Внешнеэкономическая экспансия ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Файлы: 1 файл

Содержание дипломной работы.docx

— 175.99 Кб (Скачать файл)

Однако чрезмерная активность государства в поддержке прямых инвестиций российских компаний за рубежом может быть воспринята негативно иностранными партнерами, а зарубежные органы регулирования будут крайне неохотно давать разрешение на осуществление подобных сделок. На определенном этапе требуется дистанцирование государства, поскольку это может трактоваться как расширение контроля государства над трансграничными операциями и т.д.

В данной связи следует разработать соответствующую законодательную базу, а также механизмы стимулирования экономически обоснованного вывоза за границу российского производительного капитала, включая страхование частных зарубежных инвестиций от некоммерческих рисков.

При определении приоритетов поддержки внешних инвестиций может быть полезен зарубежный опыт. Например, в Китае приоритет отдается проектам: увеличивающим обеспеченность национальной экономики природными ресурсами; способствующим экспорту национальных технологий, товаров и трудовых услуг; позволяющим использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологические разработки и передовой опыт управления; обеспечивающим повышение конкурентоспособности китайских предприятий и ускорение их выхода на зарубежные рынки.

Приоритетами российской политики по поддержке зарубежных инвестиций отечественных компаний должны быть меры по содействию: модернизации экономики страны; диверсификации структуры экспорта; улучшению обеспеченности промышленности сырьем и насыщению внутреннего рынка товарами и услугами; восстановлению утраченных позиций российских предприятий на международных рынках; снижению дефицита трудовых ресурсов; уменьшению загрязнения окружающей среды; конверсии финансовой задолженности зарубежных стран, и т. п. Эти приоритеты соответствуют национальным интересам долгосрочного устойчивого развития страны.

В то же время следует более ответственно подходить к отбору компаний и проектов, которым может быть оказана такая поддержка. В ряде случаев подобная помощь государства не всегда была объективно обоснована и во многом определялась лоббистскими возможностями конкретных компаний. Здесь должны учитываться как состоятельность самой компании, так и значение зарубежного проекта с точки зрения национальных интересов России. При этом государство не должно втягиваться в недобросовестную конкуренцию между отдельными бизнес-структурами.

Среди основных направлений государственной поддержки инвестиций российских компаний за рубежом можно назвать:

  • более тесное согласование интересов инвесторов и стран, получающих инвестиции;
  • взаимная защита прав отечественных и иностранных инвесторов, снижение вероятности наступления так называемых некоммерческих рисков;
  • устранение двойного налогообложения иностранных инвесторов и российских инвесторов, осуществляющих зарубежные инвестиции;
  • участие государства в софинансировании проектов за рубежом с национальными государственными и частными корпорациями, в том числе путем продажи с дисконтом дебиторской задолженности зарубежных стран, зарубежной недвижимости и других активов или временной передачи прав на управление ими, предоставления гарантий по займам;
  • создание финансовых и других институтов, способствующих осуществлению зарубежных инвестиций.

Целесообразно создание специализированного агентства по российским инвестициям за рубежом. Оно могло бы сочетать функции по координации и стимулированию зарубежных инвестиций и по страхованию экспортных кредитов. Подобная практика существует в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, США, Японии, Норвегии, Словении, Испании и других странах.

Наряду с федеральными органами исполнительной власти проведение внешнеэкономической политики Российской Федерации обеспечивают 47 торговых представительств России в государствах дальнего зарубежья и СНГ. Торгпредство является государственным органом, обеспечивающим в государстве пребывания внешнеэкономические интересы Российской Федерации. Таким образом, деятельность торгпредствительств в первую очередь направлена на обеспечение развития и укрепления двусторонних внешнеэкономических отношений со страной пребывания и усиление информационно-аналитического обеспечения Минэкономразвития России, других государственных органов власти, российских хозяйствующих субъектов (согласно принятым нормативным правовым актам Минэкономразвития России).

Также торгпредства в рамках своей компетенции оказывают содействие в получении заинтересованными участниками внешнеторговой деятельности заказов на поставку товаров, работ и услуг, включая торговлю информацией и объектами интеллектуальной собственности, а также в продвижении российских инвестиционных проектов за рубежом, в том числе через тендеры.

 

3.2. Перспективы  внешнеэкономической экспансии  российских ТНК в посткризисный период.

В перспективе следует ожидать увеличения объема как текущих, так и накопленных зарубежных прямых инвестиций российских ТНК. Этому будет способствовать ряд факторов:

• уменьшится долговая нагрузка в связи с реструктуризацией краткосрочной задолженности и выплатой части долгов;

• увеличатся доходы в связи с восстановлением товарных рынков;

• продолжится восстановление рынков акций;

• появятся новые возможности привлечения внешнего финансирования - размещения евробондов, привлечения кредитов, проведения IPO и т.п.

Например, «Газпром» собирается потратить на шельфовых блоках Индии и Вьетнама 14,9 млрд руб. (около 0,5 млрд долл.), где российская компания задействована в Соглашениях по разделу продукции (СРП). Особенностью этих соглашений является то, что «Газпром» не может сокращать в них свои инвестиции. В противном случае ему угрожают штрафные санкции. «Газпром» также будет участвовать в ряде проектов в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Турции, Венесуэле, Боливии.

Дочерняя компания Росатома «Атомредметзолото» и «МонАтом» создали совместную компанию «Дорнод уран» для добычи урана и других сопутствующих полезных ископаемых на территории Монголии. Все лицензии и разрешения, необходимые для деятельности компании, предоставляет монгольская сторона в соответствии с законодательством Монголии. Россия предоставит СП кредит и передаст соответствующие технологии. «Дорнод» расположен примерно в 200 км от российского Приаргунского горно-обогатительного комбината. Это дает возможность создать единую инфраструктуру, привлекать российских специалистов. С помощью Росатома в Монголии может быть построен реактор малой или средней мощности из широкого спектра энергореакторов АЭС.

Госкомпания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в мае 2009 г. подписала соглашение об учреждении на паритетных началах СП с монгольскими госкомпаниями КОО «Эрдэнэс-МГЛ» и «Монголын томор зам» (МТЗ). Задачей совместного предприятия должно было стать развитие и модернизация монгольских железных дорог, в том числе строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых страны. В частности, предполагалось, что совместное предприятие будет строить железную дорогу до крупнейшего в мире месторождения коксующихся углей в Таван Толгое, а инвестиции РЖД в этот проект могут составить до 1,5 млрд долл46. Хотя, инвестиции в России РЖД была вынуждена сократить, свои обязательства перед Монголией российская компания намерена выполнить в полном объеме. Такая пунктуальность во многом связана с тем, что первоначально при создании совместного предприятия была достигнута договоренность с монгольской стороной об участии РЖД в проектах по разработке Таван Толгойского месторождения, а также золоторудного месторождения Оюу-Толгой. Однако после избрания нового президента Монголии ситуация изменилась. В октябре 2009 г. Монголия подписала соглашение об освоении медно-золотого Оюу-Толгоя с канадской Ivanhoe Mines, которая представляет интересы КНР и собирается провести конкурсный отбор инвесторов для участия в консорциуме по разработке Таван Толгойского месторождения. В настоящее время РЖД находится среди других претендентов.

Ожидать быстрого возвращения докризисной активности (как в 2007 г. — первой половине 2008 г.) российских частных компаний, которым предстоит продолжать решать проблемы с ликвидностью, пока не приходится. Ведь прежняя экспансия базировалась на мощной долговой подпитке с мировых финансовых рынков.

Конец 2009 г. был ознаменован заключением ряда сделок российских компаний, которые дали существенный импульс в их зарубежных инвестициях. Правда, в основном речь идет о тех же топливно-сырьевых лидерах зарубежных прямых инвестиций.

Так, в декабре 2009 г. «Лукойл» и ее партнер норвежская государственная нефтяная компания Statoil получили право на разработку одного из крупнейших нефтяных месторождений в Ираке Западная Курна-2. Доля «Лукойла» в этом проекте - 85%, Statoil — 15%. Партнеры собираются достичь уровня производства на Западной Курне—2 в 1,8 млн баррелей в день. Запасы месторождения Западная Курна-2 оцениваются в 12,9 млрд баррелей нефти. «Лукойл» и Statoil планируют вложить в проект до 5 млрд долл.

Сохранится и большая роль государственных структур в поддержке зарубежных прямых инвестиций частных компаний. Например, в 2010 г. состоялось приобретение Росимуществом 19,8% акций увеличенного за счет дополнительной эмиссии капитала индийской телекоммуникационной компании Sistema Shyam Teleservices Ltd. (SSTL) примерно за 500—600 млн. долл. Эту долю плюс проценты (5—9% годовых) придется выкупить через пять лет частной компании АФК «Система», которая, являясь мажоритарным акционером SSTL, не имеет сейчас таких свободных средств. При этом есть договоренность, что Индия использует в качестве зачета за инвестиции Росимущества часть непогашенной индийской задолженности, возникшей еще во времена СССР. Фактически государство предоставит «Системе» своеобразный кредит на льготных условиях.

Российская экономика обладает всеми необходимыми предпосылками для активного включения в процесс транснационализации: значительный ресурсный, кадровый и научно-технический потенциал; опыт управления в условиях мультикультурной среды и крупных, территориально рассредоточенных комплексов, высокий уровень адаптивности, сформировавшийся в ответ на перманентно возникающие кризисные явления. Однако уровень и темпы транснационализации российского бизнеса остаются относительно низкими, что связано как с более поздним включением российской экономики в данный процесс, так и с несформированностью организационно-правовых и экономических механизмов создания и продвижения российских ТНК. На уровне компаний — это отсутствие или недостаточно высокое качество стратегий зарубежного инвестирования, механизмов управления международной сетью, инструментария продвижения компании в мировой экономике, на уровне государства - недостаточная эффективность государственной поддержки зарубежной экспансии российских компаний, лоббирования их интересов, сохраняющиеся проблемы восстановления позитивного имиджа страны.

Перспективы развития российских ТНК непосредственно связаны с успехами российской экономики в целом. Успехи российских компаний на международной арене возможны только на пути всемерного развития научно-технического прогресса, использования новейших технологий, качественных изменений в отраслевой структуре производства в сторону увеличения доли наукоемких отраслей. Усиление позиций российских ТНК не может реализоваться вне тесного сотрудничества частного бизнеса и государства. Продвижению ТНК на мировые рынки и их закреплению там должно всесторонне содействовать государство. Крупные компании, осуществляя внешнеэкономическую экспансию, утверждают не только свои, корпоративные интересы, но и интересы российского государства. Поддержка государства деятельности ТНК должна касаться развития правовой базы. Российское законодательство не имеет сегодня четких и определенных правовых актов, регулирующих деятельность ТНК. Необходимо принятие соответствующих федеральных законов «О холдингах», «О транснациональных корпорациях». Нуждается в совершенствовании антимонопольное законодательство. Следует развивать внутриакционерные отношения внутри крупных компаний, требует серьезного совершенствования принципы деятельности холдингов.

Как известно, одним из основных приоритетов для государственной поддержки зарубежных инвестиций китайских компаний (Стратегия «выхода во вне») является приобретение активов, позволяющих использовать результаты зарубежных исследований, технологические разработки, опыт управления и иностранных специалистов, с целью развития экспорта национальных технологий, товаров и трудовых услуг. Если Россия не воспользовалась ситуацией с удешевлением активов, то Китай сделал ряд крупных зарубежных приобретений.

Конечно, в стратегическом плане при развитии приоритетных отраслей необходимо рассчитывать, прежде всего, на собственные силы. Зарубежные сделки слияний и поглощений в отраслях, использующих передовые технологии, должны играть лишь вспомогательную роль. Не следует забывать также об инновационных возможностях, связанных с привлечением в Россию иностранных инвестиций.

Необходимо учиться приспосабливать новые технологии к российским условиям. При таких инвестициях бизнесу необходима как политическая, так и финансовая поддержка государства.

Большую роль в приобретении инновационных зарубежных активов и переносе передовых технологий могли бы сыграть государственное корпорации, которые получали бы необходимые финансовые ресурсы от государства и частных инвесторов. Примеры такого взаимодействия уже есть. Одним из первых финансируемых с помощью Роснано проектов стало создание совместного предприятия по производству современных систем освещения с участием Группы ОНЭКСИМ, Уральского оптико-механическом завода (УОМЗ) и Роснано. Данная технология была получена за счет покупки ОНЭКСИМом германо-финской компании OptoGaN, которую создали бывшие ученики академика Ж. Алферова, выехавшие из России.47

Промышленное производство гетероструктур (многослойных полупроводниковых структур) будет располагаться в Санкт-Петербурге на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа, а комплекс по производству светодиодных чипов, ламп и светотехники разместится в Екатеринбурге на базе светотехнического подразделения УОМЗ. Сейчас в России светодиоды занимают 4% от рынка осветительной продукции. По некоторым оценкам к 2013 г. новое совместное предприятие займет уже 7% российского и 1% мирового рынка данной продукции.

Роснано и «Ренова» договорились о создании совместного предприятия по производству солнечных модулей на базе технологии «тонких пленок» швейцарской дочерней компании «Реновы» Oerlikon Solar. Общий объем финансирования - 20,1 млрд руб.; размер вклада государственной корпорации «Роснанотех» в уставный капитал — 3,7 млрд руб. Кроме того, корпорация предоставит совместному предприятию заемное финансирование в объеме 9,8 млрд руб. При этом доля государственной корпорации «Роснанотех» в уставном капитале совместного предприятия составит 49%. Группа компаний «Ренова» будет владеть 51% уставного капитала и отвечать за развитие бизнеса.

Завод по производству солнечных модулей будет размещен на территории промышленной площадки принадлежащего «Ренове» завода «Химпром» в г. Новочебоксарске, который будет выпускать до 1 млн. модулей в год. На базе совместного предприятия создается крупный исследовательский центр, который будет работать над повышением эффективности солнечных модулей в сотрудничестве с Физико-техническим институтом им. Иоффе РАН. Рынок солнечной энергетики - один из наиболее динамично развивающихся рынков в мире. Даже в кризисном 2009 г. он вырос на 44%. Основными рынками сбыта продукции совместного предприятия станут страны Южной Европы (Италия, Испания, Греция) и Германия. Сбыт готовой продукции будет осуществлять Компания Avelar Energy Group (входящая в государственную корпорацию «Ренова»), которая профессионально занимается установкой солнечных модулей в Европе. В долгосрочной перспективе до 15% производимых солнечных модулей планируется направлять на российский рынок48.

Информация о работе Внешнеэкономическая экспансия ТНК