Шпаргалка по "Международной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

Файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 236.13 Кб (Скачать файл)

- развитие и наиболее полное  использование человеческого потенциала  – главного ресурса страны, как  можно более эффективная защита  интересов и прав своих граждан  внутри страны и за ее пределами;

- укрепление экономических, социальных, энергетических и экологических  аспектов безопасности.

Для достижения цели национальной безопасности Республика Молдова будет обеспечивать осуществление своей внешней  политики, политики безопасности и  обороны, будет укреплять конституционный  порядок, общественную безопасность и  безопасность жизненно важных для государства  сфер в координации с другими  программами и мерами на национальном уровне. Процесс оценки и анализа  угроз и рисков, влияющих на национальную безопасность, является существенным элементом в деятельности органов  публичной власти и компетентных учреждений, определяющим государственную  политику в области национальной безопасности. В то же время это  создает необходимые условия  для краткосрочного планирования исполнительной властью согласованных действий, предпринимаемых правительственными институтами в соответствующих  областях.

1.3. Угрозы национальной безопасности

1.3.1. Приднестровский конфликт

Существование сепаратистского режима вносит разнобой в единую юридическую  систему Республики Молдова, обусловливая невозможность предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья), подвергая опасности международное правовое сотрудничество на данном участке. Будут наращиваться усилия по разрешению проблемы предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья) в условиях гарантирования основных прав и свобод, установленных международными и европейскими  правовыми механизмами, частью которых является Республика Молдова. Пути разрешения приднестровского конфликта будут основываться на Конституции Республики Молдова.

1.3.2. Риски возникновения межэтнических  напряжений

С учетом того, что Республика Молдова  является полиэтническим и многонациональным государством, угроза возникновения элементов шовинизма, национализма и сепаратизма сохраняется. Несмотря на то, что законодательство нашей страны в этой области является достаточно прогрессивным и в настоящее время эти элементы не сильно выражены, в продвижении внутренней и внешней политики будут учитываться интересы всех этнических групп на территории страны.

1.3.3. Угроза международного терроризма

На фоне снижения военных угроз  международной безопасности растут неконвенционные угрозы, в частности угрозы глобализации феномена международного терроризма и опасности распространения химического, биологического, радиационного и ядерного оружия, в том числе приобретения его негосударственными субъектами.

Уменьшение угрозы международного терроризма и предупреждение распространения  оружия массового уничтожения станут возможными только посредством реализации скоординированных и оперативных  действий на международном уровне, предполагающих также участие Республики Молдова в силу ее международных  обязательств. В дополнение к действиям, предпринимаемым в рамках международного сотрудничества, Республика Молдова  осуществляет внутренние антитеррористические меры

1.3.4. Угрозы экономического характера

В силу географического положения  страны и роста взаимозависимости  экономики Республики Молдова и  мировой экономической системы  экономические кризисы глобального  и регионального уровня либо нестабильность традиционных или приоритетных иностранных рынков могут оказать серьезное негативное влияние на экономику страны. Главные факторы риска экономического характера для национальной безопасности Республики Молдова обусловлены чрезмерной и односторонней зависимостью местных электроэнергетических и газораспределительных систем от иностранных монопольных систем, представляющей собой в то же время внутреннюю уязвимость государства.

1.3.5. Угрозы социального характера

Наркомания, алкоголизм, распространение  ВИЧ/СПИДа, других представляющих повышенную опасность для общества инфекционных болезней наряду с внешней трудовой миграцией и низкой рождаемостью составляют угрозу благосостоянию, социальной и политической стабильности страны

1.3.6. Угрозы в сфере информационных  технологий

Нестабильность или нарушение  функциональности информационных систем могут представлять серьезную угрозу национальной безопасности. Прогрессивное  развитие электронных информационных систем в Республике Молдова и  высокий уровень их взаимодействия с международными информационными  системами облегчают действие криминогенного фактора в информационной сфере  и усугубляют уязвимость этих систем, в том числе в областях первостепенной важности для национальной безопасности.

