Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.
1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО
- развитие и наиболее полное
использование человеческого
- укрепление экономических,
Для достижения цели национальной безопасности
Республика Молдова будет обеспечивать
осуществление своей внешней
политики, политики безопасности и
обороны, будет укреплять
1.3. Угрозы национальной
1.3.1. Приднестровский конфликт
Существование сепаратистского режима вносит разнобой в единую юридическую систему Республики Молдова, обусловливая невозможность предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья), подвергая опасности международное правовое сотрудничество на данном участке. Будут наращиваться усилия по разрешению проблемы предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья) в условиях гарантирования основных прав и свобод, установленных международными и европейскими правовыми механизмами, частью которых является Республика Молдова. Пути разрешения приднестровского конфликта будут основываться на Конституции Республики Молдова.
1.3.2. Риски возникновения
С учетом того, что Республика Молдова является полиэтническим и многонациональным государством, угроза возникновения элементов шовинизма, национализма и сепаратизма сохраняется. Несмотря на то, что законодательство нашей страны в этой области является достаточно прогрессивным и в настоящее время эти элементы не сильно выражены, в продвижении внутренней и внешней политики будут учитываться интересы всех этнических групп на территории страны.
1.3.3. Угроза международного
На фоне снижения военных угроз международной безопасности растут неконвенционные угрозы, в частности угрозы глобализации феномена международного терроризма и опасности распространения химического, биологического, радиационного и ядерного оружия, в том числе приобретения его негосударственными субъектами.
Уменьшение угрозы международного
терроризма и предупреждение распространения
оружия массового уничтожения станут
возможными только посредством реализации
скоординированных и
1.3.4. Угрозы экономического
В силу географического положения
страны и роста взаимозависимости
экономики Республики Молдова и
мировой экономической системы
экономические кризисы
1.3.5. Угрозы социального характера
Наркомания, алкоголизм, распространение ВИЧ/СПИДа, других представляющих повышенную опасность для общества инфекционных болезней наряду с внешней трудовой миграцией и низкой рождаемостью составляют угрозу благосостоянию, социальной и политической стабильности страны
1.3.6. Угрозы в сфере информационных технологий
Нестабильность или нарушение функциональности информационных систем могут представлять серьезную угрозу национальной безопасности. Прогрессивное развитие электронных информационных систем в Республике Молдова и высокий уровень их взаимодействия с международными информационными системами облегчают действие криминогенного фактора в информационной сфере и усугубляют уязвимость этих систем, в том числе в областях первостепенной важности для национальной безопасности.
1.3.7. Угрозы, происходящие от деятельности человека. Техногенные факторы и природные катаклизмы
Угрозами, происходящими от деятельности человека и влияющими на национальную безопасность Республики Молдова, являются деградация окружающей среды; взрывы и пожары; аварии на энергетических, транспортных предприятиях и предприятиях, использующих радиоактивные и химические вещества; трансграничные последствия таких аварий.
Природными катаклизмами, способными спровоцировать кризисные ситуации в Республике Молдова, являются землетрясения, наводнения и оползни.
1.3.8. Угроза организованной
Организованная преступность, в
том числе трансграничная, зачастую
переплетается с деятельностью
террористических организаций и
распространением оружия массового
уничтожения. Сохранение криминогенного
фактора создает условия для
террористической деятельности и распространения
оружия. При отсутствии контроля над
населенными пунктами левобережья
Днестра (Приднестровья) и приднестровским
участком молдавско-украинской границы
феномен организованной преступности
превращается в растущую угрозу национальной
безопасности Республики Молдова. Этот
фактор риска может негативно
сказаться и на субрегиональном
и региональном уровнях. Феномен
коррупции представляет серьезную
угрозу экономической безопасности
государства, ущемляет права человека,
подрывает государственные
2. Международное сотрудничество
– инструмент обеспечения и
укрепления национальной
Международное сотрудничество является
частью политики национальной безопасности
Республики Молдова, цель которой –
влиять на международную среду
Сотрудничество с Организацией Североатлантического договора (НАТО)
Принимая во внимание то, что наша страна не ставит целью вступление в НАТО, отношения Республики Молдова с Организацией Североатлантического договора будут носить прагматичный характер, исходя из конституционного принципа постоянного нейтралитета Республики Молдова.
