Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа
Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников
Торгово-промышленная палата вправе:
– выступать в качестве учредителя (участника) юридических лиц или собственника имущества в порядке, определенном законодательством;
– создавать представительства и филиалы;
– осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Деятельность торгово-
– законности;
– добровольного объединения членов торгово-промышленной палаты;
– равноправия членов торгово-промышленной палаты;
– невмешательства торгово-промышленной палаты в деятельность ее членов;
– самостоятельности;
– гласности [1].
Основными задачами торгово-промышленной палаты являются:
– содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;
– оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;
– представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
– развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;
– распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;
– осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности;
– совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;
– организация международных и национальных выставок и ярмарок;
– выполнение отдельных функций, возложенных на торгово-промышленную палату законодательством.
Цели ТПП:
– оказывает информационные услуги;
– ведет реестр надежных и ненадежных партнеров;
– занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности;
– оказывает поддержку в сертификации;
– проводит экспертизу технической документации, договоров;
– может заниматься оценочной деятельностью;
– фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде;
– свидетельствуют обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РБ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в РБ;
– выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства – страны СНГ;
– оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей;
– может проводить экспертизу товара и приемку товара;
– выдает разрешения на открытие в РБ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП;
– осуществляет сотрудничество с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью;
– формирует третейские суды, утверждает их регламенты;
– выполняет иные функции в соответствии с законодательством.
Основополагающий принцип
Торгово-промышленная палата имеет один учредительный документ – устав, который разрабатывается инициаторами ее образования. Устав должен предусматривать:
– наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
– наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
– условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
– права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
– порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
– источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
– порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
– порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.
Для принятия устава учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание. Кроме принятия устава, на этом форуме образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.
Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня принятия решения о ее государственной регистрации [2].
Первые попытки европейских
предпринимателей создать свои общественные
объединения для совместного
отстаивания общих деловых
Развитие торговли и промышленности,
произошедшее на развалинах средневекового
строя, имело своим естественным
следствием усиление конкуренции. Промышленная
революция дала толчок развитию путей
сообщения и активизации
– учреждали наряду с добровольными купеческими организациями официальные органы (Германия);
– стремились поглотить возникающие частные организации, заменяя их государственными учреждениями со строго регламентированными правами и обязанностями (Франция);
– не посягая на характер организаций, как свободных обществ, допускали и поощряли посредничество этих организаций между предпринимателями и властью (Англия).
Претензии на первенство в создании
первых торговых палат делят между
собой такие европейские
Германия обосновывает свое первенство многовековой историей Ганзейского союза, когда вольные города Любек, Гамбург, Бремен и другие организовали систему международной торговли от Лондона до Новгорода. В систему Ганзейского союза входили в разные периоды от 70 до 170 городов Европы. Однако по разным причинам Ганзейский союз распался.
Бельгия, претендуя на звание организатора первой палаты в мире, ссылается на эрцгерцога Максимилиана, который своим указом основал в 1485 году в Антверпене первую бельгийскую торговую палату, представлявшую только торговые интересы и просуществовавшую меньше года, не накопив ни опыта, ни практики своей деятельности.
И, наконец, последний претендент – Марсельская торговая палата во Франции, созданная в 1599 году, заложившая основу государственной и континентальной модели торговых палат, ни на один год не прекращавшая свою 400-летнюю деятельность, накопившая огромный опыт и ставшая образцом для образования палат во многих странах.
История разрешила этот спор в пользу Франции, которая, по существу, открыла миру сам институт торгово-промышленных палат и в течение двух веков была практически единственным обладателем этой системы.
Внедрение института торговых палат было «навязано» странам континентальной Европы Наполеоном I в начале XIX века, и поэтому их организационно-правовую модель принято называть «континентальной», а по сути – государственной. Модель предполагала обязательное участие в палате всех хозяйствующих субъектов, жесткое ограничение по территории их деятельности, но самое главное, палата была частью государственного аппарата: руководство не избиралось, а назначалось; финансирование палат регулировалось правительством; палате делегировались строго определенные функции, и она была подотчетна государственному аппарату.
В Англии отвергли континентальную модель, и пошли по пути добровольных объединений предпринимателей и отсутствия всякого законодательства, регламентирующего торговые палаты. Так родилась англосаксонская модель, которая была поддержана во многих странах, особенно эффективно ее использовали в США, где, по последним данным около 5 000 торговых палат, что составляет половину всех существующих в мире [3].
На сегодняшний день на планете действуют более 10 000 палат, палаты 130 стран представлены в Международной торговой палате на правах полноправных членов.
Старейшей американской ТПП является Нью-Йоркская, основанная в 1768 году и получившая права юридического лица в 1872 году. Это было во времена, когда Америка еще была английской колонией. Первая городская (местная) торговая палата была образована в г. Чарльстоне в 1773 году. Представительные торговые учреждения в течение двух столетий неоднократно меняли свои наименования и задачи. К первой половине XIX века относится и время основания региональных палат в западных штатах. Так, в Чикаго Board оf Trade была учреждена и 1848 году. Детруа, Мильвокэ, Цинциннати, С.-Луи, Толедо, Миннеаполис и другие имели подобные учреждения уже к середине XIX века.
Несмотря на существенные различия
в организации отдельных
Chamber of Commerce или Board of Trade имеют столь
же малое отношение к
Отсутствие исторического
Наряду с ними существовали всякого
рода биржевые союзы; фондовые, товарные,
хлопковые и другие расчетные
палаты, рассматривающие себя как
специальных представителей своих
отраслей торговли и защищающие интересы
своих членов путем предоставления
им различных услуг, в том числе
предоставления помещений для организации
биржевых собраний, телефонного, телеграфного
и другого информационного
Иногда оба эти учреждения находятся в одном месте и отличаются друг от друга только названием, выполняя совершенно одинаковые функции. Подобными функциями обладали еще и организации типа Merchants Association, имевшие аналогичные палатам задачи.
Характерная особенность палат в США – ограниченное число членов; может быть, это главный недостаток американской (англосаксонской) модели штат, когда небольшая группа предпринимателей, объединенная в одну маленькую палату, отстаивает клановые интересы именно этой группы, не ставя перед собой задачу решения более глобальных проблем предпринимательства.
Немногочисленность палат в США, приводит к необходимости установления больших членских взносов для поддержания палаты на должном уровне и ограничению к вступлению предприятий малого бизнеса, имеющих ограниченный уровень дохода и ограниченную возможность влиять на ситуацию на рынке. Есть примеры установления больших членских взносов в отдельных палатах, связанных с необходимостью решения социальных проблем, например, обеспечивать крупными суммами семейства умерших членов палаты.
В некоторых палатах число членов не оговаривается уставом, но право вступать в ее члены покупается. Наиболее существенными чертами деятельности американских торговых палат является их активное влияние на законодательство и управление штата, забота о местных интересах и обеспечение членов палаты подробной статистической информацией.