Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.
1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО
Предмет, задачи и методы ТМО
I. Теория международных
Роль теории состоит:
а) в “просеивании”, отборе и систематизации
(упорядочении) эмпирического материала
международных отношений;
б) в выработке наиболее общих понятий
– категорий, использование которых позволяет
анализировать поведение международных
акторов;
в) в выявлении более или менее постоянных
причинно-следственных связей, поиске
их устойчивости, повторяемости в хаотическом
многообразии международных явлений.
II. Как правило, ТМО выполняет три основные функции:
1) объясняет особенности связей действующих
в международных отношениях акторов;
2) прогнозирует эволюцию международных
отношений.
3) предупреждать аналитиков от чрезмерной
самоуверенности и скоропалительных оценок,
а политических деятелей, принимающих
решения, - от поспешных действий, могущих
иметь масштабные негативные последствия.
Предмет ТМО - это научный поиск существенных, повторяющихся
и необходимых для существования исследуемого объекта связей, закономерностей, законов. В наиболее
общем виде в ТМО принято считать закономерностями:
- главным действующим лицом МО является
государство, а формами его международной
деятельности – дипломатия и стратегия;
- государственная политика существует
в 2-х разновидностях – внутренней и внешней,
между которыми имеется как взаимосвязь,
так и существенные различия, в связи с
чем международная политика государства
обладает весьма значительной автономией;
- основа основ всех международных действий
государства коренится в национальном
интересе, наиболее существенными составными
элементами которого являются безопасность,
выживание и суверенитет. Поэтому МО –
это сфера столкновения, конфликтов и
примирений национальных интересов различных
государств;
- международные отношения – это силовое
взаимодействие государств и баланс сил,
в котором преимущества с точки зрения
реализации национальных интересов имеют
наиболее мощные державы;
- в зависимости от распределения мощи
между великими державами баланс сил может
принимать различные формы или конфигурации:
биполярную, трехполюсную, мультиполярную
и т.д.
Методология – это совокупность
приемов, способов и путей, иначе говоря,
методов познания. Теория международных
отношений использует самые различные
методы, которые могут привести к наиболее
надежным знаниям. Опираясь на выводы
Р. Арона, можно сказать, что при изучении
МО необходимо сочетание таких методов,
которые опираются:
- на теорию в исследовании сущности, специфики
и основных движущих сил этого особого
рода общественных отношений;
- на социологию в поисках детерминант
и закономерностей, определяющих изменения
и эволюцию МО;
- на историю, имея в виду поиск фактическое
развитие международных отношений в процессе
смены эпох и поколений, позволяющее находить
аналогии и исключения;
- на опыт при анализе процесса подготовки,
принятия и реализации международно-политического
решения.
В конкретно прикладном порядке речь идет
об а) изучении фактов; б) объяснении существующего
в МО положения; в) прогнозировании дальнейшей
эволюции ситуации; г) подготовке и принятии
решения
Методы анализа ситуации:
- наблюдение. Его
элементами являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Бывает непосредственным
и опосредованным, внешним и включенным,
когда наблюдатель является прямым участником
того или иного международного события.
Прямое наблюдение отличается от косвенного,
которое проводится на основе информации,
получаемой посредством интервью, анкетирования
и т.п. В ТМО в основном возможно косвенное
и инструментальное наблюдение. Главный
недостаток метода – большая роль субъективных
факторов, связанных с активностью субъекта,
его идеологическими предпочтениями,
несовершенством средств наблюдения и
т.д.;
- изучение документов.
- сравнение. В ТМО сделался необходимым в связи
с резким умножением в 60-е годы ХХ века
числа государств и других акторов МО.
Главное достоинство данного метода –
его нацеленность на поиск общего, повторяющегося
в международных отношениях. Одновременно
сравнительный анализ позволяет получить
значимые выводы и на основе несходства
явлений и неповторимости ситуаций.
Экспликативные методы:
- контент-анализ.
В политических науках впервые был применен
Г. Лассуэллом и был описан в 1949 г. В самом
общем виде представляет собой систематизированное
изучение содержания письменного или
устного текста с фиксацией наиболее часто
в нем повторяющихся словосочетаний или
сюжетов. Далее установленные данные сравниваются
с соответствующими показаниями сообщений,
известных как нейтральные, на основе
чего делается вывод о политической направленности
содержания исследуемого текста.
Эффективность метода зависит от правильности
выделения: первичных единиц анализа
(термины, словосочетания, темы); единиц
измерения (слова, фразы, разделы, страницы);
- ивент-анализ. Метод
анализа событийных данных направлен
на обработку публичной информации, показывающей:
кто говорит или делает; что говорит или
делает; по отношению к кому говорит или
делает; когда говорит или делает.
Эффективность данного метода зависит
от наличия богатого банка данных;
- когнитивное картирование.
С помощью этого метода можно определить,
как тот или иной политический деятель
воспринимает определенную политическую
проблему. Он выявляет основные понятия,
которыми оперирует политик, устанавливает
имеющиеся между ними причинно-следственные
связи. В результате исследователь получает
карту-схему, из которой можно вывести
эвентуальную реакцию политика в той или
иной ситуации в целом или в отношении
отдельных проблем в ней.
На основании получаемых данных строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и пространстве.
Эксперимент. В социальных науках эксперимент приобрел
вид имитационной игры двух типов: без
применения ЭВМ и с использованием электронно-вычислительной
техники. В первом случае речь идет об
индивидуальных или групповых действиях,
связанных с исполнением определенных
ролей (государств, правительств, политических
деятелей) в соответствии с заранее составленным
сценарием. Имитационные же игры с использованием
ЭВМ предполагают более широкие исследовательские
перспективы, в частности, выдвигать обоснованные
гипотезы относительно возможного развития
международных событий в будущем.
Прогностические методы:
- дельфийский метод. Речь идет о систематическом и контролируемом
обсуждении проблемы несколькими экспертами.
Они вносят свои оценки того или иного
международного события (явления, процесса)
в центральный орган, который проводит
их обобщение и систематизацию, после
чего вновь возвращает экспертам. Будучи
проведена несколько раз, такая операция
позволяет констатировать более или менее
серьезные расхождения в указанных оценках
- построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных
мыслительных моделей вероятного развития
событий. Сначала выдвигаются гипотезы,
представляющие собой простые предположения,
о возможных вариантах развертывания
ситуаций. Затем производится анализ и
отбор главных факторов, определяющих
ход событий. Количество таких факторов
не должно быть чрезмерным (не более 6 элементов).
На втором этапе выдвигаются основанные
на простом “здравом смысле” гипотезы
о предполагаемых фазах эволюции отобранных
факторов в течении 10,15 и 20 лет, На 3-ем этапе
осуществляется сопоставление выделенных
факторов и на их основе выдвигается и
описывается более или менее подробно
ряд сценариев, соответствующих каждому
из них. Наконец, на 4-м этапе делается попытка
создать показатели относительной вероятности
описанных выше сценариев, которые с этой
целью классифицируются по степени их
вероятности.
Моделирование. Данный
метод связан с построением искусственных,
идеальных, воображаемых объектов, ситуаци
- во-первых, речь идет о выделении типа
модели (концептуальная, теоретическая
и конкретная), ее форме (вербальная или
содержательная, формализованная либо
квантифицированная). Выявленная модель
представляется в виде матрицы, являющейся
теоретической моделью моделирования;
- во-вторых, строится содержательная концептуальная
модель как исходная точка решения общей
задачи исследования – “универсальная
познавательная конструкция - конфигуратор”;
- в-третьих, проводится более детальный
анализ состава внутренней структуры
международных отношений, то есть построение
ее развернутой модели. В ней выделяются
элементы, связи, процессы, а также интересы,
ресурсы, цели, образ действий, соотношение
интересов, соотношение сил в системе
международных отношений.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния
2.1 На первый взгляд, определение понятия «международные от ношения» не представляет каких-то особых трудностей: это — «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова» (2). Однако сразу же возникает целый ряд вопросов. Относятся ли, например, браки между людьми разных государств к сфере международных отношений? Относятся ли к ней туристические поездки и поездки по частным приглашениям граждан одной страны в другую? Вступает ли человек в международные отношения, покупая иностранный товар в магазине своей страны?
Не много ясности вносит и попытка более строгого определения международных отношений — как отношений «между государствами и негосударственными организациями, между партия ми, компаниями, частными лицами разных государств...»(3). По сути, оно лишь более явно, чем предыдущее, сводит совокупность международных отношений к взаимодействию их участников. Главным недостатком подобных определений является то, что, в конечном счете, они неизбежно сводят все многообразие международных отношений к взаимодействию государств. Попытка выйти за рамки межгосударственных взаимодействий содержится в определении международных отношений как «совокупности интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество». Такое понимание международных отношений, оставляя открытым вопрос об их участниках (или акторах), позволяет избежать недостатка их сведения к межгосударственным отношениям. К его достоинствам может быть отнесено и то, что в нем выделена одна из основных тенденций в эволюции международных отношений.
2.2 Так, до недавнего времени в отечественной и восточно-европейской научной литературе международные отношения под разделялись на основе классового критерия, на отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества и взаимопомощи и переходные отношения. Соответственно, к первым относили отношения феодального и капиталистического типа, ко вторым — отношения между социалистическими странами, к третьим — отношения между развивающимися государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Поскольку наблюдаемая в действительности картина не укладывалась в такую достаточно искусственную схему, постольку некоторые авторы пытались усложнить саму схему, не выходя, однако, за рамки классового подхода. Так польский автор Ю. Кукулка выделял три типа однородных и три типа переходных международных отношений.
В соответствии с последним в отечественной литературе была сделана попытка выделить два типа международных отношений — отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов, с другой (14).
Виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержа ния отношений) — экономические, политические, военно -стратегические, культурные, идеологические отношения и т.п., — либо на основе взаимодействующих участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п.
В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных видов международных отношений, выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Однако более плодотворным представляется определение уровней международных отношений на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни международного взаимодействия.