2.4. Сотрудничество в рамках СНГ
Сотрудничество Республики Молдова
в рамках СНГ, в том числе в
области безопасности, в рамках ее
статуса постоянного
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
Коллективная безопасность — единст-венный путь для преодоления дилеммы безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов (и прежде всего через укрепление и дальнейшее развитие системы ООН), дальнейшее совершенствование международного права, соблюдение общепринятых норм нравственности (см., например: С1агк апй 8окп. 1962).
При этом понятие «коллективная безопасность», получившее политический статус еще во времена Лиги Наций, начиная с 1970-х гг. не только привлекает внимание исследователей, но и имеет широкое хождение в политических кругах, занятых разработкой и осуществлением стратегий международной безопасности как в обеих сверхдержавах, так и в авторитетных межправительственных (ООН, СБСЕ, НАТО, ОВД и др.), а также неправительственных (например, СИПРИ) организациях, в кругах «профессионалов безопасности», как их называет французский исследователь Д. Биго.
Однако главным и наиболее операциональным в этом комплексе остается понятие коллективной безопасности. Под нею понимается ситуация, в которой все члены определенного сообщества безопасности Сказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику который подвергся нападению со стороны иного государства данного сообщества. Основное направление теоретических поисков и политических Усилий, направленных на преодоление тупиковой ситуации, которая сложилась в результате гонки вооружений (наиболее концентрирован-ного выражения холодной войны), было направлено на создание системы всеобъемлющей коллективной безопасности под эгидой ООН. Дальнейшие исследования показали, что создание такой системы сопряжено с серьезными трудностями. Они связаны с тем, что всеобъемлющая коллективная безопасность должна отвечать ряду трудновыполнимых условий, среди которых, резюмируя исследования данной проблемы, можно выделить пять групп: моральные, юридические, институциональные, системные и ситуационные.
Итак, в первую группу входят моральные условия. Они касаются принципов неприменения силы в возникающих между странами конфликтов и неделимости мира как состояния межгосударственных отношений, а также беспристрастности «третьей стороны» (в качестве которой может выступать отдельное государство, их группа, или международная организация) при решении спорных вопросов.
Во вторую группу включены укрепление
и совершенствование
Третья группа объединяет юридические условия. Речь идет о реальных полномочиях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН; о выполнении всеми государствами норм и принципов Организации Объединенных Наций; об эффективности деятельности Международного суда; наконец, о неуклонном соблюдении всеми членами сообщества безопасности норм и устава ООН.
Условия четвертой группы касаются
необходимости иметь
Наконец, пятая группа, условий, необходимых для организации всеобъемлющей системы коллективной безопасности, может быть названа ситуационной. В нее входят прежде всего разработка общепринятого определения агрессора; готовность всех членов сообщества безопасности идти на риск и жертвы ради общих интересов; наличие силы, превосходящей силу любого потенциального агрессора (Агоп. 1984).
Но следует заметить, что данная концепция страдала и другими недостатками. Назовем только два из них, имеющих принципиальное значение в современных условиях. Во-первых, основное внимание в описываемой концепции сосредоточено на военных аспектах безопасности в ущерб всем остальным аспектам, которые остаются как бы в тени. Это, конечно, можно объяснить ядерным противостоянием и опасностью всеобщего конфликта, которые угрожали гибелью всей человеческой цивилизации (или, по меньшей мере, нанесением ей невосполнимого ущерба). Однако недооценка экономической, экологической, информационной, технологической и других составляющих сказалась в дальнейшем на жизнеспособности всей концепции в целом. Второй недостаток связан с недооценкой роли транснациональных акторов, ибо в своей основе концепция всеобъемлющей системы коллективной безопасности строится на принципах государственно-центричного подхода.
24.Понятие и сущность международной безопасности
Международная безопасность (глобальность) — такое состояние международных отношений, при котором исключено нарушение всеобщего мира, гарантировано устойчивое и стабильное развитие мирового сообщества в экономической, социально-политической и духовной областях, созданы условия для предотвращения конфронтаций, военных конфликтов и войн между государствами.
МБ - состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантирующие политическим субъектам их законную суверенность. Международная безопасность становится возможной при возникновении единого глобального политического пространства. В настоящее время эти процессы концентрируются в ООН. Ее Совет Безопасности получил от этого международного сообщества санкцию воздействовать различными методами на агрессора. Кроме ООН безопасность контролируется частичными международными организациями, носящими <блочный> характер (наиболее влиятельной организацией в настоящее время является НАТО (Северо-Атлантический блок) - оборонительный военно-политический союз, защищающий международное право и либеральные ценности в международной политической организации)