Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа
Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников
Торговая палата Нью-Йорка, наряду с решениями вопросов по стабилизации курса доллара, по разрешению споров на равноправной основе и по повышению уровня образования торгового класса, занимается проблемами градостроительства объектов инфраструктуры, каналов, железнодорожных линий и других объектов. Подобные функции берут на себя и другие торговые палаты.
Среди услуг, оказываемых торговыми палатами непосредственно своим членам, на первом месте стоит обеспечение их необходимой статистической информацией. Сведения о ввозе и вывозе из отдельных штатов, а также из всей страны в целом, отчеты об урожаях и погоде составляются с возможной точностью и быстротой и предоставляются палатой в форме, удобной для практического использования.
Конечно, при всем своем желании мелкие торговые палаты не могут и не оказывают никакого влияния на политическую жизнь США; их задача обеспечить необходимое влияние на местном и региональном уровне, но национальная палата – Торговая палата США – считается самой влиятельной, представительской организацией в Америке, и с ней считаются все крупные политики.
Потребность в объединении различных
представительских организации
сказалась на общественной жизни
США довольно рано. Уже в середине
ХIХ столетия делегаты отдельных
организаций собирались по различным
поводам в так называемые Commercials
Convention. Инициатива в создании постоянной
организации для
Заседания Национальной торговой палаты обычно проходили один раз в году, в декабре или январе, причем с 1892 года в Вашингтоне. В 1904 году в состав Национальной торговой палаты входили 38 местных представительских торговых организаций и 10 национальных профессиональных союзов. Окончательное объединение торговых палат произошло и 1912 году в Торговую палату США (ТП США) [4].
В ТП США в качестве членов входят 1200 торговых ассоциаций. Взнос в ТП США в среднем составляет 700 долларов в год. Крупные компании платят до 100000 долларов в год в зависимости от собственного оборота, мелкие – 150-200 долларов, местные палаты столько же. Члены местных палат, не являющиеся членами ТП США, в необходимых случаях пользуются ее услугами. В отличие от многих стран Европы, где членство в палатах обязательное, а статус ТПП определяется законом, в США членство в палате добровольное. Причем статус определяет не национальное законодательство, а традиции, сложившиеся по отношению к различного рода общественным организациям. ТП США имеет 600 представителей во всех штатах и городах Америки, а также 72 представителя за рубежом. Главные направления деятельности палаты – оказание услуг предпринимателям, защита их интересов, лоббирование предпринимательских программ и проектов в органах власти.
Численность сотрудников палаты составляет примерно 1100 человек. В палате существуют три основных направления работы: административная работа; общие вопросы и работа с членами палаты; связь с различными организациями, в том числе с правительством. Председатель ТП США избирается сроком на один год. В структуре палаты 6 отделов (департаментов), которые осуществляют следующие функции: связь с общественностью; коммуникации и строительство палаты (членская база); публикации в прессе и издание журналов, брошюр и т. д.; информационный отдел; телерадиовещание; специальные программы палаты через СМИ.
В Совет директоров ТП США входит 65 человек – это представители крупных компаний и малого бизнеса. Непременное условие работы Совета директоров – присутствие в его составе представителей всех отраслей промышленности. Совет директоров собирается три раза в год.
Главная задача департамента по работе с членами палаты – сбор членских взносов с членов палаты и привлечение новых членов. Ежегодно в палату вступает 60-80 тыс. различных организаций и компаний. Кроме сотрудников департамента, работу по привлечению новых членов ведут 450 внештатных сотрудников-волонтеров. Каждый обходит около 10 предприятий в день, два из которых становятся членами палаты. Сотрудники департамента получают зарплату плюс процент от полученных взносов, внештатные сотрудники – только комиссионные.
Главное в работе с крупными компаниями – убедить руководителей крупных компаний в преимуществе членства в палате, информируя их о широком спектре предоставляемых ею услуг. Сотрудники, ведущие работу с крупными компаниями, – высококвалифицированные специалисты в области экономики, внешнеэкономических связей, права, бухгалтерского учета и т.д. По своей специализации они ведут работу в 40 постоянно действующих комиссиях, число которых при необходимости может быть увеличено.
