Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка
1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки
На обыденном уровне познания рядовой гражданин,
«человек с улицы» создает тот первичный,
фоновый облик политики, который позволяет
ему приспосабливаться к политически
организованному сообществу, находить
совместимые с собственными целями способы
взаимоотношения с властью и государством.
Высшая форма специализированного отражения
политики научно-теоретическая.
Как известно, большинство
социальных наук исходит из различения объекта исследовани
Термин «политология» этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике. В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:
1) производственная (экономико-хозяйственная);
2) социальная;
3) духовная;
4) политическая.
Каждая из них имеет свою структуру, функции, ценности, нормы и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов. Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.
Предмет политологии
1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.
2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.
3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.
Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.
Проблемы политологии
1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.
2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.
3. Правовое государство и гражданское общество.
4. Формы правления и территориального устройства.
5. Типы избирательных систем, выборный процесс.
6. Политические конфликты и способы их разрешения.
7. Современные политические технологии.
8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.
Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.
1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.
2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.
3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.
4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.
5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.
6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.
7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.
Исторически политическая наука формировалась
в процессе постепенного перехода от
способов обыденного восприятия политики
к методам ее систематического специализированного
изучения и получения на этой основе все
более упорядоченных представлений о
ней. Развиваясь как органическая составная
часть гуманитарного знания политическое
знание постоянно стремилось к влиянию
на механизмы руководства и управления
обществом. Решающее воздействие на эволюцию
научного знания оказало развитие политики
как самостоятельной социальной сферы
с присущими ей механизмами поддержания
интеграции общества, институтами, способами
властного общения людей. В конечном счете,
именно эта эволюция предопределила превращение
совокупности накопленных о политике
знаний в самостоятельную академическую
дисциплину. Весьма своеобразный подход
к выделению этапов развития политической
науки сложился в американской политологии.(Р.
Даль, К. Дойч). Один из авторов этого подхода
К. Дойч считает, что каждая общественная
наука проходит в своём развитии три этапа:
философский, эмпирический и стадию рефлексии,
ревизии эмпирического состояния. Применительно
к политологии первый, преимущественно
философский период её развития длился
примерно со времён Аристотеля до Гражданской
войны в Америке 1861—1865 гг. На нем превалировали
нормативно-дедуктивные подходы в толковании
политической жизни. Крайними историческими
вехами второй, эмпирической ступени выступает
Гражданская война в Америке и Вторая
мировая война. На этом этапе непосредственный
анализ данных превратился в основной
источник пополнения знаний и доминирующий
способ анализа политических реалий. Третья
стадия развития политической науки началась
после Второй мировой войны и продолжается
до наших дней. Она отличается научной
рефлексией, критическим переосмыслением
всего арсенала накопленных теоретических
и эмпирических знаний и их дальнейшим
углублением. Исторически можно выделить три этапа эволюции политической науки. Первые формы
отображения и осмысления мира политики
сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали
преимущественно в религиозно-мифологической
форме. Их основу составляли идеи о божественном
происхождении и организации власти. Позже,
примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась
тенденция к рационализации политических
представлений, появлению отдельных систематизированных
учений (Конфуций учение о «гуманном управлении»,
Платон и Аристотель). Нарастание рационального
описания все усложнявшихся политических
явлений привело в XIII в. к созданию на основе
схоластики уже специфической политической
науки, именуемой «политическое искусство»,
«политическая наука», «политическое
учение». Новое время (XVI-XIX вв.), положившее
начало второму этапу развития политической науки, существенно
изменило и формы, и темпы формирования
политической теории. Усложнение политической
сферы, постепенно выявлявшее зависимость
государственной власти от области частной
жизни человека, способствовало пониманию
ее как определенной социальной сферы
со своими специфическими основами и механизмами.
Громадный вклад внесли Т. Гоббс, Дж. Локк,
Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам,
А. Токвиль, К. Марк, разрабатывавших идеи
рационализма, свободы, равенства граждан.
В конце XIX – начале XX в. появилось множество специализированных
теорий, посвященных исследованию демократии,
систем политического представительства
интересов, элит, партий, неформальных,
психологических процессов. А. Бентли,
Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера,
В. Вильсона, Ч. Мерриама и др Мощный теоретический
подъем на рубеже веков привел и к конституциализации
политической науки в качестве самостоятельной
дисциплины в учебных заведениях США (1857),
а впоследствии в Германии и Франции. В
1903 г. была создана первая Американская
ассоциация политических наук. С первой
четверти XX в. начинается современный, продол
Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Во всей совокупности научных представлений о политике существуют такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основополагающие воззрения задают направленность исследованию данной области действительности, служат критерием выбора методов ее исследования, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций политических явлений. Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX в. американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные её черты и свойства этой. Воплощая различные способы объяснениятприроды и сущности политики, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпретации политических явлений. Не все парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного знания. Однако, в своей совокупности они способствуют необычайно богатому и всестороннему описанию политики.
К настоящему моменту сформировалось
несколько теоретических
К. Шмит считал, что существование политики предполагается наличием государства, но при этом их отождествление недопустимо. Политика не имеет собственной основы, черпая свою энергию из всех других областей жизни. Не составляя специфической сферы, политика формируется как результат нарастания человеческих противоречий, повышения их интенсивности до стадии отношений «врагов» и «друзей». Именно данная категория является так называемым понтяием политического, подобно категории разграничения "доброе" и "злое" в области морали; в эстетическом - "прекрасное" и "безобразное"; в экономическом - "рентабельное" и "нерентабельное".
Такой характер взаимодействия заставляет рассматривать политику как результат разъединения (диссоциации) людей и как орудие осознания и отражения угрозы со стороны «чужаков». «Враг» – это борющаяся совокупность людей, противостоящая такой же совокупности, т.е. образ «чужого» означает не личного противника, облик которого складывается под влиянием симпатий или антипатий, а именно общественного противника, борьба с которым может предполагать и формы его физического уничтожения. По мнению Шмитта, «политическая противоположность – это противоположность самая интенсивная, самая крайняя, и всякая конкретная противоположность есть противоположность политическая тем больше чем больше она приближается к разделению на группы "друг/ враг"».* Вместе с тем политика выступает и как средство объединения (ассоциации) и интеграции «своих». Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода, и в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения. Реальное разделение на группы друзей и врагов бытийственно столь сильно и имеет столь определяющее значение, что неполитическая противоположность в тот самый момент, когда она вызывает такое группирование, отодвигает на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: "чисто" религиозные, "чисто" хозяйственные, "чисто" культурные. "Друг - враг" как критерий различения отнюдь не означает, что определенный народ вечно должен быть другом или врагом определенного другого народа или что нейтральность невозможна или не могла бы иметь ПОЛИТИЧЕСКОГО смысла. Главное значение здесь имеет лишь возможность этого решающего случая, действительной борьбы, и решение о том, имеет ли место этот случай или нет. Государству как сущностно политическому единству принадлежит. реальная возможность в некоем данном случае в силу собственного решения определить врага и бороться с врагом.