Шпаргалка по "Теории политики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_Teoria_politiki.docx

— 150.10 Кб (Скачать файл)
  1. Политическое знание и его структура.

На обыденном уровне познания рядовой гражданин, «человек с улицы» создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Высшая форма специализированного отражения политики научно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображения мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. Придавая значения терминам, используемым для моделирования политики как объекта исследования, научно-теоретическое знание формирует собственный аналитический инструментарий. В этом смысле используемые категории и понятия выступают результатами своеобразного обобщения различных фактов, взятых из различных картин политического мира. Учитывая, что теория может создавать бесконечное количество трактовок политики, понятия всегда обладают определенной конвенциональностью, предполагающей согласие ученых на их использование в конкретном значении и смысле. Именно поэтому известный американский ученый Дж. Ганнел считает, что «все политическое относится к сфере конвенции». Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство».

 

  1. Критерии дифференциации и систематизации политических наук

Как известно, большинство  социальных наук исходит из различения объекта исследований, т.е. области изучаемых явлений, и предмета исследований, т.е. особой содержательной черты, того или иного аспекта соответствующего типа явлений. В политической же науке подобное традиционное разделение имеет существенные особенности, что, в свою очередь, отражается на структуре данной области научных знаний.  В содержание политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления государством, отношений государства и гражданского общества и т.д.) всегда включаются и те явления, которые лишь эпизодически приобретают политическое значение. Вот почему в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира. Политическую науку следует рассматривать как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политического мира. Принимая во внимание связи, определяющие место политики в системе мироздания в целом (а также рассматривая их в качестве наиболее важных предметных линий разграничения политических субдисциплин), можно представить систему политической науки. Политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности социальных, природных и космических (символизирующих специфическую часть природных) явлений, изучается политической философией. Связи политики со сферой космоса изучаются и описываются политической астрологией, пытающейся установить зависимость политических явлений и изменений (в поведении масс, стиле лидерства и др.) от расположения небесных светил, изменения солнечной активности, звездных катастроф, галактических трансформаций. Политика в ее взаимоотношениях с природой описывается целой группой наук — политической географией, политической экологией, биополитикой, электоральной географией, геоурбанистикой и др. Политику как составную часть социума, разновидность общественных отношений исследует политическая социология, которая изучает воздействия разнообразных социальных структур на политическую жизнь, а также обратное влияние норм и институтов власти на общественные отношения. Взаимосвязи политики с отдельными сферами социального — экономикой, правом, моралью и др. — изучаются соответствующими дисциплинами: политической экономией, политико-правовой теорией, политической этикой и др.Отдельные социальные явления (язык, средства массовой информации, реклама и т.д.) в своих отношениях с политикой порождают целый круг субдисциплин: политическую лингвистику, политическую информатику и др. Внутренние связи и отношения, механизмы и институты политической жизни изучаются политологией, или политической наукой в узком смысле слова. Взятая же в своем временном протяжении и рассматриваемая в качестве хронологической последовательности событий, политика является уже предметом политической истории. Это системное понимание политической науки позволяет увидеть возможности постоянного расширения теоретических представлений о политике, а также зафиксировать внутренние демаркации между ее отдельными дисциплинами. Такой подход помогает увидеть и то, что политические субдисциплины помимо предметных особенностей имеют и только им присущие специфические концептуальные подходы (парадигмы) к изучению политики, используемые ими методы исследований, а также сложившийся понятийно-категориальный аппарат и некоторые другие, более частные особенности присущего им познавательного процесса. Все эти особенности позволяют отличить не только политические субдисциплины друг от друга, но и политическую науку от социологии, юриспруденции, философии и других обществоведческих дисциплин. Конечно, в этом спектре политических знаний явным приоритетом обладает политология, которая не только изучает внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наиболее значимые результаты исследований других субдисциплин. Именно поэтому она была и является неразмываемым ядром этой глобальной и постоянно меняющей свой облик широкой системы научных знаний о мире политики. Для того чтобы подчеркнуть ее особое значение, обычно различают политическую науку в широком смысле слова, как объединяющую все политологические субдисциплины, и политическую науку в узком смысле, т.е. как отрасль знаний, интегрирующую сведения об этой сфере жизни и изучающую ее внутренние характеристики. 

 

  1. Политическая наука как учебная дисциплина

Термин «политология»  этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике. В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:

1) производственная (экономико-хозяйственная);

2) социальная;

3) духовная;

4) политическая.

Каждая из них имеет  свою структуру, функции, ценности, нормы  и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов. Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.

Проблемы политологии

1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.

2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Формы правления и территориального устройства.

5. Типы избирательных систем, выборный процесс.

6. Политические конфликты и способы их разрешения.

7. Современные политические технологии.

8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Политология как комплексная  наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие  дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.

7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.

