Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.
1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
См вопрос №14
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
См вопрос №14
21. Концепция и исследования национальной безопасности
Более того, первое является производным от второй. Национальная безопасность призвана прежде всего обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов — национального суверенитета, территориальной целостности государства-нации, защиты его населения, — т.е. таких интересов, ради достижения которых оно скорее согласится воевать, чем пойдет на компромисс. Иначе говоря, национальная безопасность — это стратегия, направленная на обеспечение жизненно важных интересов государства-нации. Таков классический, реалистский подход к проблеме.
Напомним, что с точки зрения
теории политического реализма международные
отношения существуют, говоря словами
Р. Арона, «в тени войны». В отсутствие
высшей руководящей инстанции, единого
управления действиями государства
в достижении и защите своих интересов
могут рассчитывать только на собственные
силы. Неореализм, как уже говорилось,
идет в этом отношении несколько
дальше и вводит понятие «зрелой
анархии», в соответствии с которым
международные институты, а также
вырабатываемые ими нормы и правила
поведения смягчают последствия
столкновения государственных интересов
и отчасти выводят
Концепция кооперативной безопасности
Будучи основанной на постулатах либерально-идеалистической парадигмы, данная концепция имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенными являются две из них.
«Гроцианская» концепция кооперативной безопасности
«Кооперативная безопасность, — пишут они, — это механизм сдерживания агрессии через создание встречных угроз и нанесение поражения тому, от кого она исходит» (Саг1ег е1 аШ. 1992. Р. 7). Меры, направленные на достижение кооперативной безопасности, должны формироваться скорее на основе согласия, чем навязываться силой, а сама система кооперативной безопасности должна исходить из таких предпосылок, которые могли бы восприниматься широкой общественностью как легитимные. Такие меры должны быть также инклюзивными в том смысле, что все страны имеют право на присоединение к ним.
Авторы особо подчеркивают, что кооперативная безопасность не должна принимать форму отдельного всеобъемлющего политического режима или соглашения по контролю вооружений. Так же она не должна стремиться к созданию международного правительства. Кооперативная безопасность, в понимании «брукингской группы», не претендует на то, чтобы уничтожить все вооружения, предотвратить все фермы насилия или гармонизировать все политические ценности. же. Р. 11). Далее авторы перечисляют основные компоненты кооперативного порядка. Это такие компоненты, как опыт ядерного устрашения, и кооперативная денуклеаризация; оборонительная конфигурация обычных сил; согласованный
международный ответ на агрессию; снижение военных инвестиций и распространение ОМП; транспарентность всех мер.
Отмечая, что понятие «кооперативной» или «партиципативной безопасности» получает все более широкое распространение, французский международник Д. Коляр видит ее суть в том, что «...идя сверху, она делает акцент на предупреждении конфликтов, на разумной достаточности, на стабильности и мерах транспарентности, доверия и контроля.
«Кантианская» концепция кооперативной безопасности.
С такой позицией, однако, не согласны
сторонники другого, «кантианского», варианта
кооперативной безопасности. Их объединяет
общее мнение о неэффективности
ООН и основанное на нем убеждение
в необходимости действовать
в условиях изменившейся среды безопасности
не на основе имеющихся международных
норм и принципов, а исходя из защиты
гуманитарных ценностей и идеалов.
Во-вторых, сторонники данной концепции
обосновывают право стран — членов
системы кооперативной
Далее автор приводит описание системы кооперативной безопасности. Оно состоит из шести элементов. Три первые касаются вопросов, призванных приблизить концепцию к решению сугубо прагматических вопросов, сделать данное описание не только, и даже не столько концептуальным инструментом для дальнейшего исследования вопросов безопасности, сколько своего рода инструкцией, или даже уставом, которым следует руководствоваться при решении конкретных проблем. Три последние элемента, по сути, повторяют то, что было сказано о соотношении коллективной безопасности, коллективной обороны и кооперативной безопасности. Завершается описание системы коопера-тивной безопасности утверждением о том, что единственной в мире,ее рабочей моделью является НАТО.
Автор в самом начале своего труда заявляет, что кооперативная безопасность «указывает на отход от узконаправленных стратегий «хо лодной войны», которые были нацелены лишь на достижение одно значной победы, и на переход к широким и светлым перспективам мира и гармонии».
Концепция человеческой безопасности
Она очень близка «кантианской»
концепции кооперативной
государств. Автор предлагает шесть составляющих такой стратегии (там же. Р. 339—341).
