Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Транснациональные корпорации (ТНК) являются важнейшими субъектами современного мирового хозяйства, находящегося в процессе глобализации. Рост масштабов их деятельности и влияния обусловлен расширением трансграничного движения товаров и услуг, капитала, рабочей силы, информационных потоков, что в свою очередь усиливает конкуренцию на мировых рынках. Глобализация ослабляет межстрановые барьеры на пути международного движения факторов производства, укрепляя тем самым позиции транснационального капитала. Наращивание влияния ТНК вызывает противодействующую реакцию со стороны правительств и предпринимательских элит принимающих стран. В этом проявляется важное противоречие между интересами транснационального капитала и национальных государств, составляющее движущую силу глобализации современного мирового хозяйства.
В мире накоплен богатый опыт функционирования зарубежных ТНК и разработаны основные теоретические концепции стратегического менеджмента компаний, что должно быть положено в основу разработки приемлемых форм функционирования российских компаний на зарубежных рынках.
Российская экономика в последние годы развивается высокими и устойчивыми темпами и активно включается в мирохозяйственные процессы. Крупнейшие российские компании завоевывают все большее признание на мировых товарных рынках в качестве субъектов транснациональной деятельности. Но развитие российских ТНК на мировых рынках только начинается. В этой связи крайне важно исследовать и научно обосновать природу данного процесса, его цели и основные средства, формы стратегий выхода компании на зарубежные рынки, дать оценку эффективности использования конкурентных стратегий, выявить противоречия и трудности указанного процесса. Все это определяет актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности темы. Исследование проблем деятельности ТНК имеет серьезную научно-теоретическую базу в виде крупных, основополагающих исследований западных ученых в области теории стратегического менеджмента.
Среди западных ученых, занимающихся проблемами функционирования ТНК в различных их аспектах, имеется довольно многочисленная группа авторов. Все они раскрывают деятельность ТНК применительно к сфере отношений рынков западных стран. Среди них выделим работы Б. Гомеса-Кассереса, П. Гроува, Д. Коллиса, С. Крэга, Г. Палеззо, К. Райнерта, К. Фердоуза.
В России трудится большая группа ученых, ведущая свои исследования в области деятельности российских ТНК на мировых рынках. Отметим, прежде всего, работы В. В. Андронова, А. Г. Аникиной, И. Г. Владимировой, А. А. Волкова, А. М. Зобова, Е. А. Карпухиной, А. П. Кузнецова, Е. Ф. Ленского, А. А. Миронова, А. О. Мовсесяна, И. П. Николаевой, С. Т. Пашина, В. М. Попова, В. С. Свириденко, А. В, Сумина.
Исследование проблем функционирования российских ТНК, форм внешнеэкономической экспансии российских компаний, стратегических решений их деятельности на мировых рынках пока только начинается. Это касается, прежде всего, того, что основной опыт работ касается нефтегазовых и металлургических компаний. Отсутствуют серьезные, глубокие исследования комплексного характера, рассматривающие всесторонне позиции российского транснационального капитала в мире. Недостаточная степень научной разработанности рассматриваемой темы, высокая ее практическая значимость для растущей российской экономики, все более укрепляющей свои мирохозяйственные позиции, обусловили выбор темы выпускной работы.
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, действующие на международных рынках.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие между субъектами мирового хозяйства в процессе экспансии российских ТНК на зарубежные рынки.
Методологические основы исследования. В выпускной квалификационной работе применены такие методы исследования, как аналитический, статистический, историко-логический, метод экспертных оценок.
Объем и структура работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе приведены теоретические основы внешнеэкономической экспансии ТНК и её влияние на экономики стран.
Во второй главе описана специфика экспансии российских ТНК на зарубежные рынки.
В третьей главе проводится анализ проблем и перспектив дальнейшей внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
В заключении изложены основные результаты и выводы проведенных исследований.
Под экономической экспансией (от лат. expansio — расширение, распространение) понимается расширение сфер влияния частнокапиталистических фирм, монополистических объединений и групп, а также капиталистических государств в области экономики. Экспансия свойственна природе капитализма как способ извлечения большей прибавочной стоимости. Преимущества крупномасштабного специализированного производства способствовали завоеванию товарами, произведёнными на капиталистических предприятиях, рынков экономически отсталых стран. Усиление экспансии в условиях глобализации — закономерное следствие концентрации производства и капитала, обострения внутренних противоречий экономик стран, действия неравномерности экономического и политического развития мировых процессов. Экспансия происходит путём борьбы за наиболее выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и рынки сбыта произведённой продукции1.
