Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа
Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Важно отметить, что Европа остается одним из ключевых регионов отраслевой диверсификации российских ПИИ. Именно здесь сосредоточены основные машиностроительные активы российских ТНК — «Ренову», «ОМЗ», «Ситроникса» и «Тракторных заводов». Ведут экспансию химические компании (от производителей минеральных удобрений до лидера российской парфюмерно-косметической промышленности «Калина»), фирмы целлюлозно-бумажной промышленности («Инвестлеспром», ставший вторым в Европе производителем бумажных пакетов), пищевые компании и производители стройматериалов.
В сфере услуг рынок ЕС оказался слишком трудным по жесткости конкуренции для многих российских компаний, прежде всего страховых («Ингосстрах» и «РЕСО» в условиях кризиса, по сути, отложили до лучших времен идею экспансии в Евросоюзе) и торговых (все российские торговые сети, если и осуществляют ПИИ, то лишь в пределах СНГ). Однако в Белоруссии, Украине, а по мере накопления опыта и в других странах Центральной и Восточной Европы отдельные российские ТНК добиваются ощутимого успеха. Например, «Банк Москвы» вслед за основанием в 2000 г. дочернего банка в Белоруссии обзавелся также дочерними структурами в Латвии (с 2002 г.), Эстонии (с 2003 г.), Украине (с 2005 г.) и Сербии (с 2008 г.). Расширяется в Европе и присутствие других российских банков.
Наконец, в европейских странах появляются ТНК в пока нетипичных для России отраслях.45 Так, например, «Интурист» начинает развитие сетей отелей. После успешной экспансии в Африке и Индии «ЮТэйр» обзавелся в Словакии дочерней структурой по оказанию вертолетных услуг в Европе. «Лаборатория Касперского» и «ИБС» (через дочернюю структуру «Луксофт») осуществляют интернационализацию процессов разработки российского программного обеспечения. «Интерфакс» развивает сеть зарубежных информагентств, причем наряду с Азией и в Европе (в Белоруссии — с 1992 г., Украине — с 1994 г., Польше — с 2006 г.). По-видимому, следует ожидать появление небольших отечественных ТНК и в других отраслях сферы услуг.
Страны СНГ являются традиционным и перспективным направлением экспансии российских ТНК в силу исторически сложившихся хозяйственных отношений, географической близости, емкости рынков сбыта, минимальных барьеров интернационализации деятельности компаний, связанных с различием потребительских рынков, институциональных структур, технологического уровня, культурной и социальной среды. Основными сферами приложения ПИИ российских ТНК в странах СНГ являются секторы минерально-сырьевого комплекса, телекоммуникации; в качества способа выхода на рынки стран Содружества выступают поглощения местных компаний. Особенностью российских ТНК является то, что они способствуют восстановлению резко сократившегося после распада СССР научно-исследовательского потенциала СНГ, формированию национальных инновационных систем и их интеграции в единое инновационное пространство Содружества. К числу российских ТНК, осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и реализующих открытую модель инновационных процессов, относятся ОАО «Газпром», ОАО «РУСАЛ», ОАО «ГМК «НорНикель», ОАО «Лукойл».
Основными причинами, побуждающими российские компании активно транснационализироваться путем приобретения компаний за рубежом, являются:
Определены характерные особенности сделок по слияниям и поглощениям в России:
Таким образом, выявлены особенности функционирования российских ТНК. Они были связаны с позднеиндустриальным характером экономического развития России, которая вступила в пору рыночных реформ в начале 90-х годов ХХ века. В тот период ТНК уже господствовали в мировой экономике. Российские ТНК — результат позднеиндустриального развития российской экономики, проявление догоняющей модернизации. Это наложило отпечаток на направленность деятельности российских ТНК. В целом эту направленность можно характеризовать как топливно-сырьевую. Нефтегазовая отрасль, электроэнергетика и металлургия — главный вектор развития российских ТНК, которые имеют серьезные позиции на мировых рынках. Деятельность российских корпораций, имеющих машинотехническую, научную направленность, отличает весьма скромные позиции в мировом хозяйстве. Это отражает слабый научно-технический потенциал российской экономики, которая существенно отстает от наиболее развитых стран мира. В российской корпоративной системе сформировались 2 основных направления крупных компаний: финансово-промышленные группы (ФПГ) и крупные компании, представляющие частный бизнес, не объединенные в ФПГ. Последняя форма, как показала практика, оказалась более жизнеспособной. Именно этими формами в своем большинстве представлены российские компании на мировых рынках.
Более того, выявлены основные направления деятельности российских ТНК, которые инвестируют главным образом в развитые страны, поскольку именно они являются основными рынками сбыта российской продукции и поэтому представляют интерес с точки зрения приобретения активов с целью интеграции в производственно-сбытовые цепочки.
Российские ТНК инвестируют главным образом в страны Западной Европы, так как именно там располагаются основные рынки сбыта российских компаний и, приобретая перерабатывающие активы, интегрируют их в свои производственно-сбытовые цепочки. Российские ТНК предпочитают приобретать уже существующие предприятия, нежели строить новые.
В последнее время российские компании все чаще выходят за рубеж не только с целью экспорта готовой продукции, но и с целью приобретения производственных активов. Создавая иностранные филиалы, фирмы встраивают их в свои производственно-сбытовые цепочки и превращаются в транснациональные компании.
Превращение российских корпораций в транснациональные способствует повышению их капитализации, открывает более широкие возможности для освоения мировых финансовых рынков. Кроме того, технологические и производственные ресурсы приобретенных активов могут быть внедрены на российских предприятиях.
Проводя активную политику экспансии за рубеж, российские компании сталкиваются с рядом проблем. Часть таких проблем характерна для всех растущих фирм, независимо от того, является ли компания транснациональной или действует исключительно в рамках отечественного рынка. Другая часть препятствий возникает именно перед транснациональным корпорациям, т.е. они появляются только в том случае, если фирма начинает свою производственную деятельность за рубежом. Также необходимо учитывать, что формирующиеся российские ТНК сталкиваются с проблемами, которые характерны для всех транснациональных корпораций, а также с теми, которые присуще исключительно российским компаниям.
Основными компаниями, ведущими активную зарубежную экспансию, являются компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых. В основном это ведущие отечественные нефтегазовые и металлургические компании, например, «Лукойл», «Газпром», «Русал» и др. Поэтому наиболее привлекательными активами для них выступают полезные ископаемые в других странах. В то же время многие страны, обладающие значительными запасами природных ресурсов, стараются всячески ограничить к ним доступ иностранных компаний во многом по политическим причинам. Это может происходить различными способами. Так, вся газодобыча в Туркменистане сосредоточена в государственных компаниях, также высококонцентрирована добыча нефти в Саудовской Аравии. Кроме того, на компании могут оказываться значительное давление после начала разработки месторождения с целью вынудить компанию уступить активы государству или близкой к государству структуре. Необходимо отметить, что с такими проблемами сталкиваются не только российские компании, но и ТНК из других стран. Решением таких трудностей является вовлечение государств в дальнейший процесс глобализации и политическое взаимодействие. Компании, инвестируя в подобных государствах, вынуждены учитывать риски, а также с целью получения выгодных активов давать взятки.
Выходя на зарубежные рынки, компания, как правило, сталкивается с жесткой конкуренцией как со стороны компаний данного государства, так и со стороны филиалов других ТНК. Российские компании начали активную экспансию только в последние 10 лет. К этому времени во многих странах уже действовали филиалы ТНК из развитых стран, прежде всего из США, Европы и Японии. С точно такими же проблемами столкнулись компании из всех развивающихся стран, так как они также начали активно осваивать иностранные рынки в последнее десятилетие. Еще одним препятствием является конкуренция с национальными компаниями. Даже если национальные фирмы не пользуются поддержкой своего государства, то им проще развиваться, поскольку они знают специфику законодательства, особенности культуры и т.д. Иностранным компаниям приходится для этого проводить дополнительные исследования, что повышает для них барьеры входа на рынок. В то же время ТНК обладают другими преимуществами, например, новыми технологиями, доступом к дешевому финансированию (благодаря большим финансовым потокам и связям с ведущими банковскими структурами) и т.д. Все это обычно нивелирует влияние дополнительных барьеров входа и в дальнейшем позволяет получать более высокие доходы.
Другая проблема инвестирования — существенные политические риски. Эта проблема также является общей для инвестиций из любых стран. Политические риски могут выражаться в существенном давлении на предприятия подконтрольные иностранным инвесторам или возможности экспроприации активов. Еще одним видом политических рисков является нестабильность внутренней обстановке. В этом случае из-за существенных разногласий внутри страны-реципиента (вплоть до открытого вооруженного конфликта) или внешней угрозы может быть остановлена работа предприятия. Например, компания «Русал» владеет глиноземными заводами на территории Нигерии, но из-за частых вылазок партизан приходится содержать многочисленную охрану, а иногда и останавливать производство из-за угрозы жизни персоналу. Политические риски свойственны даже при инвестировании в дружественные государства, с которыми имеются налаженные экономические и политические связи. Так, после президентских выборов в 2004 г. Украина пересмотрела ряд сделок по приватизации активов, купленных российскими компаниями. Были отменены итоги продажи «Татнефти» 18 % акций «Укртат-нафта» (в результате чего был утерян контроль над предприятием), расторгнута сделка по приобретению 68 % Запорожского алюминиевого комбината компанией «Суал» (в настоящее время входит в состав холдинга «Русал») и некоторые другие.
Российские компании сталкиваются с гораздо большими препятствиями на рынках развитых стран, чем крупнейшие иностранные компании, в связи с сохраняющимися экономическим позиционированием России в целом на мировых рынках. Основные причины, которые помешали российским компаниям приобрести фирмы в Европе, — это отсутствие положительной истории «слияния и поглощения» сделок за рубежом; высокая концентрация управления в руках одного акционера; российские чиновники не умеют лоббировать интересы деловых кругов, а сам бизнес не научился профессионально пиариться на западе. Есть и другой аспект данной проблемы. В последнее время отношение к России в ряде стран стало более настороженным, причиной которого служит агрессивная энергетическая политика Газпрома, а также не слишком большая приветливость по отношению к иностранным инвесторам на отечественном рынке, стремящимся к покупке активов в России в ряде отраслей. Такого рода политика в глазах западных партнеров рассматривается как расширение государственного контроля над трансграничными денежными потоками, нежели действительно оказание поддержки частным участникам международных экономических отношений. Так, в 2006 г. власти не позволили приобрести литовский НПЗ Mazeikiu Nafta и словенский НХК Nafta Lendava, сорвалась покупка НПЗ Europort в Голландии. Еще одни примером является приобретение компанией Сургунефтегаз в марте 2009 г. 21,2 % акций венгерской нефтегазовой компании MOL у австрийской OMV. Однако руководство MOL расценило это как недружественное поглощение, и поэтому предприняла ряд мер, направленных на защиту. Данные меры привели к тому, что представители Сургутнефтегаза, даже, несмотря на владение крупным пакетом акций, не смогли принять на общем собрании акционеров, т.е. не имеют реальных рычагов контроля компании.
Необходимы методы защиты российских вложений за рубежом, причем не только от финансовых и предпринимательских рисков, но и от форс-мажора. Это актуальная проблема, если учесть, что очень часто на предпринимательский риск накладывается политическая воля других стран.
В США одним из специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов, является Корпорация частных зарубежных инвестиций. Это специализированное агентство учреждено в 1969 г. специальной поправкой к законодательному акту федерального правительства США 1961 г. о зарубежной помощи. Агентство оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, в которые входят страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую, с повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений и войн, с изменением политического режима и т.п. Деятельность корпорации охватывает американские инвестиции в 140 странах. За все время деятельности корпорации ею были застрахованы капиталовложения на сумму примерно 164 млрд. долл.
Еще более широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта министерства внешней торговли и промышленности Японии. России также необходимо подобное взаимодействие бизнеса и власти.
Кроме того, отечественному частному бизнесу надо активнее пользоваться участием России в международных организациях, например в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций.
Практически все страны на государственном уровне оказывают своим компаниям поддержку их зарубежной экспансии. Это связано с ужесточением конкуренции на важнейших мировых рынках и, как следствие, с усилением государственного протекционизма.
Стремление российских компаний занять свою нишу на мировом рынке не поддерживается государством в должной мере. Правительству России необходима целенаправленная политика и соответствующие инструменты ее реализации, в том числе по содействию покупке отечественными компаниями активов за рубежом. В то же время слияния и поглощения с участием российского бизнеса не всегда приветствуются западными партнерами. Однако российские компании готовы выходить на мировую арену как конкурентоспособные и нацеленные на получение глобального признания. В частности, крупнейшие государственные компании приобретают доли в капиталах зарубежных корпораций, и эти активы имеют для них стратегическое значение.
Стратегию государства по поддержке продвижения российских компаний можно приветствовать, однако она носит фрагментарный и выборочный в отношении отдельных компаний характер. В настоящее время существует только политика продвижения товаров (поддержка несырьевого экспорта) российских производителей и отдельных проектов на международные рынки. В частности, выработаны приоритеты, в соответствии с которыми на поддержку могут рассчитывать несырьевые отрасли, производящие товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. Правительство Российской Федерации публикует перечень приоритетных отраслей, которые могут получить поддержку, в первую очередь в виде кредитования сделок.