Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Ко второму типу относят абсолютное большинство российских компаний самой разной отраслевой направленности. В целом они являются компаниями национального уровня развития, но с желанием завоевать серьезные позиции на мировых рынках. Такие компании не обладают достаточной мощью, чтобы стазу закрепиться на мировых рынках. Они испытывают серьезную конкуренцию со стороны зарубежных фирм. Такие компании находятся в начале осуществления внешнеэкономической экспансии.
К третьему типу относятся компании, действующие, в основном, на внутреннем рынке. Они ориентируются на внутреннего потребителя, и выход на внешние рынки для них является эпизодическим делом. Они не ставят перед собой задач глобального развития.
На основе обобщения зарубежного опыта деятельности компаний на мировых рынках российские компании разрабатывают конкурентные стратегии выхода на внешние рынки.
Компании второго и третьего типа начинают международную деятельность с экспорта продукции, успех которого может обеспечить в дальнейшем более интенсивную работу на зарубежном рынке. Существуют несколько форм экспорта: прямой экспорт, косвенный и внутрикорпоративный обмен товарами и услугами. Используются партнеры-посредники, через которых удобнее и менее рисково сбывать экспортный товар. Также широко используются такие способы проникновения как лицензирование и франчайзинг. Они позволяют российским компаниям войти на зарубежные рынки, не вкладывая капитал в предприятия, действующие за рубежом. В каждом случае компания, выходя на внешние рынки, должна тщательно анализировать страновые риски и выбирать наиболее оптимальных партнеров, соотнося выгоды того или иного проекта и возникающие здесь риски.
Российские компании—лидеры выходят на зарубежные рынки путем осуществления прямых инвестиций. Они охотно приобретают паи и активы зарубежных предприятий для того, чтобы контролировать каналы сбыта своей продукции, включая розничную сеть. Металлургические, нефтегазовые и некоторые другие российские компании активно используют слияния и поглощения. Речь идет о возможности поглощения и присоединения бизнеса тех зарубежных компаний, которые контролируют процессы на данном товарном рынке. По отношению к крупнейшим российским компаниям отмеченные процессы развертываются в одну сторону: здесь активной стороной (поглотителем) выступает российская компания. Среди основных целей, которые ставят российские компании в процессе осуществления сделок по слияниям и поглощениям, получение синергетического эффекта, диверсификация возникающих рисков, увеличение рыночной власти, взаимообогащение корпоративных культур.
Создание международных стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран является весьма эффективной формой проникновения на зарубежные рынки. Данная форма может быть использована только крупными компаниями, которые весьма привлекательны для иностранных партнеров.
Четыре основные задачи, успешно решаемых МСА:
Для повышения эффективности стратегических альянсов необходимо правильно выбирать партнеров, рационально формировать структуру альянса, наладить эффективно систему управления и контроля.
Транснационализация российских компаний после прорывного 2005 г., с точки зрения притока капитала в Россию и оттока из неё, количества и объёмов слияний и поглощений с участием российских компаний за рубежом, возрастания международного сотрудничества в рамках разного рода альянсов и партнёрств, количества и объёмов IPO (SPO) была остановлена финансово-экономическим кризисом. Временная приостановка зарубежной экспансии российских ТНК дала возможность осмысления проделанного в 2005-2007 гг. рывка. Российские ТНК состоялись, некоторые их них вышли на глобальный уровень, вступили в стадию формирования глобальных (региональных) цепочек добавления стоимости, укрепили свои позиции на ряде зарубежных рынков.
Быстрый рост российских прямых капиталовложений за рубежом в последние годы обеспечивают несколько групп инвесторов. Наибольшую роль играют интегрированные бизнес-группы, которые в условиях благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта получают миллиардные прибыли. Далеко не всегда эти средства могут быть выгодно размещены внутри России, еще чаще речь идет о стремлении усилить свою конкурентоспособность благодаря осуществлению ПИИ или даже просто «застраховать» собственность от посягательств со стороны государства или других отечественных бизнес-групп.
В рамках отдельных бизнес-групп выделяется несколько ТНК - вокруг соответствующих отраслевых холдингов или групп предприятий сходной специализации, формально не объединенных в единые компании. Дело в том, что даже если интегрированная бизнес-группа обеспечивает старт интернационализации новых направлений в своем составе, дальнейшее наращивание ПИИ обычно происходит за счет собственных усилий каждого из отраслевых холдингов. Например, в рамках интегрированной бизнес-группы «Базовый элемент» ключевой ТНК является алюминиевая компания «Русал». Формально она входит в металлурго-энергетический холдинг «Эн плюс», однако в ходе объединения компании «Русал» с принадлежащей группе «Ренова» фирмой «Суал» и активами швейцарской «Гленкор» зарубежные предприятия «Эн плюс» в Юго-Восточной Европе остались на балансе самостоятельной компании, которая может стать основой для развития еще одной российской ТНК. Кроме того, в рамках группы «Базовый элемент» уже несколько лет действуют страховая ТНК «Ингосстрах» (холдинг «Бэйсик элемент файнэнс»), основная часть зарубежных активов которой существует с советских времен и «унаследована» в результате приватизации, а также горнодобывающая ТНК на основе активов холдинга «Элемент ресорсиз». В 2006-2007 гг. в рамках группы «Базовый элемент» стали развиваться еще две ТНК - автомобильная (холдинг «Русские машины» и входящая в него группа компаний «ГАЗ») и строительная (единый холдинг пока не создан, однако уже сделаны крупные зарубежные приобретения)39.
Среди мотивов интернационализации российских интегрированных бизнес-групп встречаются достаточно экзотические, связанные с весьма неоднозначным ходом социально-экономической трансформации в стране. Это и самореализация олигархов в качестве представителей мировой бизнес-элиты, и попытки улучшить имидж фирм с помощью ПИИ для повышения переговорной силы (прежде всего внутри России). Встречаются и специфические, однако, сугубо экономические мотивы наращивания зарубежных капиталовложений. В частности, создавая дочерние структуры в странах ЕС и США, российские ТНК расширяют возможности по привлечению дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков.
Вместе с тем доминирующие инвестиционные мотивы отечественных ТНК, входящих в состав интегрированных бизнес-групп, совпадают с тем, что можно наблюдать при анализе ТНК других стран. Например, многие российские компании стремятся с помощью ПИИ закрепиться или расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Из последних крупных приобретений можно отметить соглашение 2007 г. о поэтапной покупке «Газпромом» 50% акций компании «Белтрансгаз», контролирующей экспортные магистральные газопроводы, проходящие через территорию Белоруссии в страны ЕС. Постоянно расширяют капиталовложения и другие экспортеры российского сырья и продуктов его переработки. В частности, в начале 2010 г. «Лукойл», уже владеющий приблизительно 4 тысячами АЗС за рубежом, приобрел за 560 млн. долл. сеть из 376 АЗС в Чехии, Словакии, Бельгии, Польше, Венгрии и Финляндии40.
В силу специфики сферы услуг с поддержкой сбыта связана и основная часть ПИИ российских сервисных компаний. Так, в 2012 г. продолжилась экспансия телекоммуникационных компаний в страны СНГ. В частности, фирма «МТС» только за первых три квартала 2011 г. инвестировала на Украине около 370 млн. долл. в дальнейшее развитие своей крупнейшей зарубежной дочерней структуры. В Узбекистане в июне 2011 г. компания «МТС» выкупила оставшиеся 26% фирмы «Уздунробита» за 250 млн. долл., став единственным владельцем крупнейшего оператора мобильной связи в стране. В сентябре 2011 г. «МТС», представленная также в Белоруссии и Туркмении, пришла и в Армению, купив за более чем 400 млн. долл. 80% акций компании - собственника ведущего в стране оператора телефонной связи.
У многих российских промышленных компаний важным мотивом осуществления ПИИ является расширение доступа к сырьевым ресурсам. Можно привести примеры целого ряда нефтяных компаний, однако в 2007 г. рекордными стали инвестиции металлургической ТНК «Норникель» в канадскую компанию «Лайон-Ор майнинг», ведущую добычу никеля и золота в таких странах, как Ботсвана, ЮАР, Австралия (ПИИ превысили 5 млрд. долл.). Нередко доступ к сырью сочетается с расширением рынков сбыта, когда ПИИ способствуют достраиванию и оптимизации глобальных производственно-сбытовых цепочек. Хорошими иллюстрациями служат капиталовложения компаний «Русал», «Евраз» и «Лукойл», охватывающие несколько континентов.
Наконец, все чаще российские компании осуществляют ПИИ, приобретая стратегические активы в высокоразвитых странах ради доступа к технологиям. Например, холдинг «Русские машины» (бизнес-группа «Базовый элемент») в 2007 г. за 1,54 млрд. долл. купил в Канаде 35% акций ведущего в мире производителя автокомпонентов «Магна», а бизнес-группа «Ренова» за 720 млн. долл. стала владельцем 31,4% акций известного швейцарского производителя оборудования для нефтяной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности «Зульцер»41.
Однако необходимо отметить, что интернационализацию деятельности начинает все большее количество российских компаний, не относящихся к крупным интегрированным бизнес-группам (так называемым «олигархическим структурам»). При этом степень отраслевой диверсификации российских ТНК «второго эшелона» значительно выше. Например, в начале 2007 г. авиакомпания «Красноярские авиалинии» в ходе приватизации стала собственником венгерской «Малев» (с обязательством инвестировать порядка 160 млн. долл.), получив возможность организовать собственный хаб в ЕС. Также в начале 2011 г. компания «Ипроком» (дочерняя структура «Тракторных заводов») за почти 90 млн. долл. купила инжиниринговую компанию «Дунхам-Буш», заводы которой размещены в Малайзии, Китае, США и Великобритании. Кроме того, компания «Кокс» заплатила 138 млн. долл. за 55,4% частично приватизируемой словенской металлургической компании, а «Русский винный трест» за 45 млн. долл. приобрел во Франции виноградники и производство коньяков с целью увеличения их поставок в Россию. В октябре 2009 г. «Ростсельмаш» за 130 млн. долл. стал владельцем 80% акций производителя мощных тракторов «Булер индастриз» с заводами в Канаде и США. Также в конце года существенные дополнительные инвестиции осуществили «Инвестлеспром», созданный на базе Сегежского ЦБК (в дополнение к шведским и другим европейским активам были осуществлены ПИИ в Турции), «Вимм-Билль-Данн» (производство молочной продукции теперь осуществляется компанией не только на Украине, в Узбекистане и Киргизии, но и в Грузии42), ряд других российских фирм.
Начавшийся в 2003-2004 гг. процесс интернационализации российского бизнеса будет продолжаться, пока в число ТНК не войдут почти все ведущие российские компании промышленности и сферы услуг. Безусловно, часть зарождающихся ТНК со временем будет консолидирована в рамках отечественных интегрированных бизнес-групп или поглощена ведущими иностранными компаниями, но, по крайней мере, до конца второго десятилетия общее количество российских ТНК будет расти.
В географической структуре российских ПИИ хорошо прослеживается «эффект соседства» — значительные капиталовложения получают, например, страны Балтии, которые в основном привлекательны помимо российских фирм только для североевропейских и германских компаний. Вместе с тем налицо и эффект этнокультурной и исторической близости, который ярче всего иллюстрируют российские капиталовложения в Черногории.
Среди отдельных российских компаний прямыми инвестициями в Европе выделяются российские лидеры по величине активов за границей безотносительно к региону их локализации. Статистические данные годовых и финансовых отчетов ведущих ТНК страны, а также сведения специализированных баз данных становятся самостоятельным источником информации о российских ПИИ. При этом сопоставление с разными публикациями официальной статистики позволяет выявлять явно недостоверные показатели - как у компаний, так и у статистических органов.
Уже многие годы лидирующие позиции в российской инвестиционной экспансии в Европе принадлежат «Лукойлу» и «Газпрому», которые занимают две верхние строчки в общем перечне российских ТНК.43 На конец 2011 г. зарубежные активы этих двух компаний составляли соответственно 43,6 млрд. долл. и 41,4 млрд. долл. В Европе «Лукойл» контролирует НПЗ на Украине, в Болгарии, Румынии, а с недавних пор также в Италии и Нидерландах. При этом болгарский «Лукойл» Нефтохим Бургас» специализируется и на нефтехимии (небольшие предприятия в этой подотрасли у российской ТНК есть также в Белоруссии и Финляндии). Однако наибольшую известность «Лукойлу» в Европе приносит его сбытовая сеть - АЗС компании работают в двух десятках стран (наиболее разветвленные в Финляндии, Румынии, Украине, Болгарии, Сербии, Бельгии, Литве и Польше). В отличие от «Лукойла», в Европе «Газпром» почти не имеет производственных активов - его основные ПИИ связаны с инфраструктурными объектами в Германии, Украине, Польше, Белоруссии, странах Балтии и др. Однако если «Лукойл» в основном вкладывает средства в модернизацию ранее приобретенных компаний, то капиталовложения «Газпрома» нередко представляют собой классические проекты «на зеленом лугу», причем входящие в число самых крупных инвестиций такого рода с российским участием. В частности, в 2005—2011 гг. российский газовый гигант вел в Австрии строительство газовых хранилищ «Heidach».
Ведущие российские металлургические ТНК сократили по мере развития глобального финансово-экономического кризиса свои зарубежные активы (например, «Северсталь» с 12,2 млрд. долл. в конце 2008 г. до 10,1 млрд. в конце 2009 г., а «Евраз» — с 11,2 млрд. долл. до 10,4 млрд., что все же больше показателя даже конца 2007 г.). Однако в европейских странах, по-прежнему потребляющих значительную часть российской стальной продукции, позиции российских инвесторов остаются устойчивыми. Центр европейского бизнеса «Северстали» в Европе находится в Италии («Lucchini»), хотя отдельные предприятия работают также во Франции и некоторых других странах. Основные зарубежные активы «Евраза» в Европе сосредоточены на Украине, но дочерние компании металлургической ТНК действуют также в Чехии («Vitkovice Steel») и Италии («Palini»)44. Уже в условиях кризиса размеры зарубежных активов заметно нарастили «НЛМК», «ТМК» и «Мечел». Однако фирма «ТМК», начинавшая экспансию с Румынии, укрепляла свои позиции главным образом в США, а компания «НЛМК», осуществившая первые ПИИ в Дании, а затем благодаря совместному предприятию с «Duferco» получившая контроль над заводами в Бельгии, Франции и Италии, расширяла бизнес в основном в США и Китае. Лишь «Мечел» продолжал экспансию в Европе (наряду с осуществлением значительных ПИИ в Казахстане в фирму «Oriel Resources», которые по статистике, однако, проходят как вложения в Великобритании). Российские компании цветной металлургии пострадали от мирового кризиса значительно сильнее, однако у «Норильского никеля» основной удар пришелся не на финские, а на австралийские активы, а у «Русала» (в определенной мере вследствие сочетания с политическими проблемами) - на африканские и латиноамериканские дочерние предприятия.