Этика и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнаного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений.[4]

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие морали
1.1.Термин мораль
1.2. Функции морали

Глава 2. Понятие права
2.1. Термин право
2.2 Позитивное право
2.2. Формы позитивного права


Глава 3 Соотношение морали и права.
3.1 Сходство и взаимодействие
3.2 Отличие и противоречие
Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит  не только развитие, но и само выживание  человечества. Право как социальный институт существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает  вместе с появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену примитивным формам регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

 

общество  без права (доправовое общество).

 

общество  с правом (правовое организованное общество).

 

Необходимо  также отметить, что каждое исторически  конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования  общественных отношений.

 

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов и т.д. В целом плане  социальные нормы - это правила поведения  общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

 

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства  и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное  устройство, в котором и право  и мораль находятся в теснейшем  взаимодействии.

 

В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому  соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.

 

Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху  средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право  начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.

 

Как представляется, на современном этапе, праву также  принадлежит приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных  установлений на установления - правовые. Именно в современных условиях получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства, в котором право  играет определяющую роль в системе  социальных институтов (как уже указывалось, государство и само является социальным институтом).

 

С другой стороны, все большее выражение приобретает  социально-моральная ориентация права, а также и переход таких, еще  недавно, мало учитываемых понятий, как всеобщие права человека, принцип  гуманизма права и т.д. в практическую плоскость, проявление их роли в мировой  правовой практике.

 

При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в развитых странах одной из норм моральной системы (понятие "высокоморальный человек" в развитых странах практически обязательно включает в себя понятие "законопослушный гражданин"), что создало во многих случаях связь "морально то, что установлено в законе", а воздействие принятых в обществе морально-нравственных норм на установления права в условиях ярко выраженной (в демократических странах) связи "избиратель-законодатель" стало оперативным и достаточно прямым, позволяя добиваться высокой степени соответствия моральных и правовых норм.

 Глава  1. Понятие права.

Право вырастает  из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрайт-М,2001. - с.63.

1.1.Термин  право.

Очень часто  в нашей жизни мы встречаемся  со словом «право», прекрасно представляя  себе, когда речь идет о моральном  или юридическом праве.

Однако эти  представления совершенно не исчерпывают  всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая  более чем двухтысячелетнюю историю  постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения  права. Более того, по мнению российского  учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима  при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений. Спиридонов Л. И. Теория государства  и права. М.: Проспект,2001. - с.100.

Есть множество  определений права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать  величайшим синтезом средневековой  католической теологии и философии. Аквинат рассматривает:

Вечное право - это мудрость Бога как правителя  всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более  ограниченные формы права.

Божественное  право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного  права, которые известны всем разумным людям.

Естественное  право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и  справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.

Позитивное  право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.

Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из “чистых форм”, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом. Современный философский сборник. - М.: Юрайт,2001. - с.224.

Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью  обозначаются разные явления:

1. Система  норм, издаваемых государством (позитивное  право);

2. Определённая  система идей, представлений о  том, каким должно быть позитивное  право (естественное право);

3. Определённая  правовая возможность конкретного  субъекта (субъективное право);

4. Явления  нравственного, морального характера.  Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юрайт-М,2001. - с.171.

Сущность  права заключается в регулировании  общественных отношений в условии  цивилизации, в достижении на нормативной  основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой  регулируется демократия, экономическая  свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать  в нормативном порядке свободу  в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия  для развития в обществе экономических  и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. «Науки о праве в своих обширных разветвлениях везде говорят  о началах справедливости и уважения к достоинству человека» Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х  т. - 2-е изд.,доп.. - М.: Юрид.лит,1959.Т.1. - с.541.. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и  охранительная функции права.

Регулятивная  статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.

Регулятивная  динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений  в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в  системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального.

Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода  личности, собственность, институты  демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные  виды юридической ответственности  за действия, посягающие на указанные  ценности, и предупредительно-охранительные  меры иного характера. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юрайт-М,2001. - с.181.

Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Из всего  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что Право - это система  общеобязательных норм, выраженных в  законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

 

1.2. Позитивное  право.

 

В каждом политически  организованном обществе существует естественное право, которое охватывает такие  права, как: право на жизнь, право  на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

 

Особо существенным в этом отношения является естественное право - требования "правового" характера, непосредственно вытекающие из жизни, из разума, во многом определяющие мораль и обычаи, и являющиеся главным  основанием для оценки самого действующего права (в последующем, особенно при  рассмотрении философско-правовых вопросов естественное право станет предметом  специального рассмотрения).

 

Естественные  права существуют независимо от того, закреплены они, где-либо в законе или  нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. С. С. Алексеев считает, что «…если в условиях цивилизации право (позитивное право) занимает центральное место в инфраструктуре социального регулирования, то ее исходным элементом, отправным, активным фактором, преломляющим требования экономики, другие объективно обусловленные требования общества, являются естественные права.» Алексеев С. С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК,1995. - с.119..

 

В отличие  от естественного права, право в  юридическом значении предстает  как позитивное право, выраженное в  законе, в других источниках. Как  позитивное право оно:

 

- создается  людьми, общественными образованиями,  законодателями, судами, самими субъектами  права и т.д., является результатом  их творчества, целенаправленной  волевой деятельности.

 

- существует  в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной  реальности (а не просто в виде  мысли, идеи).

 

Позитивное  право - это право четко определенное, записанное в законе, устойчивое, защищаемое особенными государственными органами. Но и в данном смысле право имеет  два значения:

 

- субъективное  право - свобода и возможность  субъекта, конкретного лица, на юридически  обеспеченное поведение; 

 

- объективное  право - здесь термин «право»  близок к терминам «закон»,  «законодательство». Имеется в виду  не свобода и возможности поведения,  а нечто «объективное» в обществе - юридические нормы, выраженные  в законах, иных источниках, либо  в целом (Российское право), либо  как часть (гражданское право).

 

Именно, объективное  право, является исходным пунктом при  рассмотрении всего комплекса правовых понятий. В то же время не упустим  из поля зрения значения в юридических  делах, во всей нашей жизни субъективных прав. Ведь недаром право называется "правом".

 

Основное  назначение этого крупного института  в жизни людей заключается  в том, чтобы - как говорил философ - определять дозволенное и недозволенное, т.е. определять юридические возможности  людей, свободу поведения тех  или иных субъектов. И этот крупный  институт называется "правом" как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно выражаясь, говорить о правах.Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Статут,1999. - с.26.

 

Объективное право называют также позитивным правом. Многие явления, которые обозначаются словом "право" (такие, как моральные  права, права-обычаи) складываются и  существуют в самом образе жизни, в нравах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критерием оценки поведения человека другими людьми, в общественном мнении, для признания  поступков человека "правильными" или "неправильными", моральным  или аморальным, соответствующим  обычаям или нет.

 

Объективное же право, в отличие от морали, обычаев  и особенно требований естественного  права, является "позитивным" потому, что определенные нормы поведения  специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в  общественной жизни в качестве постоянного  и непререкаемого императивного  критерия для обязательного поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять - что юридически дозволено, а что - юридически недозволено. И они в этой связи по большей части, в идеале получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов, иных источников.

Информация о работе Этика и мораль