На раннем этапе развития капитализма преобладающей формой экспансии была торговля товарами (товарный экспорт). В конце XIX века за пределами национальных границ начинает осуществляться экспансия в форме ссудного капитала, т.е. осуществляется экспорт капитала для получения более высокого процента за рубежом, чем это возможно внутри страны. В современной научной литературе такой экспорт называется «портфельными инвестициями». Например, крупным экспортером капитала в начале XX века была Великобритания. В 1913 году свыше 90 % зарубежных инвестиций приходились на портфельные инвестиции. Экспорт капитала в такой форме не дает экспортеру право контроля над зарубежными промышленными предприятиями.
Со времен после Второй мировой войны масштабы экспорта капитала за национальные границы возрастают, но происходит это в форме прямых иностранных инвестиций. Зарубежное производство, которое ранее носило эпизодический характер, стало значительным, даже определяющим фактором, отличительной чертой международной компании нового типа.
Самым простым способом начала внешнеэкономической экспансии является экспорт. Нерегулярный экспорт — это пассивный уровень вовлечения, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы, Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке. В обоих случаях фирма производит все свои товары в собственной стране. На экспорт она может предлагать их как в модифицированном, так и в немодифицированном виде. Из возможных вариантов стратегий выхода на зарубежный рынок экспорт требует внесения минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, ее структуру, капитальные затраты и программу деятельности.
Фирма может экспортировать свой товар двумя способами. Можно воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт) или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт). Практика косвенного экспорта наиболее распространена среди фирм, только начинающих свою экспортную деятельность2. Во-первых, она требует меньше капиталовложений. Фирме не приходится обзаводиться за рубежом собственным торговым аппаратом или налаживать сеть контактов. Во-вторых, она связана с меньшим риском. Международные маркетинговые посредники - это отечественные агенты по экспорту или кооперативные организации, которые привносят в эту деятельность свои специфические профессиональные знания, умения и услуги, и поэтому продавец, как правило, совершает меньше ошибок.
Еще одним общим направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная предпринимательская деятельность обличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. А от прямого инвестирования ее отличает то, что в стране-партнере формируется объединение с какой-либо местной организацией.
Лицензирование — это один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или какой-то иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя. С помощью лицензионных операций фирма «Гербер» вывела на японский рынок свои продукты для детского питания.3 Фирма «Кока-кола» осуществляет свою деятельность по международному маркетингу, предоставляя лицензии различным предприятиям в разных частях света или, точнее, предоставляя им торговые привилегии, поскольку концентрат, необходимый для производств напитка, фирма предоставляет сама.
Потенциальные недостатки лицензирования состоят в том, что при нем фирма располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием.4 Кроме того, если лицензиат крупно преуспеет, прибыли пойдут ему, а по окончании срока контракта фирма может обнаружить, что создала себе конкурента.
Подрядное производство — еще один вариант деятельности — заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Фирма «Сире» воспользовалась этим методом при открытии своих универмагов в Мексике и Испании, отыскав квалифицированных местных производителей, которые могли изготовлять многие из продаваемых ею товаров.
Недостаток подрядного производства — в меньшем контроле фирмы за процессом производства и в потере связанных с этим производством потенциальных прибылей5. В то же время оно дает фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления и партнерство с местным производителем или покупки его предприятия.
В случае, когда фирма предоставляет управление по контракту зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Этим методом пользуется для организации работы отелей в разных частях света фирма «Хилтон».
Управление по контракту — это способ выхода на зарубежный рынок с минимальным риском и получением дохода с самого начали деятельности. Однако прибегать к нему нецелесообразно, если фирма располагает ограниченным штатом квалифицированных управляющих, которых можно использовать с большей выгодой для себя, или в том случае, когда самостоятельное осуществление всего предприятия принесет гораздо большие прибыли. Кроме того, управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.
Совместное предприятие — это объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитали с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Зарубежный инвестор может купить себе долю в местном предприятии, местная фирма может купить себе долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании, либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.
Предприятие совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. У фирмы может недоставать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. А возможно, совместное владение является условием, которым иностранное правительство оговаривает допуск на рынок своей страны.
Практика совместного владения имеет определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности. Например, в то время как многие американские фирмы стремятся использовать заработанные средства для повторного инвестирования на расширение дела, местные фирмы нередко предпочитают изымать эти поступления из оборота. В то время как американские фирмы отводят большую роль маркетингу, местные вкладчики зачастую могут полагаться исключительно на организацию сбыта. Более того, совместное владение может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок в сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе.