Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа
Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников
Исходя из зарубежного опыта, можно сделать вполне определенный вывод, что роль и значение торговых палат в формировании социально-экономического климата в стране и развитии рыночных отношений зависит не только от их активной деятельности в структурах государственной власти, но и инициативы самого бизнес-сообщества, выразителем интересов которого являются торговые палаты.
В рамках такой инициативы, по нашему мнению, можно выделить основные направления деятельности торговых палат, которая способствовала бы поддержки малого бизнеса и стимулированию инноваций.
Прежде всего, это консультативная
помощь членам палаты по организации
предпринимательской
Использование зарубежных представительств и совместных палат по оказанию содействия ВЭД своим членам, в том числе по подбору контрагентов, определению их надежности, налогообложению, таможенным процедурам, адаптации к местным условиям, так же играет немаловажную роль в поддержки предприятий малого бизнеса и прежде всего, экспорто-ориентированных.
По итогам 2011 г. объем внешней торговли товарами по методологии торгового баланса составил 86,0 млрд. долл. США, или на 43% больше уровня прошлого года. При этом экспорт товаров составил 40,3 млрд. долл. США, и увеличился на 59,4% по отношению к 2010 г. Сальдо сложилось отрицательным в размере 5,45 млрд. долл. США.
Рисунок 1 – Сальдо внешней торговли товарами и услугами
По итогам января-ноября 2011 г. во внешней торговле укрепляются наметившиеся в предыдущие месяцы положительные тенденции.
Значительно улучшилось отношение сальдо внешней торговли к ВВП, которое составило минус 3,4% (при прогнозе на год (-8,9) – (-9)%).
В целом отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь-ноябрь 2011 г. составило минус 1,77 млрд. долларов США и уменьшилось по сравнению с максимальным значением в январе-июне 2011 г. на 764,5 млн. долл. США.
За январь-ноябрь 2011 г. экспорт товаров и услуг составил 41,8 млрд. долл. или 157,9% к аналогичному периоду прошлого года, импорт - 43,6 млрд. долл. или 132,7%. Разрыв между темпами роста экспорта и импорта по итогам января-ноября 2011 г. увеличился до 25,2 п.п.
Рисунок 2 – Динамика темпов роста экспорта и импорта товаров и услуг в 2011 г., %
Рост экспорта продолжает поддерживаться
благоприятной ценовой
Рисунок 3 – Внешнеторговый оборот товаров и услуг
К уровню января-февраля 2011 г. из расчета в текущих ценах темп роста экспорта товаров и услуг по данным платежного баланса составил 153,3%, импорта – 109,6%, сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное и составило 838,6 млн. долларов.
По сравнению с январем-
По сравнению с январем 2011 г.
наиболее существенно выросли средние
цены и физические объемы экспорта
энергоносителей (соответственно на 19,4%
и в 4,3 раза), которые опередили
рост аналогичных показателей
Рисунок 4 – Сальдо внешней торговли товарами
В январе-феврале 2012 г. сформировалось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 387 млн. долларов (по данным торгового баланса).
Основным источником формирования положительного сальдо внешней торговли товарами является существенное снижение по сравнению с январем-февралем 2011 г. величины отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие) [12].
Рисунок 5 – Соотношение экспорта и объема внутреннего потребления
Среди основных факторов, оказавших влияние на формирование сальдо внешней торговли товарами в январе-феврале т.г. можно выделить следующие: увеличение экспорта нефтепродуктов (в 2,6 раза); снижение стоимостного объема импорта природного газа (за счет снижения цен); увеличение экспорта и сокращение импорта по группам продовольственных и непродовольственных товаров; прирост экспорта инвестиционных товаров; снижение объемов экспорта калийных удобрений; увеличение импорта нефти.
В январе-феврале 2012 г. соотношение экспорта и объема промышленного производства составило 62,1% при годовом значении прогноза на 2012 г. 65%. В январе соотношение составляло 59,2%, в феврале - 65%.
Рисунок 6 – Доля экспорта в продукции промышленности в 2011 году (средневзвешенный курс)
Эффективность проводимой работы по переориентации предложения с внутреннего на внешние рынки подтверждается устойчивым ростом на протяжении 2011 г. удельного веса экспорта в объемах промышленного производства (в январе – 35,9%, в январе-ноябре – 65,0%), и оказывает благоприятное воздействие на улучшение состояния внешней торговли республики [13].
23 декабря 1952 года в соответствии
с распоряжением Совета
Своевременно были подобраны и
обучены кадры, призванные решать поставленные
задачи, создана материальная база.
В целях недопущения
Понятно, что по мере роста объемов оказываемых услуг, усложнения решаемых задач совершенствовалась структура Отделения, расширялась география его деятельности, охватив практически всю территорию республики. В результате в 1972 году Минское отделение Всесоюзной торговой палаты было преобразовано в Торгово-промышленную палату Белорусской ССР.
Новым этапом в деятельности Палаты
стал 1991 год. С приобретением Беларусью
суверенитета, признанием ее субъектом
международного права, свободным и
самостоятельным выходом
Белорусская торгово-промышленная палата является одним из учредителей и активным членом Международного Совета Торгово-промышленных и хозяйственных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также членом Совета ТПП стран Центральной Европейской Инициативы. Она является действительным членом Международной торговой палаты, штаб-квартира которой находится в Париже.
В своей деятельности БелТПП руководствуется
Конституцией Республики Беларусь, Указом
Президента Республики Беларусь от 23.07.2001
г. № 403 "О Белорусской торгово-
В целях содействия развитию предпринимательской
деятельности в Республике Беларусь
и создания благоприятных условий
для упрочения
1.1 Белорусская торгово-
Белорусская торгово-промышленная палата является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и ее уставом.
Белорусская торгово-промышленная палата
может создавать
1.2 Белорусская торгово-
1.3 Основными задачами
‒ содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров, работ и услуг, привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;
‒ оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, в проведении торговых операций на внешних рынках;
‒ представление и защита интересов членов Белорусской торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;
‒ развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;
‒ совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;
‒ распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, национальном законодательстве о внешнеэкономической деятельности, обычаях и правилах международной торговли;
‒ организация международных и национальных выставок и ярмарок;
‒ выполнение отдельных функций, возложенных на Белорусскую торгово-промышленную палату законодательством Республики Беларусь;
1.4 Руководящими органами
‒ съезд – высший орган управления, созываемый не реже одного раза в 3 года;
‒ совет – избираемый съездом орган управления, осуществляющий руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты в период между съездами;
‒ президиум – исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты, состав которого утверждается советом по представлению президента палаты;
‒ президент – руководитель Белорусской торгово-промышленной палаты, являющийся по должности председателем совета и президиума;
1.5 Президент Белорусской торгово-
1.6 Белорусская торгово-
1.7 Источниками формирования
В БелТПП предусмотрено фиксированное членство. Согласно Уставу БелТПП, членами Палаты могут являться юридические лица независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, и индивидуальные предприниматели, признающие и выполняющие положения Устава БелТПП и уплачивающие членские взносы. Юридические лица участвуют в деятельности Палаты через своих представителей. Индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь может присваиваться звание Почетного члена БелТПП за особые заслуги в развитии экономики и внешнеэкономических связей нашей страны и деятельности БелТПП.
Члены БелТПП могут прекратить свое членство, подав письменное заявление в Президиум. Члены Палаты, не уплатившие в течение года членские взносы, могут быть исключены из нее.
Палата уполномочена представлять
и защищать интересы своих членов
в государственных органах
Принцип членства – добровольный. Но, несмотря на это, членами палаты являются фактически все основные белорусские производители, экспортеры и импортеры продукции машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической отраслей, легкой и деревообрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, товаров народного потребления, торговли и услуг, фундаментальной и прикладной науки. Тесно сотрудничая с Палатой, они получают дополнительные возможности для успешной реализации поставленных задач.