В США около 21 млн. малых предприятий, в том числе 14 млн. частных фирм, которые формируют примерно 50% доходной части бюджета страны.
В избирательных кампаниях в
Конгресс основу электората составляют
представители от малого предпринимательства,
поэтому ему традиционно
Система взаимодействия малых предприятий и ТП США следующая: 30 - 40 компаний объединяются в совет для проведения своей линии (в России аналог – ассоциации или профессиональные гильдии). Советы получают от палаты услуги и в то же время готовят свои предложения для рассмотрения на Совете директоров палаты.
Отдельное направление работы палаты – анализ развития предпринимательства. Для этого ведется статистика по налогам и доходам, проводится анализ законов США, осуществляется тесный контакт с налоговыми инспекциями. На основе этих данных составляются прогнозы и экономические обзоры, которые передаются в Совет директоров палаты и распространяются среди членов.
Целью аккредитации местных палат является дальнейшее повышение эффективности работы палат на местах. Аккредитованные палаты находятся в привилегированном положении. Стоимость аккредитации – 625 долларов. Порядок аккредитации следующий: местная палата подает заявление в ТП США, при рассмотрении вопроса об аккредитации учитываются план работы палаты, финансовое состояние и материально-техническая база. Затем проводятся встречи и беседы с руководством местной палаты, после чего составляется протокол-отчет, который передается на рассмотрение в Совет по аккредитации, только после этого вопрос выносится на Совет директоров ТП США. Переаккредитация проходит каждые 5 лет.
ТП США регулярно издает специально для малого бизнеса журнал «Предприниматели нации», тираж – 860 тыс. экземпляров, круг читающих – 2,5 млн. человек; журнал «Вестник ТП», отражающий жизнь палаты и развитие предпринимательства, тираж – 220 тыс. экземпляров, круг читающих – 400 тыс. человек (члены палаты получают журнал бесплатно, в счет уплаченных взносов); "Бюллетень по бизнесу" – издание для бизнесменов, освещающее вопросы по действующему законодательству [5].
Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce – ICC) – независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Штаб-квартира организации находится в Париже. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. На территории бывшего СССР действуют Российский (ICC Russia), Украинский (ICC Ukraine), Литовский (ICC Liethaniua) и Грузинский (ICC Georgia) национальные комитеты ICC.
Основная цель МТП заключается в повышении уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.
Основными целями МТП являются:
– представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;
– обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;
– разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
– предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;
– поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран [6].
Подготовкой политических заявлений
МТП и разработкой
Действуют также специализированные органы:
‒ Международный арбитражный суд;
‒ Постоянный комитет Международного морского арбитража;
‒ Международный центр
‒ Международный Совет по практике маркетинга;
‒ Институт международного предпринимательского права и практики;
‒ Международное бюро торговых палат;
‒ Служба МТП по коммерческой преступности;
‒ Центр по морскому сотрудничеству.
Среди документов МТП такие, как
«Инкотермс» (Унифицированные торговые
термины МТП), «Унифицированные правила
и обычаи для документарных
Ежегодно обновляемая
Каждые два года МТП проводит
Всемирные конгрессы, являющиеся для
бизнеса событием глобального масштаба,
на которых обсуждаются
При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража, как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров [7].
Торгово-промышленные палаты мира имеют
400-летнюю историю. Организационная, правовая
и другие особенности систем палат
обусловили появление различных
моделей их построения. В некоторых
странах торгово-промышленные палаты
выступают как частные
Исторически в мировой практике сложилось, в основном, три организационно-правовые формы торгово-промышленных палат:
– континентальная модель;
‒ англосаксонская модель;
‒ смешанная модель.
1. По континентальной модели
построения организованы
Согласно континентальной
Закон о палатах описывает создание палат как корпораций в рамках публичного права. Этот правовой статус дает возможность правительству делегировать торгово-промышленным палатам некоторые административные и управленческие функции в сфере хозяйственной и социальной деятельности (образование, регистрация бизнеса, сертификация, аккредитация, выдача различных торговых документов и др.).
Возложение государственной
По континентальной модели торгово-промышленные палаты имеют, как правило, консультативный статус при правительствах и местных органах власти.
В ряде стран законом установлено,
что палаты имеют свои представительства
в органах государственной