Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
В качестве фактора развития интеграционных процессов может выступить деятельность российских ТНК в постсоветском пространстве, стать важным условием стабилизации и роста экономик стран Содружества.
Основными сферами приложения инвестиций российских ТНК в странах СНГ являются секторы минерально-сырьевого комплекса, телекоммуникации; странами — Украина и Казахстан; видами филиалов — производственные и сбытовые подразделения; способами выхода на рынки стран Содружества - поглощения местных компаний.
Таким образом, в 2013 г. можно ожидать, что российские зарубежные прямые инвестиции продолжат восстанавливаться после кризисного шока. Этот процесс будет постепенным и сохранит многие черты докризисного развития. Для серьезных изменений в этой сфере необходима выработка продуманной стратегии и соответствующего механизма государственной поддержки, то есть реализация поставленных в докризисный период целей. Одной из важнейших задач при этом должна стать приоритетная государственная поддержка тех зарубежных прямых инвестиций, которые способствуют модернизации российской экономики и переносу в Россию эффективных передовых технологий.
1 Булатова А. С. Мировая экономика. М.: «Экономистъ», 2009. — С. 19.
2 Герчикова И. Н. Международные экономические организации. М.: Изд—во «Москва», 2008. — С. 196—197.
3 Зубарев Н. В., Клышков И.С. Механизм экономического роста ТНК. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. — C. 41.
4 Голубков Е. П. Основы маркетинга. М.: «Экономистъ», 2008. — С. 320.
5 Абрамов В. Л. Мировая экономика. М.: Изд-во «Дашков и К», 2010. — С.177.
6 Балабанов И. Т. Внешнеэкономические связи. М.: «Экономистъ», 2000. — С. 220—221.
7 Владимирова И. Г. Исследование уровня транснационализации компаний. Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — №6. — С. 65.
8 Стрижевская Ю. И. Транснациональные корпорации и промышленная политика. Российский экономический журнал. 2008. — №5. — С. 11.
9 Горячев А. А. Изучение внешнеторговых рынков: цели, средства, эффективность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 540.
10 Карпухина Е. А. Традиционные формы централизации капитала. Международные стратегические альянсы. М.: Дело и Сервис, 2010. — С. 18.
11 Пашин С. Т. Функционирование транснациональных компаний: организационно-экономическое обеспечение. М.: Экономика, 2009. — С.16.
12 Лаптев В. В. Введение в предпринимательское право. М.: Изд-во института государства и права РАН, 2011. — С. 280.
13 Мовсесян А. О. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК. Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 1. — С. 14.
14 Минасян А. Р. Проблемы международной торговли. Внешнеэкономическая деятельность. 2007. — № 4. — С. 7.
15 Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Дело, 2008. — С. 240.
16 Халевинская Е. Д. ТНК и глобализация мировой экономики. Мировая экономика. М.: Юристъ, 2011. — С. 30.
17 UNCTAD. World Investment Report 2000 — 2010. United Nations, New York and Geneva, 2011. — P. 35.
18 Яблукова Р. З. Международные корпорации как субъект международных экономических отношений/ Р.З. Яблукова// Международные экономические отношения в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2010. — С. 13.
19 Шиман М. Г. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах ХХ столетия. Проблемы теории и практики управления. М.: Проспект, 2011. №3. — С. 7.
20 Кондратьев В.П. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности. М.: Изд-во каф. «МЭиМО», 2009. — С. 28.
21 Киреев А.П. Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 295.
22 Коновалов С. М. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 315.
23 Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — С. 135.
24 Николаева И.П. Роль ТНК в мировом инвестиционном процессе. Мировая экономика. 2008. — №2. — С. 16.
25 Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: ЮНИТИ, 2008. — С. 29.
26 Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. М.: Экономистъ, 2010. — С. 371.
27 Волков А. А. Современные тенденции развития транснациональных корпораций. М.: Вестник ГУУ, 2009. — С 109.
28 Андронов В.В. Роль ТНК в современной мировой экономике. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. 2008. — №6. — С. 3.
29 Андронов В.В. Роль ТНК в современной мировой экономике. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. 2008. — №6. — С. 10-12.
30 Носов М. Г. Россия и глобализация: международные аспекты. М.: ЮНИТИ, 2011. — С. 117.
31 UNCTAD. World Investment Report 2000 — 2011. United Nations, New York and Geneva, 2012, — P. 163.
32 Аникина А.Г. Усиление транснациональной деятельности российских нефтегазовых компаний. Нефть, газ и бизнес. 2008. — № 8. — С. 2.
33 Ганелин С.И. Роль развивающихся стран на мировом рынке. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — С. 72.
34 Миронов А.А. Концепция развития транснациональных корпораций. М.: Дело, 2008. — С. 41.
35 UNCTAD. World Investment Report 2000 — 2011. United Nations, New York and Geneva, 2012, — P. 310.
36 Сумин А.В. Российские ТНК в мировой экономике. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях, материалы 4 Конвента РАМИ. М.: МГИМО-Университет, 2007. — С. 172.
37 Кузнецов А.А. Два вектора экспансии российских ТНК: Евросоюз и СНГ. М.: Изд-во каф. «МЭиМО», 2008. С. 96.
38 Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: Международный центр, 2008. С. 115.
39 Зобов А.М. Стратегические альянсы: проблемы и тенденции. М.: Вестник Московского университета, 2009. — С. 43—59.
40 Чебанов С. А. Российские ТНК: экспансия продолжается. Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3. — С. 118—121.
41 Аникина А.Г. Деятельность зарубежных транснациональных компаний в России. М.: Макс-Пресс, 2008. — С. 15.
42 Юдина Н.Н., Деятельность российских ТНК как фактор социально-экономического развития стран СНГ и их интеграции в мировое хозяйство/ Н.Н. Юдина// Вестник Волгоградского государственного университета. 2009. — № 1 (14). — С. 205—210.
43 Попов В.М. Транснациональные и многонациональные компании - качественно новые предприятия постиндустриального развития. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях. 2010. — С. 12.
44 UNCTAD. World Investment Report 2000 — 2011. United Nations, New York and Geneva, 2012, — P. 273.
45 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2011. — С. 193.
46 Слуцкий М.К. Стратегия прорыва/ М.К. Слуцкий// Российская газета. 2011. — №16. — C. 8.
47 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2009. — С. 203.
48 Паршин, А.Г. Мировая экономика. М.: Инфра—М, 2007. — С. 273.
49 Булатов А.С. Экономика. М.: Издательство БЕК, 2010. — С. 329.