Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Что касается совершенствования работы Белорусской торгово-промышленной палаты в сфере малого и среднего бизнеса, то в данной области делаются только первые шаги. А отставание этой сферы составляет один из факторов, наиболее отрицательно влияющих на динамику белорусской экономики и развитие общественных отношений.

Опыт развития мировой экономики  показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная  на содействие развитию малого предпринимательства, крайне важна для достижения сбалансированного  экономического роста. Малые предприятия  различных форм собственности вносят свой вклад в нейтрализацию монополизма, помогают решать социальные проблемы. Именно на этой базе можно осуществить  структурную перестройку экономики. Это наглядно демонстрируют США  и государства ЕС, которые достигли значительных успехов в экономике, прежде всего за счет поддержки и  развития малого и среднего бизнеса.

БелТПП следует взять на себя решение указанной проблемы. Создание условий для нормального функционирования "частного" предпринимательства должно стать основной ее задачей, а впоследствии – одной из главных задач государства. Можно выделить некоторые преимущества Палаты в содействии малому и среднему бизнесу:

– у нее лучший доступ к целевой группе и она более знакома с проблемами и нуждами предпринимателей;

– Палата может уравновешивать интересы государственной политики и требования малого и среднего бизнеса;

– Палата обладает необходимыми знаниями и возможностями для предоставления практической помощи частному сектору;

– она менее бюрократична и более гибка в принятии решений;

– деловые круги могут контролировать деятельность Палаты;

– Палата через свои контакты с правительством, банками и финансовыми институтами может эффективно воздействовать на формирование схем для финансирования малых и средних предприятий;

– постоянно контактируя с предприятиями всего мира посредством организации различных ярмарок и выставок, обмена деловыми делегациями, Палата находится в намного лучшей позиции, чем правительство, для обеспечения передачи новых технологий малым и средним предприятиям.

Наше исследование подтверждает, что успешное выполнение палатой следующих услуг значительно повлияет на развитие малых и средних предприятий:

– предложение информации о текущей экономической ситуации, новых положениях законодательства, торговых возможностях на местном и зарубежном рынках, о продукции и новейших технологиях и иных важных сведений, воздействующих на деятельность и рост малых и средних предприятий;

– образование консультационных центров с квалифицированным персоналом для оказания помощи в технической, правовой, фискальной и маркетинговой сферах;

– организация обучающих курсов для руководителей и служащих небольших фирм;

– образование офисов, связывающих малый бизнес и большую промышленность;

– организация деятельности по совместному бизнесу (совместная реклама или групповые выставки на торговых ярмарках);

– предложение обычных коммуникационных услуг (телефон, телефакс, деловые центры);

– организация встреч "покупатель-продавец";

– проведение исследований для малого бизнеса.

Приведенный круг возможных услуг  Палаты для малого предпринимательства  достаточно велик, и не все они  могут быть необходимы тому или иному  предприятию. Поэтому, прежде всего  Палате необходимо более четко определиться с набором услуг, который наиболее полно отвечал бы нуждам ее членов. Последующий упор на такие услуги поможет Палате более правильно  переориентироваться и адаптировать себя к осуществлению своей значимой роли в экономическом развитии страны.

Особый интерес представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа "Предпринимательство во Франции", в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии. Возможно, БелТПП следует инициировать какую-либо подобную программу и в нашей стране.

Не менее полезным для нашей  палаты является опыт японских ТПП  в сфере поддержки малого предпринимательства. В рамках местных ТПП Японии действуют  специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, специалисты  которых проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся  в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для  предпринимателей. Получение таких  рекомендаций является необходимым  условием для оказания предпринимателю  финансовой помощи [14].

БелТПП также следует принимать  меры по поддержке внешнеторговой деятельности малых предприятий. Сегодня большинство  белорусских малых предприятий, как правило, не подготовлены для  деятельности на внешних рынках, плохо  разбираются в конъюнктуре конкретных товарных рынков, не обладают опытом контрактной работы. К тому же их продукция чаще всего неконкурентоспособна на зарубежных рынках. Помимо того, современный этап развития характеризуется рядом особенностей, которые в целом не благоприятны для активного включения малого и среднего предпринимательства в международное сотрудничество (неустойчивое состояние белорусской экономики, отсутствие хозяйственной стабильности, нерешенность проблем налогообложения, правовая неурегулированность многих сторон малого бизнеса). В данных условиях совершенно необходима помощь Палаты. При этом речь идет как о поддержке материальными ресурсами с целью освоения новых технологических процессов и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции (для этого целесообразно создавать специальные фонды), так и об информационном и организационном обеспечении, позволяющем предпринимателям получать исчерпывающую информацию о рыночных условиях, зарубежных партнерах и возможностях установления устойчивых связей.

БелТПП имеет большой потенциал  развития. Данные рекомендации позволят устранить недостатки в ее деятельности и помогут повысить эффективность ее функционирования.

Система палат в целом достойно выдержала непростые испытания, сумела не только сохранить, но и по ряду позиций добиться приращения своего потенциала, а ее сотрудники приобрели  ценный опыт работы в кризисных условиях. В качестве одной из первостепенных задач, которую предстоит решить ТПП Беларуси в ближайшем будущем, является обеспечение деятельности участия предпринимательского сообщества в ликвидации трудностей, сложившихся  в финансово-экономической сфере  в нашей страны, и реализация мер  по их преодолению.

 

 

Заключение

 

 

Международный финансово-экономический  кризис 2008-2010 гг. оказал существенное влияние  на формы взаимодействия бизнеса  и государства, поскольку поставил, под вопрос ряд либеральных догм: возможности рыночной экономики  и саморегуляции ограничены, государству пришлось взять на себя несвойственные для него функции и выступить в роли спасателя.

В этой ситуации встал вопрос о  поиске новых форм взаимодействия бизнеса  и государства. Согласно позиции  торгово-промышленных палат, частно-государственное  партнерство в настоящее время  обладает реальной возможностью выступать  в качестве наиболее эффективного инструмента  государственного регулирования экономики  и механизма, позволяющего объединить ресурсы публичного (общественного) сектора экономики и частного капитала.

Механизм взаимодействия экономических и властных структур выступает как совокупность принципов и методов, экономических и правовых форм, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между государственной властью и бизнесом. Этот механизм взаимодействия представляет собой конкретные формы отношений, складывающихся между законодательной и исполнительной властью и предпринимательством как основной движущей силы рыночного хозяйства. Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей.

Развитие внешнеэкономических  связей настолько многогранно, а  его последствия столь значимы, что недооценка их роли может стать  сдерживающим фактором развития национальной экономики. С учетом этого расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь следует считать одним  из основных факторов реализации экономического потенциала страны и одновременно одной  из главных проблем развития национальной экономики на современном этапе.

Свою деятельность БелТПП направляет, прежде всего, на оказание содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упрочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей Республики Беларусь с другими странами. И делает это она весьма успешно. Однако, к сожалению, в ее работе встречаются недостатки и упущения.

Представляется весьма полезным и  нужным введение обязательного членства в БелТПП для всех юридических  и физических лиц, занятых предпринимательством, независимо от масштаба и сферы их деятельности. Это обеспечит охват Палатой всех секторов экономики. В результате мнение и предложения БелТПП будут отражать общую политику, выработанную путем консультаций, и она сможет выступать от имени всего делового содружества страны, что значительно укрепит ее позиции перед законодательными и исполнительными органами власти. Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство обеспечит тесное взаимодействие Палаты со всеми предприятиями Беларуси, позволит ей обобщить опыт наиболее успешных организаций и сделать его достоянием остальных фирм.

Одной из главных задач БелТПП должно стать создание условий для нормального  функционирования частного предпринимательства, являющегося основой стабильности и устойчивого развития любой  страны. Успешное выполнение палатой  следующих услуг может оказать  значительное содействие развитию малых  и средних предприятий в нашей  стране: предложение информации о  текущей экономической ситуации, новых положениях законодательства, торговых возможностях на местном и  зарубежном рынках, о продукции и  новейших технологиях и иных важных сведений, воздействующих на деятельность и рост малых и средних предприятий; образование консультационных центров  с квалифицированным персоналом для оказания помощи в технической, правовой, фискальной и маркетинговой  сферах; организация обучающих курсов для руководителей и служащих небольших фирм; организация деятельности по совместному бизнесу (совместная реклама или групповые выставки на торговых ярмарках); организация  встреч "покупатель-продавец"; проведение исследований для малого бизнеса. Помимо этого, БелТПП следует также принимать  меры по поддержке внешнеторговой деятельности малых предприятий.

Система палат в целом достойно выдержала непростые испытания, сумела не только сохранить, но и по ряду позиций добиться приращения своего потенциала, а ее сотрудники приобрели ценный опыт работы в кризисных условиях. В качестве одной из первостепенных задач, которую предстоит решить ТПП Беларуси в ближайшем будущем, является обеспечение деятельности участия предпринимательского сообщества в ликвидации трудностей, сложившихся в финансово-экономической сфере в нашей страны, и реализация мер по их преодолению.

Актуальной задачей является и  унификация национальных законодательств  в отношении прав и обязанностей палат. Это нужно для того, чтобы  предприниматели любой страны имели  твердое представление о том, что в любой точке мира они  могут получить от местных палат  вполне конкретный минимально гарантированный  набор услуг. В такой набор, в  первую очередь, должны входить информационно-справочные услуги с объяснением специфики  местных правил и традиций, регистрацией компании по принципу «одного окна»  с помощью палаты, проведением  презентационных мероприятий, оформлением  необходимых документов по сопровождению  внешнеэкономической деятельности. Такое решение могло бы существенно  повысить авторитет палат в глазах представителей бизнеса.

 

Список использованных источников

 

 

1 Информационно-аналитические материалы  Государственной Думы [Электронный  ресурс] / Официальный сайт государственной  думы. – Москва, 2012. – Режим доступа: http:// http://iam.duma.gov.ru/ – Дата доступа: 10.04.2012.

2 Горбухов В. Коммерческое право:  учебное пособие / В. Горбухов  – Минск, 2009. – 5 с.

3 Краснов Д.Г. Система торгово-промышленных  палат сформировалась / Д.Г. Краснов  // Вестник Торгово-промышленной  палаты Нижегородской области.  – 2008. – № 2.

4 Рылов В.С. Выгода + престиж = ТПП / В.С. Рылов // Вестник Торгово-промышленной  палаты Нижегородской области.  – 2010. – № 1.

5 Федотов В.И. Торгово-промышленные  палаты: учеб. пособие: в 2 ч. / В.И.  Федотов. – Издательство Саратовского  университета, 2004. – 182 с.

6 Герчикова И.Н. Международное  коммерческое дело: Учебник для  вузов / И.Н. Герчикова; М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 150 с.

7 International chamber of commerce [Electronic resource] / The world business organization. – Мode of access: http:// http://iccwbo.org/. – Data of access: 20.04.2012.

8 Кредитование малого бизнеса  в России и Германии. / Э. Маркварт  и И. Путинцева // Материалы  совместного российско-германского  проекта под общей редакцией  Э. Маркварта и И. Путинцевой. – Москва. 2005. – С. 258.

9 Reisman  Jane, Gienapp Anne, and Stachowiak Sarah. A Guide to Measuring Advocacy and Policy. / Jane Reisman , Anne Gienapp, and Sarah Stachowiak // MD: Annie E. Casey Foundation. – 2010.

10 Organization for SME and Regional Innovation of Japan – SMRJ [Electronic resource] / The business organization. – Мode of access: http://www.smrj.go.jp. – Data of access: 23.04.2012.

11 Система поддержки предприятий  малого и среднего бизнеса  в Германии – возможный ориентир для России? / Э. Маркварт и И. Путинцева // Материалы совместного российско-германского проекта под общей редакцией Э. Маркварта и И. Путинцевой. – Москва. 2005. – С. 205-219.

12 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ – Дата доступа: 30.04.2012.

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия