Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа
Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников
Закон о палатах предписывает обязательное членство для всех лиц, занятых собственным делом, и юридических субъектов, имеющих право руководить бизнесом на относящейся к палате территории, а также регулярный и обязательный взнос в местную палату. Благодаря этим процедурам государству удается добиваться прозрачности ведения бизнеса. Потенциальный зарубежный партнер всегда может получить полную, а главное достоверную, информацию о членах палаты.
Другой правовой особенностью континентальной модели является правило региональной области действия, которое гарантирует, что существует одна палата в каждом большом городе или в районе.
2. Англосаксонская или
В отличие от континентальной модели в англосаксонской модели отсутствует специальное законодательство, регулирующее деятельность палат. Торгово-промышленные палаты создаются и функционируют в соответствии с частноправовыми актами, на основе устава, разрабатываемого его членами, и на условиях, определяемых деловыми кругами того или иного региона, исходя из потребностей развития торгово-промышленной активности в регионе.
Палаты, основываясь на нормах гражданского и торгового права, должны придерживаться местных законов объединения, где они зарегистрированы.
Поскольку палаты по англосаксонской модели не регулируются специальным законом и при отсутствии делегированных государственных функций не подлежат специальному государственному контролю, они рассматриваются как палаты частного права.
Сфера деятельности палаты государством не регулируется, палаты пользуются полной независимостью и самостоятельностью.
Другим отличием от континентальной модели является то, что членство в палате в соответствии с англосаксонской моделью является добровольным. Как следствие, база членства обычно меньше и не обязательно включает все предприятия в данном районе, но при этом она может охватывать больше различных секторов.
Согласно англосаксонской
В то же время некоторые округа и регионы могут не иметь палаты, которая представляла бы их интересы.
3. Смешанная модель построения
торгово-промышленных палат
Такие палаты создаются путем принятия законодательных актов, устанавливающих их общие цели и задачи, но основные функции палат и их организационные структуры определяют уставы палат.
Наиболее характерные черты этой модели представлены в деятельности торгово-промышленных палат Японии, Таиланда, ряда стран Юго-Восточной Азии.
4. До экономической и
По составу членов и сфере влияния на экономическую деятельность среди торговых палат выделяют:
1) Местные торговые палаты, охватывающие
своей деятельностью
2) Национальные торговые палаты
распространяют свое влияние
на всю территорию государства
и имеют своими членами
Крупнейшей национальной торговой палатой является Торговая палата США, поддерживающая контакты с правительственными учреждениями США и с иностранными представительствами, давая им рекомендации по вопросам развития торговли.
Аналогичное значение имеет Ассоциация британских торговых палат в Англии.
Заграничные торговые палаты организуются национальными ассоциациями торгово-промышленных кругов одной страны на территории другой страны. В их задачи входит содействие экспорту товаров, капиталов, лицензий в соответствующие страны, изучение местного рынка, условий торговли и транспорта, торговой политики, законодательства фирмы страны пребывания и т.д.
Смешанные торговые палаты создаются
национальными организациями
Статистика многих развитых стран
мира свидетельствует о том, что
от 50 до 80% доходной части бюджета
государства приносит малый бизнес
(до 70% в среднем по странам ЕС,
61% в Японии, 40% в США). Доля малых
форм предприятий в
Защита интересов малого бизнеса в различных формах входит в сферу деятельности торговых палат многих стран мира, прежде всего США, Японии и стран Западной Европы. Что касается США, то участие торговых палат в такой деятельности объясняется, прежде всего, тем, что малые предприятия являются основой американской экономики, а местные торговые палаты – это, прежде всего, деловые объединения малого бизнеса. Соответственно, делами малого бизнеса занимаются все без исключения многочисленные торговые палаты. В этом плане характерна позиция Торговой палаты США (ТП США), одной из приоритетных задач которой является изучение проблем и защита интересов малого бизнеса. Достаточно сказать, что почти каждое четвертое обращение президента ТП США по актуальным проблемам национального бизнеса в той или иной степени посвящено вопросам малого предпринимательства.
В начале 1998 г. ТП США вдвое увеличила
число своих лоббистов в
Также интересен опыт работы торговых
палат по поддержке малого бизнеса
в Японии. После финансового кризиса
1998 г. правительство Японии приняло
ряд долговременных стратегических
решений по повышению
К концу 2006 г. было сформировано около
50 тысяч производственных центров
предпринимательства, объединяющих на
технологической и
В условиях ужесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное время в японской экономике существует превышение количества закрываемых МСП над числом вновь создаваемых предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий, и особенно в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски.
Важную роль здесь играют созданные так называемые специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, действующие в рамках местных ТПП. Специалисты, работающие в этих бюро, проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций, утверждаемых председателем соответствующего отделения ТПП, является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи. Кроме того, если малое предприятие, не имеющее поручителя и залога или испытывающее трудности с получением средств в коммерческих банках, обращается за ссудой, то оно предварительно должно заручиться согласием местного отделения ТПП. Отделение рассматривает обращение предпринимателя и готовит т.н. "рекомендательное письмо", которое является основанием для получения суммы. Ее размер составляет до 5,5 млн. йен, выдаваемой сроком на 6 лет из расчета 3,4% годовых с льготным периодом в 6 месяцев.
Без рекомендаций местной ТПП малые предприятия, работающие меньше года, не могут получить также беспроцентную ссуду на модернизацию оборудования в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 40 млн. йен, сроком на 5 лет [10].
Значительный интерес представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа "Предпринимательство во Франции", в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии.
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого
бизнеса в Германии, как и в
ряде развитых стран, предусматривают
приоритетную поддержку, прежде всего,
наукоемких отраслей производства. Льготное
кредитование малого бизнеса со стороны
государственных органов
– кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
‒ кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
‒ кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
‒ кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
‒ проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
‒ программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
‒ программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».
Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что малый бизнес в Германии
имеет свою специфику и историю
развития. В частности, еще в эпоху
зарождения капитализма, с появлением
первых крупных предпринимателей, начали
создаваться торгово-
Ассоциация Германских торгово-промышленных
палат объединяет собой все палаты
и представляет интересы предпринимателей
на федеральном уровне. Основная задача
этой ассоциации сотрудничество тесная
работа с представителями торгово-
В настоящий момент торгово-промышленные
палаты Германии участвуют в формировании
бюджетов всех уровней, развитии строительства
и промышленности, подготовке законопроектов,
касающихся регулирования деятельности
малых предприятий. Торгово-промышленные
палаты имеют большое влияние
на все стороны жизни общества,
участвуя в заседании местных
органов самоуправления, принимая важнейшие
социально-экономические