Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Торговая палата Нью-Йорка, наряду с решениями вопросов по стабилизации курса доллара, по разрешению споров на равноправной основе и по повышению  уровня образования торгового класса, занимается проблемами градостроительства объектов инфраструктуры, каналов, железнодорожных  линий и других объектов. Подобные функции берут на себя и другие торговые палаты.

Среди услуг, оказываемых торговыми  палатами непосредственно своим  членам, на первом месте стоит обеспечение  их необходимой статистической информацией. Сведения о ввозе и вывозе из отдельных  штатов, а также из всей страны в  целом, отчеты об урожаях и погоде составляются с возможной точностью и быстротой и предоставляются палатой в форме, удобной для практического использования.

Конечно, при всем своем желании  мелкие торговые палаты не могут и  не оказывают никакого влияния на политическую жизнь США; их задача обеспечить необходимое влияние на местном  и региональном уровне, но национальная палата – Торговая палата США – считается самой влиятельной, представительской организацией в Америке, и с ней считаются все крупные политики.

Потребность в объединении различных  представительских организации  сказалась на общественной жизни  США довольно рано. Уже в середине ХIХ столетия делегаты отдельных  организаций собирались по различным  поводам в так называемые Commercials Convention. Инициатива в создании постоянной организации для представительства общих интересов принадлежит Бостонской торговой палате: 5 июня 1868 года 152 американские торговые организации образовали в Филадельфии Национальную торговую палату (National Board of Trade). Эта организация, согласно впоследствии (13 январи 1903 года) пересмотренного, дополненного и утвержденного устава, имела своей задачей «содействие деятельности отдельных торговых и промышленных представительных организаций Соединенных Штатов путем рассмотрения и надзора за торговыми обычаями и законами, в том числе путем обсуждения и составления записок обо всех вопросах, затрагивающих общие финансовые, промышленные и торговые интересы, содействовать единству деятельности отдельных организаций; наконец проводить общую политику в национальном законодательстве и управлении.

Заседания Национальной торговой палаты обычно проходили один раз в году, в декабре или январе, причем с 1892 года в Вашингтоне. В 1904 году в  состав Национальной торговой палаты входили 38 местных представительских  торговых организаций и 10 национальных профессиональных союзов. Окончательное  объединение торговых палат произошло  и 1912 году в Торговую палату США (ТП США) [4].

В ТП США в качестве членов входят 1200 торговых ассоциаций. Взнос в  ТП США в среднем составляет 700 долларов в год. Крупные компании платят до 100000 долларов в год в  зависимости от собственного оборота, мелкие – 150-200 долларов, местные палаты столько же. Члены местных палат, не являющиеся членами ТП США, в необходимых случаях пользуются ее услугами. В отличие от многих стран Европы, где членство в палатах обязательное, а статус ТПП определяется законом, в США членство в палате добровольное. Причем статус определяет не национальное законодательство, а традиции, сложившиеся по отношению к различного рода общественным организациям. ТП США имеет 600 представителей во всех штатах и городах Америки, а также 72 представителя за рубежом. Главные направления деятельности палаты – оказание услуг предпринимателям, защита их интересов, лоббирование предпринимательских программ и проектов в органах власти.

Численность сотрудников палаты составляет примерно 1100 человек. В палате существуют три основных направления работы: административная работа; общие вопросы и работа с членами палаты; связь с различными организациями, в том числе с правительством. Председатель ТП США избирается сроком на один год. В структуре палаты 6 отделов (департаментов), которые осуществляют следующие функции: связь с общественностью; коммуникации и строительство палаты (членская база); публикации в прессе и издание журналов, брошюр и т. д.; информационный отдел; телерадиовещание; специальные программы палаты через СМИ.

В Совет директоров ТП США входит 65 человек – это представители крупных компаний и малого бизнеса. Непременное условие работы Совета директоров – присутствие в его составе представителей всех отраслей промышленности. Совет директоров собирается три раза в год.

Главная задача департамента по работе с членами палаты – сбор членских взносов с членов палаты и привлечение новых членов. Ежегодно в палату вступает 60-80 тыс. различных организаций и компаний. Кроме сотрудников департамента, работу по привлечению новых членов ведут 450 внештатных сотрудников-волонтеров. Каждый обходит около 10 предприятий в день, два из которых становятся членами палаты. Сотрудники департамента получают зарплату плюс процент от полученных взносов, внештатные сотрудники – только комиссионные.

Главное в работе с крупными компаниями – убедить руководителей крупных компаний в преимуществе членства в палате, информируя их о широком спектре предоставляемых ею услуг. Сотрудники, ведущие работу с крупными компаниями, – высококвалифицированные специалисты в области экономики, внешнеэкономических связей, права, бухгалтерского учета и т.д. По своей специализации они ведут работу в 40 постоянно действующих комиссиях, число которых при необходимости может быть увеличено.

В США около 21 млн. малых предприятий, в том числе 14 млн. частных фирм, которые формируют примерно 50% доходной части бюджета страны.

В избирательных кампаниях в  Конгресс основу электората составляют представители от малого предпринимательства, поэтому ему традиционно оказывается  финансовая поддержка через банки. Существуют даже деление программы  поддержки малого бизнеса, на которые  выделяется 4,5 млрд. долларов. Банки  охотно кредитуют малый бизнес, поддерживаемый гарантиями правительства; к тому же они имеют большие льготы по налогам, если помогают малому предпринимательству.

Система взаимодействия малых предприятий  и ТП США следующая: 30 - 40 компаний объединяются в совет для проведения своей линии (в России аналог – ассоциации или профессиональные гильдии). Советы получают от палаты услуги и в то же время готовят свои предложения для рассмотрения на Совете директоров палаты.

Отдельное направление работы палаты – анализ развития предпринимательства. Для этого ведется статистика по налогам и доходам, проводится анализ законов США, осуществляется тесный контакт с налоговыми инспекциями. На основе этих данных составляются прогнозы и экономические обзоры, которые передаются в Совет директоров палаты и распространяются среди членов.

Целью аккредитации местных палат является дальнейшее повышение эффективности работы палат на местах. Аккредитованные палаты находятся в привилегированном положении. Стоимость аккредитации – 625 долларов. Порядок аккредитации следующий: местная палата подает заявление в ТП США, при рассмотрении вопроса об аккредитации учитываются план работы палаты, финансовое состояние и материально-техническая база. Затем проводятся встречи и беседы с руководством местной палаты, после чего составляется протокол-отчет, который передается на рассмотрение в Совет по аккредитации, только после этого вопрос выносится на Совет директоров ТП США. Переаккредитация проходит каждые 5 лет.

ТП США регулярно издает специально для малого бизнеса журнал «Предприниматели нации», тираж – 860 тыс. экземпляров, круг читающих – 2,5 млн. человек; журнал «Вестник ТП», отражающий жизнь палаты и развитие предпринимательства, тираж – 220 тыс. экземпляров, круг читающих – 400 тыс. человек (члены палаты получают журнал бесплатно, в счет уплаченных взносов); "Бюллетень по бизнесу" – издание для бизнесменов, освещающее вопросы по действующему законодательству [5].

Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce – ICC) – независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Штаб-квартира организации находится в Париже. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. На территории бывшего СССР действуют Российский (ICC Russia), Украинский (ICC Ukraine), Литовский (ICC Liethaniua) и Грузинский (ICC Georgia) национальные комитеты ICC.

Основная цель МТП заключается  в повышении уважения к высоким  стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение  задач, связанных с либерализацией международной торговли.

Основными целями МТП являются:

– представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;

– обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;

– разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;

– предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;

– поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран [6].

Подготовкой политических заявлений  МТП и разработкой унифицированных  стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно  действующих комиссий и консультативных  групп, создаваемых по отраслевому  признаку и охватывающих все сферы бизнеса (международная торговля и инвестиционная политика; финансовые услуги; страхование; налогообложение; окружающая среда; энергетика; право и практика конкуренции; маркетинг и реклама; воздушный транспорт; морской и наземный транспорт; компьютеры, телекоммуникации и информационная политика; международный арбитраж; интеллектуальная и промышленная собственность).

Действуют также специализированные органы:

‒ Международный арбитражный суд;

‒ Постоянный комитет Международного морского арбитража;

‒ Международный центр экспертизы;

‒ Международный Совет по практике маркетинга;

‒ Институт международного предпринимательского права и практики;

‒ Международное бюро торговых палат;

‒ Служба МТП по коммерческой преступности;

‒ Центр по морскому сотрудничеству.

Среди документов МТП такие, как  «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила  и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 500), «Арбитражный регламент МТП», типовые международные контракты  и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран – членов МТП.

Ежегодно обновляемая программа  МТП, включающая в себя проведение международных  и национальных конференций и  семинаров, является важнейшим каналом  доведения экспертных оценок до широкой  аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при  активном содействии национальных комитетов  МТП.

Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для  бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные  проблемы, с которыми могут столкнуться  предприятия и компании в ближайшие  годы, и разрабатывается стратегия  решения этих проблем. Конгрессы  проводятся в разных странах мира по приглашению национальных комитетов  МТП.

При МТП работает Международный  арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в  обеспечении мирового признания  арбитража, как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров [7].

 

1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры

 

 

Торгово-промышленные палаты мира имеют 400-летнюю историю. Организационная, правовая и другие особенности систем палат  обусловили появление различных  моделей их построения. В некоторых  странах торгово-промышленные палаты выступают как частные ассоциации, организуемые на основе добровольного  членства, в других – как организации, имеющие публично-правовой характер. 

Исторически в мировой практике сложилось, в основном, три организационно-правовые формы торгово-промышленных палат:

– континентальная модель;

‒ англосаксонская модель;

‒ смешанная модель.

1. По континентальной модели  построения организованы торгово-промышленные  палаты Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии, Нидерландов,  Испании, Турции, Венгрии, Словении, Алжира, Египта, Мексики и некоторых  других стран.

Согласно континентальной модели палаты создаются на базе специального национального законодательства, определяющего  их задачи и роль в политической жизни страны, в хозяйственной  деятельности и в выполнении ряда административных функций. Законы устанавливают  требования, которым должен удовлетворять  предприниматель, чтобы стать членом палаты (оседлость, занесение в торговый реестр, размер уплачиваемого налога и т.д.).

Закон о палатах описывает создание палат как корпораций в рамках публичного права. Этот правовой статус дает возможность правительству  делегировать торгово-промышленным палатам  некоторые административные и управленческие функции в сфере хозяйственной  и социальной деятельности (образование, регистрация бизнеса, сертификация, аккредитация, выдача различных торговых документов и др.).

Возложение государственной ответственности  на самоуправляемые органы, какими являются палаты, соответствует политике децентрализации и общественного  участия. При этом деятельность палаты подлежит государственному контролю.

По континентальной модели торгово-промышленные палаты имеют, как правило, консультативный  статус при правительствах и местных  органах власти.

В ряде стран законом установлено, что палаты имеют свои представительства  в органах государственной власти и правительственные органы обязаны  консультироваться с палатами до принятия тех или иных экономических  решений, перед введением законов  или инструкций, что гарантирует  привлечение к экспертизе делового сектора.

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия