Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Исходя из зарубежного опыта, можно  сделать вполне определенный вывод, что роль и значение торговых палат  в формировании социально-экономического климата в стране и развитии рыночных отношений зависит не только от их активной деятельности в структурах государственной власти, но и инициативы самого бизнес-сообщества, выразителем интересов которого являются торговые палаты.

В рамках такой инициативы, по нашему мнению, можно выделить основные направления  деятельности торговых палат, которая способствовала бы поддержки малого бизнеса и стимулированию инноваций.

Прежде всего, это консультативная  помощь членам палаты по организации  предпринимательской деятельности, ВЭД и другим финансовым и экономическим  вопросам; экспертиза проектов законодательных  актов и подготовка по ним заключений для представления властным структурам коллективного мнения деловых кругов по их соответствию политике рыночных реформ и развитию деятельности малого предпринимательства.

Использование зарубежных представительств и совместных палат по оказанию содействия ВЭД своим членам, в том числе  по подбору контрагентов, определению  их надежности, налогообложению, таможенным процедурам, адаптации к местным  условиям, так же играет немаловажную роль в поддержки предприятий  малого бизнеса и прежде всего, экспорто-ориентированных.

 

2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь

 

2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны

 

 

По итогам 2011 г. объем внешней  торговли товарами по методологии торгового  баланса составил 86,0 млрд. долл. США, или на 43% больше уровня прошлого года. При этом экспорт товаров составил 40,3 млрд. долл. США, и увеличился на 59,4% по отношению к 2010 г. Сальдо сложилось  отрицательным в размере 5,45 млрд. долл. США.

 

 

Рисунок 1 – Сальдо внешней торговли товарами и услугами

 

По итогам января-ноября 2011 г. во внешней  торговле укрепляются наметившиеся в предыдущие месяцы положительные  тенденции.

Значительно улучшилось отношение  сальдо внешней торговли к ВВП, которое  составило минус 3,4% (при прогнозе на год (-8,9) – (-9)%).

В целом отрицательное сальдо внешней  торговли товарами и услугами за январь-ноябрь 2011 г. составило минус 1,77 млрд. долларов США и уменьшилось по сравнению  с максимальным значением в январе-июне 2011 г. на 764,5 млн. долл. США.

За январь-ноябрь 2011 г. экспорт товаров  и услуг составил 41,8 млрд. долл. или 157,9% к аналогичному периоду прошлого года, импорт - 43,6 млрд. долл. или 132,7%. Разрыв между темпами роста экспорта и импорта по итогам января-ноября 2011 г. увеличился до 25,2 п.п.

 

 

Рисунок 2 – Динамика темпов роста экспорта и импорта  товаров и услуг в 2011 г., %

 

Рост экспорта продолжает поддерживаться благоприятной ценовой конъюнктурой на внешних рынках, а также существенным (опережающим по сравнению с индексом средних экспортных цен) приростом  физических объемов продаж продукции.

 

 

Рисунок 3 – Внешнеторговый оборот товаров и услуг

 

К уровню января-февраля 2011 г. из расчета  в текущих ценах темп роста  экспорта товаров и услуг по данным платежного баланса составил 153,3%, импорта  – 109,6%, сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное  и составило 838,6 млн. долларов.

По сравнению с январем-февралем 2011 г. сальдо улучшилось на 2189,5 млн. долларов за счет обеспечения позитивного  баланса, как в торговле товарами (516,4 млн. долларов), так и услугами (322,2 млн. долларов).

По сравнению с январем 2011 г. наиболее существенно выросли средние  цены и физические объемы экспорта энергоносителей (соответственно на 19,4% и в 4,3 раза), которые опередили  рост аналогичных показателей импорта  энергетических товаров.

 

 

Рисунок 4 – Сальдо внешней торговли товарами

 

В январе-феврале 2012 г. сформировалось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 387 млн. долларов (по данным торгового баланса).

Основным источником формирования положительного сальдо внешней торговли товарами является существенное снижение по сравнению с январем-февралем 2011 г. величины отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и  комплектующие) [12].

 

 

Рисунок 5 – Соотношение  экспорта и объема внутреннего потребления

 

Среди основных факторов, оказавших  влияние на формирование сальдо внешней  торговли товарами в январе-феврале  т.г. можно выделить следующие: увеличение экспорта нефтепродуктов (в 2,6 раза); снижение стоимостного объема импорта природного газа (за счет снижения цен); увеличение экспорта и сокращение импорта по группам продовольственных и  непродовольственных товаров; прирост  экспорта инвестиционных товаров; снижение объемов экспорта калийных удобрений; увеличение импорта нефти.

В январе-феврале 2012 г. соотношение  экспорта и объема промышленного  производства составило 62,1% при годовом  значении прогноза на 2012 г. 65%. В январе соотношение составляло 59,2%, в феврале - 65%.

 

 

Рисунок 6 – Доля экспорта в продукции промышленности в 2011 году (средневзвешенный курс)

 

Эффективность проводимой работы по переориентации предложения с внутреннего  на внешние рынки подтверждается устойчивым ростом на протяжении 2011 г. удельного веса экспорта в объемах  промышленного производства (в январе – 35,9%, в январе-ноябре – 65,0%), и оказывает  благоприятное воздействие на улучшение  состояния внешней торговли республики [13].

 

2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь

 

 

23 декабря 1952 года в соответствии  с распоряжением Совета Министров  СССР было создано Белорусское  отделение Всесоюзной торговой  палаты [14]. С этого дня принято вести отсчет биографии БелТПП. Возраст младенческий в сравнении с периодом существования этого института в мировой предпринимательской практике, но это не мешает ей вносить заметный вклад в развитие промышленного потенциала республики и укрепление ее внешнеэкономических связей.

Своевременно были подобраны и  обучены кадры, призванные решать поставленные задачи, создана материальная база. В целях недопущения поступления  в страну некачественной продукции  была сформирована разветвленная сеть экспертизы. Во всех областных центрах  образованы отделения, а в городах  – бюро и группы экспертов. Главной целью деятельности палаты в тот период являлось содействие развитию научно-технического и экспортного потенциала Беларуси.

Понятно, что по мере роста объемов  оказываемых услуг, усложнения решаемых задач совершенствовалась структура  Отделения, расширялась география  его деятельности, охватив практически  всю территорию республики. В результате в 1972 году Минское отделение Всесоюзной торговой палаты было преобразовано  в Торгово-промышленную палату Белорусской  ССР.

Новым этапом в деятельности Палаты стал 1991 год. С приобретением Беларусью  суверенитета, признанием ее субъектом  международного права, свободным и  самостоятельным выходом отечественных  товаропроизводителей на зарубежные рынки  резко возросла роль палаты как органа, призванного содействовать развитию национальной экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий  для предпринимательства и экспортной деятельности [15].

Белорусская торгово-промышленная палата является одним из учредителей и  активным членом Международного Совета Торгово-промышленных и хозяйственных  палат стран Центральной и  Восточной Европы, а также членом Совета ТПП стран Центральной  Европейской Инициативы. Она является действительным членом Международной  торговой палаты, штаб-квартира которой  находится в Париже.

В своей деятельности БелТПП руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2001 г. № 403 "О Белорусской торгово-промышленной палате", Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 208-З "О торгово-промышленной палате"; Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 27.01.1998 г. № 110 "О  некоторых вопросах деятельности Белорусской  торгово-промышленной палаты" (изменения  и дополнения от 19.09.2001 г.), иными актами законодательства и своим Уставом.

В целях содействия развитию предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь и создания благоприятных условий  для упрочения внешнеэкономических  связей субъектов предпринимательской  деятельности с иностранными партнерами, президент Республики Беларусь принял указ №403 от 23 июля 2001 года, которой  установил, что:

1.1 Белорусская торгово-промышленная  палата является негосударственной  некоммерческой организацией, основанной  на членстве юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  Республики Беларусь.

Белорусская торгово-промышленная палата является юридическим лицом и  осуществляет свою деятельность в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и ее уставом.

Белорусская торгово-промышленная палата может создавать представительства  и филиалы, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании  утвержденных палатой положений  о них;

1.2 Белорусская торгово-промышленная  палата может заниматься предпринимательской  деятельностью для выполнения  задач, определенных ее уставом,  и соответствующей этим задачам.  Полученные прибыль и доходы  между членами палаты не распределяются, а направляются на выполнение ее уставных задач;

1.3 Основными задачами Белорусской  торгово-промышленной палаты являются:

‒ содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров, работ и услуг, привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

‒ оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, в проведении торговых операций на внешних рынках;

‒ представление и защита интересов членов Белорусской торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;

‒ развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;

‒ совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;

‒ распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, национальном законодательстве о внешнеэкономической деятельности, обычаях и правилах международной торговли;

‒ организация международных и национальных выставок и ярмарок;

‒ выполнение отдельных функций, возложенных на Белорусскую торгово-промышленную палату законодательством Республики Беларусь;

1.4 Руководящими органами Белорусской  торгово-промышленной палаты являются:

‒ съезд – высший орган управления, созываемый не реже одного раза в 3 года;

‒ совет – избираемый съездом орган управления, осуществляющий руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты в период между съездами;

‒ президиум – исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты, состав которого утверждается советом по представлению президента палаты;

‒ президент – руководитель Белорусской торгово-промышленной палаты, являющийся по должности председателем совета и президиума;

1.5 Президент Белорусской торгово-промышленной  палаты избирается на должность  и освобождается от должности  советом палаты по предложению  Министерства иностранных дел;

1.6 Белорусская торгово-промышленная  палата может иметь в собственности  строения, сооружения, оборудование, транспортные  и денежные средства, ценные бумаги  и другое имущество, необходимое  для осуществления уставных задач;

1.7 Источниками формирования имущества  Белорусской торгово-промышленной  палаты являются вступительные  и членские взносы, прибыль от  предпринимательской деятельности  палаты, другие доходы и поступления,  не запрещенные законодательством Республики Беларусь [16].

В БелТПП предусмотрено фиксированное  членство. Согласно Уставу БелТПП, членами  Палаты могут являться юридические  лица независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, и индивидуальные предприниматели, признающие и выполняющие положения  Устава БелТПП и уплачивающие членские взносы. Юридические лица участвуют  в деятельности Палаты через своих  представителей. Индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь может присваиваться  звание Почетного члена БелТПП за особые заслуги в развитии экономики  и внешнеэкономических связей нашей  страны и деятельности БелТПП.

Члены БелТПП могут прекратить свое членство, подав письменное заявление  в Президиум. Члены Палаты, не уплатившие в течение года членские взносы, могут быть исключены из нее.

Палата уполномочена представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах Республики Беларусь, а также осуществлять представительские  функции членов БелТПП в международных  торговых, финансовых и других экономических  организациях [17].

Принцип членства – добровольный. Но, несмотря на это, членами палаты являются фактически все основные белорусские производители, экспортеры и импортеры продукции машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической отраслей, легкой и деревообрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, товаров народного потребления, торговли и услуг, фундаментальной и прикладной науки. Тесно сотрудничая с Палатой, они получают дополнительные возможности для успешной реализации поставленных задач.

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия