в пути; выполнение таможенных формальностей;)
• услуги, связанные с инвестициями и торговлей:
1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование; рекламные услуги; арендные операции и т.д.)
2) связь;
3) строительство и
инженерно-консультационные
4) компьютерные и информационные услуги;
5) культурные услуги (проведение выставок, ярмарок).
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг, правда доля развитых стран уменьшаеся, в связи с увеличением доли развивающихся стран. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг.2
При осуществлении
международных экономических
Транспортные услуги различаются в зависимости от:
· вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный);
трубопроводный; смешанный;
· предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);
· транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);
· периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);
· порядка прохождения
границы (перегрузочные и
· вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);
· вида сообщения (прямое, непрямое и др.).
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.3
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.4
Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.
Таким образом,
в международном транспортном процессе
помимо грузовладельцев и перевозчиков
участвуют различные