Шпаргалка по "Международной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

Файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 236.13 Кб (Скачать файл)

Проблема международной безопасности становится все более и более  актуальной. Это связано с гуманизацией современного мира, с одной стороны, и реальной возможностью уничтожения цивилизации в результате военных действий - с другой. Потребность в международной безопасности постепенно приобретает всеохватывающий характер.

Для достижения безопасности используются самые различные системы воздействия - военные, политические, экономические, гуманитарные и т. д. Мировое сообщество при регулировании отношений  обращает внимание не только на государства, но и на отдельных людей, отстаивая  права человека.

Особая роль в обеспечении международной  безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль - право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Установленные международным  правом средства обеспечения международной  безопасности можно разделить на следующие группы:

а) по содержанию (мирные средства и  принудительные меры);

б) по роли в обеспечении международной  безопасности;

в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения  международной безопасности:

мирные средства разрешения международных  споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и  всех других форм вмешательства или  попыток угрозы направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано  воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в  актах гражданской войны или  террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением. Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государства мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Все государства пользуются суверенным равенством. В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

государства юридически равны;

каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

каждое государство обязано  уважать правосубъектность других государств;

территориальная целостность и  политическая независимо государства  неприкосновенны;

каждое государство имеет право  свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические  и культурные системы;

 

25. Понятия и структура системы международных отношений

Таким образом, одним из главных  достоинств концепции Д. Истона является то, что он рассматривал политическую систему в динамике как целостный организм, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и непрерывно «сверяющий» свои «ответы» с состоянием и реакцией своих элементов.\

Исходным в системной теории является понятие «система», которое  Л. фон Берталанфи определяет как ..«совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом» (Вег1а1ап$у. 1968. Р. 5). «С формальной точки зрения, — пишет французский ученый Ж. Эрман, — система (8у) предполагает наличие состава ее элементов (С), специфические взаимосвязи между ними, структуру (8) и среду (Е)» (Эрман. 1996. С. 54).

Другое понятие — «элементы», т.е. простейшие составные части  системы.

Содержание понятия «структура»  имеет несколько аспектов, отражающих различные степени сложности  системы: а) соотношение элементов  системы; б) способ организации элементов  в систему; в) совокупность принуждений  и ограничений, которые вытекают из существования системы для  ее элементов. Иногда тому или иному  из этих аспектов, в зависимости  от целей исследования, придается  самостоятельное значение.

«Среда» — это то, что влияет на систему и с чем она взаимодействует. Различают два вида среды: внешняя  среда (окружение системы, или энвайромент) и внутренняя среда (контекст). Так, внешней средой для системы экономических отношений (ее энвайроментом) является совокупность всех общественных отношений данного общества, общество как целостность. Что же касается внутренней среды экономических отношений (контекста), то она может быть представлена как совокупность специфических условий, характерных для функционирования экономических отношений (например, технологических, со-циокультурных и иных особенностей производства, присвоения, распределения и обмена товаров.

В данной связи особую роль играет понятие «системная граница». Граница  определяется путем выявления смежного расположения элементов системы. Элемент  системной границы — это такой  элемент, который соседствует, по крайней  мере, с одним элементом системы  и одним элементом среды.

«Функция» системы — это ее реакция  на воздействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений  между элементами системы, т.е. на сохранение «устойчивости» данной системы.

Еще одно важное понятие системного подхода — понятие «подсистема». В качестве подсистемы может выступать  любой элемент системы, представляющий собой, в свою очередь, совокупность взаимодействующих элементов (т.е. систему, а поскольку она существует в  рамках более общей системы, то ее называют подсистемой). В этом случае внешней средой для подсистемы выступает  более широкая система.

 

ТИПЫ И СТРУКТУРЫ

Разные подходы к системному изучению международных отношений  обусловливают различия в типологиях международных систем. В зависимости  от пространственно-географических характеристик  выделяют, например, общепланетарную международную систему и ее региональные подсистемы-компоненты (элементами последних выступают субрегиональные подсистемы).

В качестве самостоятельной функциональной системы в литературе нередко  рассматриваются такие виды международных (межгосударственных) отношений, как  экономическая, политическая, военно-стратегическая и т.п. системы (см., например: ВгаШагС. 1977).

Объектом исследований выступают  также стабильные и нестабильные (революционные, по определению С. Хоффманна), конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые и т. п. международные системы. Например, открытая система — это реальное образование, сохраняющее свои границы (т. е. свое отличие от среды) с помощью гомео-статического механизма сопротивления изменениям {Эрман. 1996. С. 55). Некоторые исследователи под открытой понимают «расплывчатую» систему, т. е. такую, которая не имеет четких геометрических границ типа линий или площадей (например, сеть средств массовой информации, политическое объединение, атом водорода) (там же. С. 56).

Закрытая система — это абстракция, так как под ней подразумевается  отсутствие контактов данной совокупности элементов с окружающей средой, что  лишает смысла само существование закрытой системы, ибо постоянное взаимодействие со средой — его непременное условие.

Близка закрытой системе существующая в реальной действительности автономная система, отличия которой в том, что её структура-организация предполагает сохранение индивидуальности, не прерывая в то же время контактов и обменов  с окружающей средой (сводя их до минимума при необходимости сохранения индивидуальности).

Особый случай — хаотичная система  — высоко чувствительная к малейшим изменениям параметров система. Ее эволюция может зависеть от самых незначительных изменений условий. В результате причинно-следственная связь носит преимущественно случайный характер (Эрман. 1996. С. 59).

Британский ученый М. Николсон в  качестве критериев типологии некоторых  видов систем выделяет случайность  и детерминированность, с тем чтобы подчеркнуть специфику социальных (в том числе и международных) систем (Николсон. 1996. С. 137—139). С этой точки зрения, полностью случайная система — это система, в которой исключена возможность влияния какого-либо элемента на ее функционирование, т.е. она абсолютно непредсказуема. Напротив, прогнозирование поведения полностью детерминированной системы не представляет затруднений, достаточно выявить причинно-следственные связи ее функционирования, а их симметричность и повторяемость защитит от каких-либо серьезных ошибок.

По М. Николсону существует четыре типа международных систем: чисто  иерархический (1); полного взаимодействия (2); простая реалистическая система (3); смешанная реалистическая система (4); и, наконец, комплексная система (5) (см.: Николсон.

На основе политического реализма М. Каплан строит свою знаменитую типологию  международных систем, которая включает шесть типов систем, большинство  из которых носит гипотетический, априорный характер.

Первый тип — «система баланса  сил» — характеризуется многопо-лярностью. По мнению М. Каплана, в рамках такой системы должно существовать не менее пяти великих держав. Если же их число будет меньше, то система неминуемо трансформируется в биполярную.

Второй тип — «гибкая биполярная система», в которой сосуществуют как акторы-государства, так и новый тип акторов — союзы и блоки государств, а также универсальные акторы — международные организации. В зависимости от внутренней организации двух блоков выделяют несколько вариантов гибкой биполярной системы, которая может быть: сильно иерархизированной и авторитарной (воля главы коалиции навязывается ее союзникам); неиерархизированной (если линия блока формируется путем взаимных консультаций между автономными друг от друга государствами).

Третий тип — «жесткая биполярная система». Для нее характерна та же конфигурация, что и для гибкой биполярной системы, но оба блока  организованы строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе нет неприсоединившихся и нейтральных государств, которые имели место в гибкой биполярной системе. Универсальный актор играет в третьем типе системы весьма ограниченную роль. Он не в состоянии оказать давление на тот или иной блок. На обоих полюсах осуществляется эффективное урегулирование конфликтов, формирование направлений дипломатического поведения, применение совокупной силы.

«Универсальная система», или четвертый  тип, фактически соответствует федерации, которая подразумевает преобладающую  роль универсального актора, большую степень политической однородности Международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора.

Пятый тип, или «иерархическая система», по сути, представляет собой мировое  государство, в котором национальные государства теряют свое значение, становясь простыми территориальными единицами, а любые центробежные тенденции немедленно пресекаются.

Шестой, тип международной системы  — система «единичного вето», в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа, при этом имея возможность самому энергично сопротивляться шантажу со стороны другого государства, каким бы сильным оно ни было.

Законы функционирования и трансформации международных  систем

Одна из главных идей концепции  М. Каплана — это идея об основополагающей роли структуры международной системы  в познании законов последней. Эту  идею разделяет абсолютное большинство  исследователей. Согласно идее об основополагающей роли структуры, нескоординированная  деятельность суверенных государств,, руководствующихся своими интересами, формирует такую международную систему, в которой главным признаком является 'доминирование ограниченного числа наиболее сильных государств, а ее структура определяет поведение всех международных акторов.

Например, Р. Арон выделял по крайне мере три структурных измерения  международных систем: конфигурацию соотношения сил; иерархию акторов; гомогенность или гетерогенность состава. Главным же измерением он считал конфигурацию соотношения сил, отражающую существование «центров власти» в международной системе, накладывающей отпечаток на взаимодействие между ее основными элементами — суверенными государствами. Конфигурация соотношения сил зависит, как уже отмечалось выше, от количества главных акторов и характера отношений между ними. Два основных типа такой конфи-гурации — биполярность и мультиполярность.

 

26. Международная система во время холодной войны. 

На рубеже третьего тысячелетия система международных отношений, или, как ее принято называть в западной литературе,международная система (International System), вступает в качественно новую фазу своего развития. Ее воздействие на современный мир можно характеризовать как революционное. Международная система периода "холодной войны", или Ялтинско-Потсдамская система, существовавшая в 1945—1990 гг., канула в Лету.

Новый подъём либерально-идеалистических  идей приходится на окончание холодной войны, в ходе которой господствовали идеи политического реализма и неореализма. При этом либеральное течение преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм.

Возрождение позиций либерально-идеалистической  парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма в виду существенных изменений на международной арене (усиление международных интеграционных процессов; появление новых государств на политической карте мира, нетрадиционных угроз безопасности; процессы, связанные с глобализацией) была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной политике"