Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Для поощрения вывоза частного капитала в развивающиеся страны правительства развитых капиталистических государств, в частности США, Великобритания, ФРГ, Япония, широко практикуют заключение с правительствами молодых государств межгосударственных соглашений об отмене двойного налогообложения. Цель соглашений — избежать такого положения, когда одни и те же доходы, полученные западными корпорациями за границей, облагаются налогом дважды — сначала в стране приложения капитала, а затем в стране базирования корпораций.
Так называемая государственная помощь направляется чаще всего на создание производственной инфраструктуры (строительство дорог, мостов, электростанций, аэропортов и т.д.), финансирование которой невыгодно иностранному капиталу.
Вместе с тем развитие инфраструктуры облегчает проникновение капитала ТНК, создает благоприятные условия для их деятельности.
Соглашения о помощи нередко прямо обусловливаются обязательствами стран-получателей создать благоприятный климат для притока иностранного капитала, гарантировать его от национализации. В 1962 г. в «Закон о помощи США иностранным государствам» была включена поправка Хикенлупера, которая уполномочивала президента США прекращать экономическую помощь странам, которые национализировали имущество американских граждан или корпораций, отказались от контрактов, ранее заключенных с американскими гражданами или корпорациями, наложили на американское имущество дискриминационные пошлины, не приняли необходимых мер по компенсации за причиненный ущерб в 6-месячный срок. 15
Практически во всех странах запада создана система государственных гарантий и страхования зарубежных частных капиталовложений от политических и коммерческих рисков. Так, в США с 1971 г. действует государственная корпорация заграничных частных капиталовложений (ОПИК), основная цель которой — страхование частных зарубежных инвестиций американских корпораций от политических рисков. Страхуются капиталовложения в пределах до 90% их стоимости и 90% величины получаемых прибылей. Максимальный срок страховки — 20 лет.
Важной формой государственного стимулирования экспансии ТНК являются различные налоговые льготы. В США, например, налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на соц. страхование и некоторые другие виды платежей). Допускается так же отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т.е. фактически на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Наконец, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.
Интернационализация деятельности ТНК вызвала необходимость снижения таможенных тарифов, валютного контроля, количественных и других нетарифных ограничений, которые часто обеспечивают существенные преимущества товарам местного производства.
Правительства развитых государств нередко осуществляет прямое политическое вмешательство во внутренние дела государств, если они стремятся использовать свои законные права с целью ограничить хищническую деятельность ТНК. Так, президент Бразилии Ж. Гуларт был свергнут в апреле 1964 г. через две недели после подписания декрета о национализации иностранных нефтеперерабатывающих заводов. Известно прямое участие ЦРУ в подготовке государственных переворотов в середине 60-х годов в Аргентине и Шри-Ланке, где были национализированы филиалы Эссо, Калтекс, Шелл и Стандард ойл оф Индиана.16 Пришедшие к власти новые правительства возвратили собственность национализированных предприятий прежним владельцам. Доказано непосредственное участие ЦРУ в свержении законного правительства С. Альенде в Чили в 1973 г. Конфликт между американской компанией Галф и Боливией в 1971 г. закончился свержением законного правительства страны. В обоих случаях пришедшие к власти новые правительства в этих латиноамериканских государствах компенсировали потери американских корпораций.
Таким образом, анализ механизмов регулирования деятельности ТНК позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с национальными компаниями):
Таким образом, мотивы деятельности ТНК в принципе не отличаются от мотивов всех прочих субъектов рыночной экономики. Достижение максимума прибыли является главной целью рыночного субъекта. Для ТНК характерно выделение более обобщающего мотива — рост стоимости компании. Этот показатель отражает уровень текущей конкурентоспособности компании.
В силу этого, дана оценка используемых зарубежными ТНК стратегий выхода на зарубежные рынки. Выделяются экспортные стратегии, контрактные стратегии и стратегии с использованием собственных инвестиций. На основе обобщения зарубежного опыта деятельности ТНК на мировых товарных рынках раскрываются формы и характер взаимодействия материнской компании и ее зарубежных филиалов. Для успешного ведения бизнеса необходимо в полной мере использовать потенциал зарубежных филиалов. Крайне важным представляется правильный выбор целевого рынка за рубежом для активизации ТНК. Крупные компании делают это с помощью прямых зарубежных инвестиций, возможности управления собственностью за границей. Менее крупные компании используют такие формы проникновения на внешний рынок как экспорт, лицензирование, франчайзинг.
На современном этапе ТНК стали важнейшими субъектами мирового хозяйства, играя огромную роль в системе международных экономических отношений. Развитие транснационального бизнеса оказывает глубокое влияние на экономику отдельных государств, как промышленно развитых, так и развивающихся. Данное влияние может носить позитивный и негативный характер.
Глобальная экспансия ТНК с их ярко выраженной склонностью к «интернационализации» привела к угрозе подрыва экономического суверенитета национальных государств. В наиболее крайней форме он проявился в развивающихся странах, где резко увеличилось число экспроприации иностранных активов. Как свидетельствуют отчеты экспертов Международной Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся стран.17 Во многих из них ТНК идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся стран покончить с экономической отсталостью, ТНК создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.
Внедрившись в экономику развивающихся государств, ТНК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, ТНК контролируют 40% всего промышленного производства этих стран и 50% их внешней торговли. В сферу своей деятельности ТНК втягивают множество местных компаний, в т.ч. малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от ТНК, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.д.
Несмотря на то, что оказание экономической помощи не является целью деятельности ТНК в развивающихся странах, тем не менее, объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях. Исходя из обозначенных особенностей функционирования ТНК на территории развивающихся государств, можно выделить положительные и отрицательные моменты их присутствия для этих стран.
ТНК способствуют распространению достижений НТР в периферийную зону, предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленности, обеспечивают занятость для местного населения, гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих, способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда.18
Но проведение внешнеэкономической экспансии ТНК ведет к подавлению своей мощью местных фирм, установлению монопольных цен, нарушению государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую, загрязнению своим производством окружающей среды в стране присутствия, дестабилизации ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм, возможности оказания влияния на политику правительства данной страны.
ТНК, функционирующие на территории промышленных развитых стран, также оказывают всевозрастающее влияние на экономику и политику этих государств. Они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и распределение продукции, что неизбежно ведет к развитию противоречий между экономическими интересами этих стран и интересами ТНК. В моменты обострения политических отношений, внутренних и международных экономических кризисов данные противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства развитых государств лишают поддержки филиалы иностранных ТНК и сосредотачивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний. Исходя из этого, можно говорить о цикличном негативном воздействии ТНК на экономику промышленно развитых стран, в то время как их положительное влияние постоянно. Особенно серьезным позитивным воздействием ТНК в этих странах является то, что они определяют характер внешнеэкономических связей промышленно развитых стран, обеспечивают до 20% всей занятости в них, способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний.19 Тем не менее, в настоящее время государства разрабатывают и реализуют на национальном уровне различные инструменты государственного контроля над деятельностью ТНК, применение которых способствует сглаживанию негативных воздействий ТНК.
С другой стороны, действия ТНК часто не соответствуют стратегическим интересам страны базирования, приоритетам ее внешней и внутренней политики. Яркий пример тому — многочисленные антимонопольные разбирательства, происходящие в настоящее время по всему миру.
Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью их воспроизводственного процесса. Так, доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей промышленности Австралии, Бельгии, Ирландии и Канады превышает 33%, в ведущих западноевропейских странах — 21-28%, в США — более 10%. Еще большую роль иностранный капитал в форме прямых инвестиций играет в экономике развивающихся стран, где на долю компаний с иностранным участием приходится до 40% промышленного производства, а в ряде государств дочерние структуры и филиалы ТНК выпускают 50-60% производимой продукции.
Для ограничения негативных последствий международного бизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции ответственности транснациональных корпораций, возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. 20
Существует распространенное заблуждение о последствиях деятельности ТНК, будто в результате международных операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше. Баланс выгод и потерь от деятельности ТНК во многом зависит от контроля над их деятельностью со стороны правительств, общественных и наднациональных организаций. Отсутствие или ослабление контроля со стороны принимающей страны за деятельностью ТНК приводит к негативным последствиям. Это происходит, когда увеличение иностранного бизнеса в стране осуществляется за счет поглощения местных компаний, мобилизации капитала из местных источников. Одной из острых проблем развивающихся стран стал отток капитала, перевод прибылей в развитые страны, что значительно сужает базу национального накопления, следовательно, и общественного воспроизводства.