1.3.7. Угрозы, происходящие от деятельности  человека. Техногенные факторы и  природные катаклизмы

Угрозами, происходящими от деятельности человека и влияющими на национальную безопасность Республики Молдова, являются деградация окружающей среды; взрывы и  пожары; аварии на энергетических, транспортных предприятиях и предприятиях, использующих радиоактивные и химические вещества; трансграничные последствия таких аварий.

Природными катаклизмами, способными спровоцировать кризисные ситуации в Республике Молдова, являются землетрясения, наводнения и оползни.

1.3.8. Угроза организованной преступности  и коррупции

Организованная преступность, в  том числе трансграничная, зачастую переплетается с деятельностью  террористических организаций и  распространением оружия массового  уничтожения. Сохранение криминогенного фактора создает условия для  террористической деятельности и распространения  оружия. При отсутствии контроля над  населенными пунктами левобережья  Днестра (Приднестровья) и приднестровским  участком молдавско-украинской границы  феномен организованной преступности превращается в растущую угрозу национальной безопасности Республики Молдова. Этот фактор риска может негативно  сказаться и на субрегиональном  и региональном уровнях. Феномен  коррупции представляет серьезную  угрозу экономической безопасности государства, ущемляет права человека, подрывает государственные структуры  и развитие социального прогресса.

2. Международное сотрудничество  – инструмент обеспечения и  укрепления национальной безопасности Республики Молдова

Международное сотрудничество является частью политики национальной безопасности Республики Молдова, цель которой –  влиять на международную среду безопасности в соответствии с национальными  интересами страны. Действия в области  внешней политики, предпринятые в  рамках реализации политики национальной безопасности, ориентированы на создание и укрепление системы международных  отношений и формулы сотрудничества, уменьшающей риск вовлечения в конфликты, что подвергло бы опасности национальные интересы, и позволяющей в случае возникновения такого конфликта  разрешить его совместными с  международными партнерами усилиями.

Сотрудничество с Организацией Североатлантического договора (НАТО)

Принимая во внимание то, что наша страна не ставит целью вступление в НАТО, отношения Республики Молдова  с Организацией Североатлантического договора будут носить прагматичный характер, исходя из конституционного принципа постоянного нейтралитета Республики Молдова.

2.4. Сотрудничество в рамках СНГ

Сотрудничество Республики Молдова  в рамках СНГ, в том числе в  области безопасности, в рамках ее статуса постоянного нейтралитета важно с точки зрения обеспечения  системы региональной безопасности. Особенно важным является сотрудничество с целью обеспечения экономической, энергетической, экологической безопасности, борьбы с терроризмом и предоставления социальных гарантий гражданам, находящимся  за границей в странах СНГ.

 

 

 

23. Понятие и сущность коллективной безопасности

Коллективная безопасность — единст-венный путь для преодоления дилеммы безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов (и прежде всего через укрепление и дальнейшее развитие системы ООН), дальнейшее совершенствование международного права, соблюдение общепринятых норм нравственности (см., например: С1агк апй 8окп. 1962).

При этом понятие «коллективная  безопасность», получившее политический статус еще во времена Лиги Наций, начиная с 1970-х гг. не только привлекает внимание исследователей, но и имеет  широкое хождение в политических кругах, занятых разработкой и  осуществлением стратегий международной  безопасности как в обеих сверхдержавах, так и в авторитетных межправительственных (ООН, СБСЕ, НАТО, ОВД и др.), а также  неправительственных (например, СИПРИ) организациях, в кругах «профессионалов безопасности», как их называет французский исследователь Д. Биго.

Однако главным и наиболее операциональным в этом комплексе остается понятие коллективной безопасности. Под нею понимается ситуация, в которой все члены определенного сообщества безопасности Сказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику который подвергся нападению со стороны иного государства данного сообщества. Основное направление теоретических поисков и политических Усилий, направленных на преодоление тупиковой ситуации, которая сложилась в результате гонки вооружений (наиболее концентрирован-ного выражения холодной войны), было направлено на создание системы всеобъемлющей коллективной безопасности под эгидой ООН. Дальнейшие исследования показали, что создание такой системы сопряжено с серьезными трудностями. Они связаны с тем, что всеобъемлющая коллективная безопасность должна отвечать ряду трудновыполнимых условий, среди которых, резюмируя исследования данной проблемы, можно выделить пять групп: моральные, юридические, институциональные, системные и ситуационные.

Итак, в первую группу входят моральные  условия. Они касаются принципов  неприменения силы в возникающих между странами конфликтов и неделимости мира как состояния межгосударственных отношений, а также беспристрастности «третьей стороны» (в качестве которой может выступать отдельное государство, их группа, или международная организация) при решении спорных вопросов.

Во вторую группу включены укрепление и совершенствование деятельности ООН как всемирной организации  безопасности, ее институтов, а также  вооруженных сил (в достаточном  количестве и хорошо экипированных), способных эффективно решать вопросы, связанные с наказанием агрессора  или с разрешением кризисных  ситуаций путем проведения миротворческих операций.

Третья группа объединяет юридические  условия. Речь идет о реальных полномочиях  Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН; о выполнении всеми  государствами норм и принципов  Организации Объединенных Наций; об эффективности деятельности Международного суда; наконец, о неуклонном соблюдении всеми членами сообщества безопасности норм и устава ООН.

Условия четвертой группы касаются необходимости иметь благоприятную  международную среду. Благоприятная  международная среда подразумевает  преодоление биполярности; разоружение  сверхдержав, по меньшей мере частичное, но вместе с тем реальное; развитие связей экономической взаимозависимости; учет интересов негосударственных участников международных отношений. Условия должны гарантировать стабильность международной системы. Стабильность же предполагает, во-первых, наличие системы основополагающих универсальных ценностей, разделяемых всеми членами сообщества безопасности; во-вторых, консенсус по поводу правил поведения в рамках данного сообщества; в-третьих, умеренность политики любого государства по отношению к другим.

Наконец, пятая группа, условий, необходимых  для организации всеобъемлющей  системы коллективной безопасности, может быть названа ситуационной. В нее входят прежде всего разработка общепринятого определения агрессора; готовность всех членов сообщества безопасности идти на риск и жертвы ради общих интересов; наличие силы, превосходящей силу любого потенциального агрессора (Агоп. 1984).

Но следует заметить, что данная концепция страдала и другими  недостатками. Назовем только два  из них, имеющих принципиальное значение в современных условиях. Во-первых, основное внимание в описываемой  концепции сосредоточено на военных  аспектах безопасности в ущерб всем остальным аспектам, которые остаются как бы в тени. Это, конечно, можно  объяснить ядерным противостоянием и опасностью всеобщего конфликта, которые угрожали гибелью всей человеческой цивилизации (или, по меньшей мере, нанесением ей невосполнимого ущерба). Однако недооценка экономической, экологической, информационной, технологической и других составляющих сказалась в дальнейшем на жизнеспособности всей концепции в целом. Второй недостаток связан с недооценкой роли транснациональных акторов, ибо в своей основе концепция всеобъемлющей системы коллективной безопасности строится на принципах государственно-центричного подхода.

 

24.Понятие и сущность  международной безопасности

Международная безопасность (глобальность) — такое состояние международных отношений, при котором исключено нарушение всеобщего мира, гарантировано устойчивое и стабильное развитие мирового сообщества в экономической, социально-политической и духовной областях, созданы условия для предотвращения конфронтаций, военных конфликтов и войн между государствами.

МБ - состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантирующие политическим субъектам их законную суверенность. Международная безопасность становится возможной при возникновении единого глобального политического пространства. В настоящее время эти процессы концентрируются в ООН. Ее Совет Безопасности получил от этого международного сообщества санкцию воздействовать различными методами на агрессора. Кроме ООН безопасность контролируется частичными международными организациями, носящими <блочный> характер (наиболее влиятельной организацией в настоящее время является НАТО (Северо-Атлантический блок) - оборонительный военно-политический союз, защищающий международное право и либеральные ценности в международной политической организации)

Информация о работе Шпаргалка по "Международной политике"