Во-первых, когда обстоятельства это оправдывают, необходимо энергично вмешиваться, чтобы защитить цели человеческой безопасности. Человеческая безопасность может включать использование принудительных мер, включая санкции и военные вмешательства, как в Боснии или Косово.
Во-вторых, существенно важно оценить совершенно определенным образом человеческие издержки стратегий, которые имеют целью продвинуть безопасность государства и международную безопасность.
В-третьих, политика безопасности должна
быть гораздо более тесно
В-четвертых, принимая во внимание сложный характер современных вызовов, поставленных безопасности индивидов, инициативы в этой области должны быть обращены ко всей гамме акторов, включая государства, многосторонние организации и группы гражданского общества. Поскольку проблемы, угрожающие безопасности личностей, имеют транснациональную природу, то только многостороннее сотрудничество позволяет найти эффективные решения.
В-пятых, эффективность решений будет зависть от усиления опе-рациональной координации. Например, успешные операции по подДержанию мира включают множество измерений и основываются на тесной координации усилий разных акторов, включая политических переговорщиков, «голубые каски», наблюдателей за правами личности и ответственных за гуманитарную помощь.
В-шестых, возрастающую роль в продвижении человеческой безопасности играют НПО — организации гражданского общества, — которые во многих случаях были в высшей степени эффективными партнерами в защите безопасности индивидов.
Теория демократического мира
Рассмотренные выше взгляды на кооперативную безопасность в ее кантианской версии во многом исходят из презумпции, получившей широкое хождение в литературе, согласно которой чем более демократичны государства, тем меньше вероятность того, что они будут воевать друг с другом.
Гипотеза «демократического
В свою очередь, Б. Рассет и X. Старр отмечают необоснованность утверждений о большем миролюбии какой-либо конкретной формы организации общества, экономики или правительства. Они показывают, что различные исследования ситуации, характерной как для XX в так и для XVIII и XIX вв., не установили причинно-следственной связи между тем, насколько часто участвует государство в международных войнах, и, например, наличием демократического или авторитарного политического строя, рыночной или социалистической экономики (Камей & 81агг. 1981). Куинси Райт, один из крупнейших специалистов в области исследований войн и вооруженных конфликтов утверждалЛЕдва ли можно ссылаться на статистику, чтобы показать что демократии бывали реже вовлечены в войны, чем автократии. Франция была почти такой же воинственной, и когда она была республикой, и когда она была монархией или империей. Великобритания занимает видное место в списке воинственных стран, хотя она по форме своего правления в течение наиболее длительного времени приближалась к демократии... Более убедительную статистическую взаимосвязь можно установить, сравнивая тенденцию к демократии в периоды всеобщего мира и отхода от демократии в периоды всеобщей войны
22.Среда национальной
безопасности Республики
Концепция национальной безопасности Республики Молдова – документ, отражающий общую оценку среды безопасности на национальном и международном уровнях, в которой действует Республика Молдова. Она определяет цель и основные направления национальной безопасности, а также общие ценности и принципы, охраняемые молдавским государством и обществом.
Концепция национальной безопасности
Республики Молдова представляет собой
систему идей, отражающих приоритеты
государства в области
1. Принципы, общие ценности, цели, основные
направления национальной
1.1. Статус постоянного
Республика Молдова –
Статус постоянного
В этом смысле Республика Молдова прилагает усилия для обеспечения соблюдения своего постоянного нейтралитета субъектами международного права.
1.2. Цели национальной
Национальная безопасность представляет собой основополагающее условие существования народа Республики Молдова и молдавского государства и является одной из целей страны. Целями национальной безопасности Республики Молдова являются обеспечение и защита независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного порядка, демократического развития и внутренней безопасности, а также укрепление государственности Республики Молдова. Особое место в этом смысле занимают защита и продвижение национальных ценностей, интересов и целей. Национальная безопасность представляет собой не только безопасность государства, но и безопасность общества и граждан Республики Молдова как на территории Республики Молдова, так и за ее пределами.
Национальная безопасность Республики
Молдова реализуется
Путь интеграции Республики Молдова
в Европейский Союз, поддержание
хороших двусторонних и региональных
отношений и участие в
Основываясь на своих национальных интересах, а также на обязательствах, вытекающих из процесса европейской интеграции, Республика Молдова руководствуется в своей политике национальной безопасности следующими установками:
- обеспечение соблюдения своего
статуса постоянного
- восстановление
- поддержание высокой динамики
процесса европейской
- обеспечение демократического
развития общества и
- прогрессирующее экономическое
и социальное развитие страны
посредством ускорения