Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

За последние 10 лет по линии Палаты республику посетили делегации деловых  кругов из 25 стран мира. Всего было организовано более 130 визитов иностранных  бизнесменов. В рамках проводимых мероприятий  они получали объективные ответы на все интересующие их вопросы, знакомились  с условиями работы на внешнем  рынке, проводили встречи и переговоры с белорусскими партнерами. Вместе с тем под эгидой Палаты были организованы визиты белорусских промышленников и предпринимателей в 22 государства  дальнего и ближнего зарубежья, всего  свыше 150 миссий. Во время визитов  за рубеж налаживаются партнерские  связи, а деловая общественность стран пребывания и их пресса получают "из первых рук" информацию о Беларуси, ее географическом и экономическом  положении [18].

Следующим направлением работы Палаты является информационное обеспечение  участников внешнеэкономической деятельности, которое осуществляется путем предоставления деловым людям рекламно-информационной литературы либо в форме устных и письменных консультаций. В БелТПП функционирует информационная система, объединяющая три банка данных: а) экспортные возможности членов Палаты и их предложения по сотрудничеству, б) деловые и коммерческие предложения зарубежных фирм, в) информация по странам с национальным внешнеэкономическим законодательством.

Используя имеющуюся базу данных, участники внешнеэкономической  деятельности и прежде всего члены  БелТПП могут получать необходимую  информацию для работы на внешнем  рынке, начиная от условий и обычаев  торговли, рыночной и ценовой конъюнктуры  в интересуемой стране и заканчивая сведениями о потенциальном партнере и его деловой состоятельности.

Ведётся работа по подключению информационной системы Палаты к банкам данных торгово-промышленных палат стран СНГ и Восточной  Европы. Главной задачей здесь  является постоянное пополнение и обновление имеющейся информации.

Наиболее важную информацию, имеющую  отраслевой характер, Палата направляет в соответствующие министерства, ведомства, а также в облисполкомы. Созданная в системе Палаты техническая  база позволяет передавать информацию в режиме электронной почты.

Наряду с этим Палата постоянно  занимается рекламной деятельностью. Палата имеет специализированные компьютерные базы данных, в которых сосредоточены  предложения белорусских и иностранных  фирм по торговле и сотрудничеству в различных отраслях производства, сельского хозяйства, торговли, сферы  услуг. Деловые предложения зарубежных фирм регулярно публикуются в  белорусской прессе, распространяются по каналам электронной почты.

Уделяется постоянное внимание развитию и совершенствованию рекламно-издательской деятельности Палаты. Ежеквартально  выходит палатовский бюллетень  “Меркурий”, где публикуются коммерческие предложения и инвестиционные проекты не только белорусских, но и российских субъектов хозяйствования, подборки материалов "Как торговать с той или иной страной". Палата ежегодно выпускает бизнес-каталог “Республика Беларусь” с электронной версией на компакт-диске, в котором в полном объеме отдельно на английском и русском языках содержится информация об экономическом потенциале республики, ее экспортных возможностях, а также деловые предложения белорусских предприятий по сотрудничеству. Причем в каталоге представлены их адреса и электронные реквизиты, фамилии контактных лиц, что позволяет потенциальным партнерам напрямую, без посредников, налаживать деловые контакты. Данный каталог распространялся среди деловых кругов стран дальнего и ближнего зарубежья и, бесспорно, содействовал развитию белорусского экспорта, налаживанию торгово-экономических связей с зарубежными партнерами.

БелТПП организовала в Минске школу  менеджеров, активизировала языковую подготовку кадров за счет дополнительно  открытой в Общественном институте научно-технического перевода при Минском отделении палаты группы по изучению коммерческой лексики и практики ведения переговоров (за период с 1998 года здесь прошли языковую подготовку более 900 руководителей и специалистов различных субъектов хозяйствования Беларуси). Той же цели служат курсы и семинары, в том числе по организации торговли с конкретными государствами, зарубежные стажировки, организуемые для представителей как государственных, так и частных структур [19].

Важным направлением деятельности БелТПП, содействующей экспорту, является предпродажная подготовка товара. Обеспечивается она предоставлением предприятиям-экспортерам  широкого комплекса таких услуг, как разработка и регистрация  товарных знаков, перевод на иностранные  языки коммерческой и товарно-сопроводительной документации, предоставление ценовой  информации, декларирование таможенных грузов, оформление паспортов сделок, штриховое кодирование товаров, выдача различных форм сертификатов.

О важности штрихового кодирования  свидетельствуют постоянно возрастающие трудности в продвижении белорусской  продукции не только на рынки дальнего, но и ближнего зарубежья. Достаточно сказать, что правительства Москвы и Украины приняли решения, ограничивающие экспорт продукции без штриховой  нумерации. Но БелТПП удалось решить эту проблему. В 1998 году в республике была создана Ассоциация товарной нумерации "ЕАN-Беларусь", одним из учредителей  которой выступила БелТПП. Названная  ассоциация по заявкам предприятий  осуществляет присвоение товару идентификационного номера в системе EAN и выдачу соответствующего свидетельства.

Весьма значимой является сертификация товаров, которая непосредственно  связана с экспортной деятельностью  белорусских предприятий и дает им возможность беспошлинно или  на льготных условиях поставлять товар  зарубежным партнерам, что значительно  повышает его ценовую конкурентоспособность.

Следует отметить, что качество сертификационной деятельности, несмотря на расширение ее масштабов достаточно высокое. Обусловлено  это тем, что со стороны зарубежных таможенных органов, министерств финансов, комиссии Евросоюза установлен строгий  контроль за выданными Палатой сертификатами  на всем пути их продвижения. Причем их проверка может осуществляться спустя несколько лет после реализации товара. Свидетельством тому являются постоянно поступающие в Палату из разных стран мира запросы не только на подтверждение самого факта  правильности выдачи сертификата, но и  на документальное подтверждение этого. К сожалению, имеются факты фальсификации  белорусских документов недобросовестными  предпринимателями, которые пытаются получить преференции, обходя законы. Для предотвращения подобного Палата работает в тесном контакте с органами МВД. По каждому нарушению проводится расследование. Кроме того, Палата перешла  на использование бланков всех форм сертификатов с повышенной степенью защиты от подделок [20].

Что касается своевременности выдачи сертификата на продукцию, подготовленную к отгрузке покупателю, то эта задача полностью решена за счет создания в стране широкой сети бюро и групп  экспертов, а также организации  их работы непосредственно на предприятиях. Вместе с тем, отдельные предприятия-экспортеры высказывают пожелания упростить  выдачу сертификатов происхождения, прежде всего на однородную продукцию.

Следует отметить, что БелТПП не только оказывает содействие в развитии экспорта белорусской продукции, но и стремится стимулировать деятельность предприятий на внешнем рынке. В  этих целях организован конкурс  на звание “Лучший экспортер года", который проводится среди трех групп  предприятий: машиностроения и металлообработки, нефтехимической и деревообрабатывающей промышленности, а также легкой и  пищевой промышленности. По его итогам победителям вручаются переходящие  кубки, почетные дипломы и грамоты.

Эффективной формой содействия развитию внешнеэкономического сотрудничества является выставочно-ярмарочная деятельность. Участие в выставках предоставляет  предприятию прекрасную возможность  показать себя и свой товар лицом, найти ему нишу на зарубежном рынке. В структуре Палаты создано специальное  подразделение, которое занимается организацией в Беларуси как национальных зарубежных выставок, так и международных, имеющих важное значение для народнохозяйственного  комплекса страны. Кроме того, БелТПП организует национальные выставки Республики Беларусь за рубежом, а также выступает  организатором экспозиций белорусских  предприятий на международных выставках  и ярмарках в разных странах мира [21].

Расширилась география выставочной  деятельности Палаты: организовано участие  белорусских предприятий в Каирской (Египет), Тегеранской (Иран), Гаванской (Куба), Познаньской (Польша) международных  выставках и ярмарках [18].

Еще одно важное направление работы, связанное с привлечением иностранных  инвестиций, – создание свободных экономических зон. БелТПП работает в тесном контакте с администрациями СЭЗ. Подразделениями БелТПП с ними подписаны договора о сотрудничестве. В целях оказания помощи администрациям СЭЗ специалисты Палаты на бесплатной основе консультируют их потенциальных резидентов по вопросам внешнеэкономической деятельности, сертификации происхождения товаров, продукции, работ и услуг собственного производства, дают конкретные рекомендации по организации производства с учетом требований действующего законодательства Республики Беларусь. Кроме того, Палата оказывает постоянное внимание действующим резидентам СЭЗ. Для решения конкретных проблем и вопросов, связанных с их деятельностью, специалисты Палаты принимают участие в работе совещаний, проводимых в СЭЗах и МИДе, организуют рабочие встречи, выезжают на производства.

В общем объеме услуг, предоставляемых  Белорусской ТПП СЭЗам, наибольший удельный вес занимает сертификация происхождения товаров – 54%, сертификация продукции, работ и услуг собственного производства составляет 15%, экспертиза – 10%, услуги по ВЭД, переводы и др. – 21%.

Еще один немаловажный вид деятельности БелТПП – юридическая поддержка предприятий, работающих на внешнем рынке. Обеспечивается она путем легализации внешнеэкономической документации, правовой экспертизы заключенных договоров и контрактов, подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, а также оказания юридических консультаций по возврату денежных средств белорусским субъектам хозяйствования и решению других вопросов.

Достаточно новой в работе Палаты является функция по экспертизе договоров, заключаемых под кредитование из средств государственного бюджета  или заключаемых во исполнение межправительственных соглашений. Целью экспертизы является выявление типичных ошибок, допускаемых  в процессе заключения договоров, а  нередко и осознанного желания  иностранного партнера получить как  можно большую выгоду от заключаемой  сделки.

Говоря о юридической поддержке  предприятий, занимающихся экспортно-импортной  деятельностью, нельзя не остановиться и на такой специфической услуге, как разрешение возникающих между  партнерами хозяйственных споров. Эту  функцию выполняет созданный  при Палате Международный арбитражный  суд, который получил статус самостоятельного юридического лица и работает в рамках принятого Закона Республики Беларусь "О Международном арбитражном (третейском) суде". За период с 1998 г. судом рассмотрено 148 дел, 122 из которых  решены в пользу белорусских истцов. Следует заметить, что в случаях, когда торговые сделки осуществляются без должной правовой проработки, суд бессилен помочь в спорных  ситуациях. Очень часто имеют  место ситуации, когда при оформлении документов на куплю-продажу не предъявляются  четкие требования к качеству товаров, срокам его поставки, не предусматриваются  арбитражные оговорки и форс-мажорные обстоятельства. Поэтому предприятиям, работающим на внешнем рынке, особенно начинающим бизнесменам, желательно при  заключении торговых сделок пользоваться услугами Палаты [15].

Таким образом, можно сделать вывод, что свою деятельность БелТПП направляет, прежде всего, на оказание содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упрочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей Республики Беларусь с другими странами. И делает это она весьма успешно. Однако, к сожалению, в ее работе встречаются недостатки и упущения.

 

3 Перспективы развития  торгово-промышленных палат как  элемента внешнеэкономической инфраструктуры  в Республике Беларусь

 

 

Перспективы развития БелТПП включают в себя:

1. Развитие Центра поддержки  малого предпринимательства, по  оказанию содействия, прежде всего членам Палаты, иным организациям и предприятиям малого, среднего бизнеса в их деятельности, а также защите их прав, интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, выработке мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства, считая его приоритетным. Проведение регулярных мер по актуализации членской базы Палаты.

2. Налаживание тесного и многостороннего  сотрудничества между Белорусской торгово-промышленной  палатой и органами местной исполнительной и законодательной власти, направленного на выполнение одной из основных функций Палаты, такой как организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и властными структурами.

3. Проведение мер по повышению  профессионального уровня персонала  Палаты, подбору молодых перспективных  кадров и налаживанию системы контроля качества оказываемых услуг и проводимых мероприятий, направленных на развитие предпринимательской деятельности района.

4. Участие в работе совместно с Администрациями и ТПП областных центров по совершенствованию законодательства, в рамках рассмотрения законопроектов, внесению изменений в действующее законодательство, касающееся развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства в областях.

5. Организация работы по ведению негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей страны, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в РБ и за рубежом, что уже давно оценено белорусским бизнес сообществом, а также участниками мирового хозяйственного оборота.

6. Содействие развитию межрегиональных,  международных связей, направленных  на продвижение продукции малых  и средних предприятий на региональные и зарубежные рынки, включая формирование информационной базы данных:

– изучение потенциальных рынков сбыта товаров, работ, услуг, выявление предприятий других стран, готовых выходить на белорусский рынок с предложениями своей продукции, в которой имеется потребность, что в целом должно служить сбалансированному товарообороту, дальнейшему развитию и внедрению новых технологий и соблюдению условий добросовестной конкуренции;

– оказание практической помощи бизнесу в поиске надежных инвесторов, что способствует изменению процессов направленности экономики, поддержки производителей, ориентированных на сохранение и переработку местных сырьевых ресурсов;

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия