Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа
Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников
Что касается совершенствования работы
Белорусской торгово-
Опыт развития мировой экономики
показывает, что в условиях экономического
кризиса политика, ориентированная
на содействие развитию малого предпринимательства,
крайне важна для достижения сбалансированного
экономического роста. Малые предприятия
различных форм собственности вносят
свой вклад в нейтрализацию
БелТПП следует взять на себя решение указанной проблемы. Создание условий для нормального функционирования "частного" предпринимательства должно стать основной ее задачей, а впоследствии – одной из главных задач государства. Можно выделить некоторые преимущества Палаты в содействии малому и среднему бизнесу:
– у нее лучший доступ к целевой группе и она более знакома с проблемами и нуждами предпринимателей;
– Палата может уравновешивать интересы государственной политики и требования малого и среднего бизнеса;
– Палата обладает необходимыми знаниями и возможностями для предоставления практической помощи частному сектору;
– она менее бюрократична и более гибка в принятии решений;
– деловые круги могут контролировать деятельность Палаты;
– Палата через свои контакты с правительством, банками и финансовыми институтами может эффективно воздействовать на формирование схем для финансирования малых и средних предприятий;
– постоянно контактируя с предприятиями всего мира посредством организации различных ярмарок и выставок, обмена деловыми делегациями, Палата находится в намного лучшей позиции, чем правительство, для обеспечения передачи новых технологий малым и средним предприятиям.
Наше исследование подтверждает, что успешное выполнение палатой следующих услуг значительно повлияет на развитие малых и средних предприятий:
– предложение информации о текущей экономической ситуации, новых положениях законодательства, торговых возможностях на местном и зарубежном рынках, о продукции и новейших технологиях и иных важных сведений, воздействующих на деятельность и рост малых и средних предприятий;
– образование консультационных центров с квалифицированным персоналом для оказания помощи в технической, правовой, фискальной и маркетинговой сферах;
– организация обучающих курсов для руководителей и служащих небольших фирм;
– образование офисов, связывающих малый бизнес и большую промышленность;
– организация деятельности по совместному бизнесу (совместная реклама или групповые выставки на торговых ярмарках);
– предложение обычных коммуникационных услуг (телефон, телефакс, деловые центры);
– организация встреч "покупатель-продавец";
– проведение исследований для малого бизнеса.
Приведенный круг возможных услуг
Палаты для малого предпринимательства
достаточно велик, и не все они
могут быть необходимы тому или иному
предприятию. Поэтому, прежде всего
Палате необходимо более четко определиться
с набором услуг, который наиболее
полно отвечал бы нуждам ее членов.
Последующий упор на такие услуги
поможет Палате более правильно
переориентироваться и
Особый интерес представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа "Предпринимательство во Франции", в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии. Возможно, БелТПП следует инициировать какую-либо подобную программу и в нашей стране.
Не менее полезным для нашей палаты является опыт японских ТПП в сфере поддержки малого предпринимательства. В рамках местных ТПП Японии действуют специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, специалисты которых проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи [14].
БелТПП также следует
БелТПП имеет большой
Система палат в целом достойно
выдержала непростые испытания,
сумела не только сохранить, но и по
ряду позиций добиться приращения своего
потенциала, а ее сотрудники приобрели
ценный опыт работы в кризисных условиях.
В качестве одной из первостепенных
задач, которую предстоит решить
ТПП Беларуси в ближайшем будущем,
является обеспечение деятельности
участия предпринимательского сообщества
в ликвидации трудностей, сложившихся
в финансово-экономической
Международный финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. оказал существенное влияние на формы взаимодействия бизнеса и государства, поскольку поставил, под вопрос ряд либеральных догм: возможности рыночной экономики и саморегуляции ограничены, государству пришлось взять на себя несвойственные для него функции и выступить в роли спасателя.
В этой ситуации встал вопрос о поиске новых форм взаимодействия бизнеса и государства. Согласно позиции торгово-промышленных палат, частно-государственное партнерство в настоящее время обладает реальной возможностью выступать в качестве наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики и механизма, позволяющего объединить ресурсы публичного (общественного) сектора экономики и частного капитала.
Механизм взаимодействия экономических и властных структур выступает как совокупность принципов и методов, экономических и правовых форм, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между государственной властью и бизнесом. Этот механизм взаимодействия представляет собой конкретные формы отношений, складывающихся между законодательной и исполнительной властью и предпринимательством как основной движущей силы рыночного хозяйства. Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей.
Развитие внешнеэкономических связей настолько многогранно, а его последствия столь значимы, что недооценка их роли может стать сдерживающим фактором развития национальной экономики. С учетом этого расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь следует считать одним из основных факторов реализации экономического потенциала страны и одновременно одной из главных проблем развития национальной экономики на современном этапе.
Свою деятельность БелТПП направляет, прежде всего, на оказание содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упрочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей Республики Беларусь с другими странами. И делает это она весьма успешно. Однако, к сожалению, в ее работе встречаются недостатки и упущения.
Представляется весьма полезным и нужным введение обязательного членства в БелТПП для всех юридических и физических лиц, занятых предпринимательством, независимо от масштаба и сферы их деятельности. Это обеспечит охват Палатой всех секторов экономики. В результате мнение и предложения БелТПП будут отражать общую политику, выработанную путем консультаций, и она сможет выступать от имени всего делового содружества страны, что значительно укрепит ее позиции перед законодательными и исполнительными органами власти. Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство обеспечит тесное взаимодействие Палаты со всеми предприятиями Беларуси, позволит ей обобщить опыт наиболее успешных организаций и сделать его достоянием остальных фирм.
Одной из главных задач БелТПП должно
стать создание условий для нормального
функционирования частного предпринимательства,
являющегося основой
Система палат в целом достойно выдержала непростые испытания, сумела не только сохранить, но и по ряду позиций добиться приращения своего потенциала, а ее сотрудники приобрели ценный опыт работы в кризисных условиях. В качестве одной из первостепенных задач, которую предстоит решить ТПП Беларуси в ближайшем будущем, является обеспечение деятельности участия предпринимательского сообщества в ликвидации трудностей, сложившихся в финансово-экономической сфере в нашей страны, и реализация мер по их преодолению.
Актуальной задачей является и
унификация национальных законодательств
в отношении прав и обязанностей
палат. Это нужно для того, чтобы
предприниматели любой страны имели
твердое представление о том,
что в любой точке мира они
могут получить от местных палат
вполне конкретный минимально гарантированный
набор услуг. В такой набор, в
первую очередь, должны входить информационно-
1 Информационно-аналитические
2 Горбухов В. Коммерческое
3 Краснов Д.Г. Система торгово-
4 Рылов В.С. Выгода + престиж = ТПП / В.С. Рылов // Вестник Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. – 2010. – № 1.
5 Федотов В.И. Торгово-
6 Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов / И.Н. Герчикова; М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 150 с.
7 International chamber of commerce [Electronic resource] / The world business organization. – Мode of access: http:// http://iccwbo.org/. – Data of access: 20.04.2012.
8 Кредитование малого бизнеса
в России и Германии. / Э. Маркварт
и И. Путинцева // Материалы
совместного российско-
9 Reisman Jane, Gienapp Anne, and Stachowiak Sarah. A Guide to Measuring Advocacy and Policy. / Jane Reisman , Anne Gienapp, and Sarah Stachowiak // MD: Annie E. Casey Foundation. – 2010.
10 Organization for SME and Regional Innovation of Japan – SMRJ [Electronic resource] / The business organization. – Мode of access: http://www.smrj.go.jp. – Data of access: 23.04.2012.
11 Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии – возможный ориентир для России? / Э. Маркварт и И. Путинцева // Материалы совместного российско-германского проекта под общей редакцией Э. Маркварта и И. Путинцевой. – Москва. 2005. – С. 205-219.
12 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ – Дата доступа: 30.04.2012.