 

  1. Исторические и логические этапы развития политической науки (К. Дойч)

Исторически политическая наука формировалась  в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализированного изучения и получения на этой основе все более упорядоченных представлений о ней. Развиваясь как органическая составная часть гуманитарного знания политическое знание постоянно стремилось к влиянию на механизмы руководства и управления обществом. Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину. Весьма своеобразный подход к выделению этапов развития политической науки сложился в американской политологии.(Р. Даль, К. Дойч). Один из авторов этого подхода К. Дойч считает, что каждая общественная наука проходит в своём развитии три этапа: философский, эмпирический и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния. Применительно к политологии первый, преимущественно философский период её развития длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861—1865 гг. На нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни. Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война. На этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий. Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением. Исторически можно выделить три этапа эволюции политической науки. Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Позже, примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась тенденция к рационализации политических представлений, появлению отдельных систематизированных учений (Конфуций учение о «гуманном управлении», Платон и Аристотель). Нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIII в. к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки, именуемой «политическое искусство», «политическая наука», «политическое учение». Новое время (XVI-XIX вв.), положившее начало второму этапу развития политической науки, существенно изменило и формы, и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами. Громадный вклад внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Марк, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан. В конце XIX – начале XX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и др Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к конституциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская ассоциация политических наук. С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов политических исследований. Это привело к необходимости введения в 1951 г. термина «политические науки».(Лассуэлл). Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Г. Алмонд, С. Верба и др. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы.

  1. Особенности парадигмального измерения политики ( Т. Кун)

Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Во всей совокупности научных представлений о политике существуют такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основополагающие воззрения задают направленность исследованию данной области действительности, служат критерием выбора методов ее исследования, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций политических явлений. Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX в. американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные её черты и свойства этой. Воплощая различные способы объяснениятприроды и сущности политики, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпретации политических явлений. Не все парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного знания. Однако, в своей совокупности они способствуют необычайно богатому и всестороннему описанию политики.

К настоящему моменту сформировалось несколько теоретических концептов, обладающие четко сформировавшейся способностью к целостному и специфическому описанию природы и сущности политики, - это теологическая, натуралистическая и социоцентристская парадигмы. Теологическая парадигма представляет собой картину политического мира, характерную для рабовладельческих и феодальных обществ преимущественно с монархической формой правления. В ее центре находится представление о сверхъестественной природе государственной власти. В средневековье это – доктрина божественного права королей. Источниками законодательства в этот период являются священные тексты (Писание и Предание), решения церковных соборов. Нормы канонического (церковного) права стоят выше норм светского права. Для этого периода характерно наличие двух центров власти в государстве – светского (император, царь, король) и религиозного (римский папа, константинопольский патриарх, глава поместной церкви). Натуралистическая парадигма формируется на основе представлений о естественном происхождении государства и власти. Она предполагает рассмотрение человека и общества как частей природы, а также объяснение политики с точки зрения влияния факторов природной среды (климата, географических условий, биологической природы человека, расовых и этнических различий, психических свойств и инстинктов). Она возникает в Новое время на основе идей Реформации и открытий в естествознании. Источниками законодательства является естественное право, согласно которому люди от природы равны между собой, а их права (на жизнь, на свободу и на собственность) являются неотъемлемыми и первичными по отношению к установлениям государства. В рамках натуралистической парадигмы сложились идеи общественного договора, народного суверенитета, разделения властей. Социоцентристская парадигма исходит из представления о том, что определяющее влияние на возникновение государства и на политику оказывают различные общественные условия (социальные факторы): экономика, торговля, финансы, завоевания, классовая борьба, религия, культура, идеология. Социоцентристская парадигма допускает комплексное (системное) влияние социальных факторов либо выделение одного из них в качестве решающего. Источником законодательства признается политически легитимированная воля господствующей социальной группы или народа в целом. Социоцентристская парадигма возникает в период политических революций XVIII-XIX вв., индустриализации, ускоренной урбанизации, формирования социально-классовой структуры общества и становления современных демократий.

 

  1. Концепция политического К. Шмитта

К. Шмит считал, что существование политики предполагается наличием государства, но при этом их отождествление недопустимо. Политика не имеет собственной основы, черпая свою энергию из всех других областей жизни. Не составляя специфической сферы, политика формируется как результат нарастания человеческих противоречий, повышения их интенсивности до стадии отношений «врагов» и «друзей». Именно данная категория является так называемым понтяием политического, подобно категории разграничения "доброе" и "злое" в области морали; в эстетическом - "прекрасное" и "безобразное"; в экономическом - "рентабельное" и "нерентабельное".

Такой характер взаимодействия заставляет рассматривать политику как результат разъединения (диссоциации) людей и как орудие осознания и отражения угрозы со стороны «чужаков». «Враг» – это борющаяся совокупность людей, противостоящая такой же совокупности, т.е. образ «чужого» означает не личного противника, облик которого складывается под влиянием симпатий или антипатий, а именно общественного противника, борьба с которым может предполагать и формы его физического уничтожения. По мнению Шмитта, «политическая противоположность – это противоположность самая интенсивная, самая крайняя, и всякая конкретная противоположность есть противоположность политическая тем больше чем больше она приближается к разделению на группы "друг/ враг"».* Вместе с тем политика выступает и как средство объединения (ассоциации) и интеграции «своих». Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода, и в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения. Реальное разделение на группы друзей и врагов бытийственно столь сильно и имеет столь определяющее значение, что неполитическая противоположность в тот самый момент, когда она вызывает такое группирование, отодвигает на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: "чисто" религиозные, "чисто" хозяйственные, "чисто" культурные. "Друг - враг" как критерий различения отнюдь не означает, что определенный народ вечно должен быть другом или врагом определенного другого народа или что нейтральность невозможна или не могла бы иметь ПОЛИТИЧЕСКОГО смысла. Главное значение здесь имеет лишь возможность этого решающего случая, действительной борьбы, и решение о том, имеет ли место этот случай или нет. Государству как сущностно политическому единству принадлежит. реальная возможность в некоем данном случае в силу собственного решения определить врага и бороться с врагом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории политики"