Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 14:10, курс лекций
1. Этика и ее роль в формировании современного специалиста
В начале XXI века стало вполне очевидным, что современный специалист – это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, умеющий пользоваться банками данных, обобщающими мировой опыт.
Наиболее подходящими темами для застольной беседы могут быть вопросы культуры, спектакли, книги, туристические достопримечательности, родной город, политическая жизнь. Французы высоко ценят в собеседниках способность ориентироваться в вопросах культуры и искусства, особенно французского. Они бывают польщены интересом, проявляемым к их стране и культуре. При этом лучше не говорить о проблемах вероисповедания, собственного положения на службе, доходах и расходах, своего здоровья, семейного положения, о политических пристрастиях.
В Великобритании на деловом приеме не следует обращаться к человеку до тех пор, пока вы ему не представлены. Не стоит увлекаться рукопожатием, оно употребляется весьма редко, лишь при первом представлении. Не принято целовать руки женщинам, публично делать комплименты. За столом нельзя вести отдельных разговоров, все должны слушать того, кто говорит. С англичанами можно говорить о погоде, семье, спорте. Не стоит рассказывать им анекдоты, так как английское чувство юмора очень расходится с русским.
В большинстве стран приглашение домой на ужин является большой честью. Оно распространено в скандинавских странах, жители которых более открыты по сравнению с жителями других европейских стран.
Быть приглашенным на семейный ужин своим деловым партнером в Испании считается высокой честью. Подобный шаг с его стороны выражает стремление к установлению неформальных отношений. Прибыть на ужин следует на четверть часа позже назначенного времени. В знак благодарности желательно принести подарок (цветы, коробку конфет, шампанское). За столом приветствуются любые восторженные комментарии по поводу качества блюд и напитков. Не принято оставлять еду на своей тарелке; необходимо правильно пользоваться столовыми приборами.
Культура употребления спиртных напитков, являющихся непременными спутниками любого застолья, предполагает рюмку аперитива, три-четыре бокала вина за столом, а после десерта и кофе – рюмку фруктовой водки, крепкого ликера или коньяка. При всем разнообразии ассортимента напитков, предлагаемых на званных ужинах, важнейшим требованием является умеренность в их употреблении.
Быть приглашенным на ужин своим деловым партнером во Франции считается исключительной честью. В данном случае часто приглашаются и супруги. Прибыть на ужин следует на четверть часа позже назначенного времени. В знак благодарности считается необходимым принести с собой подарок. Это могут быть цветы (только не белые и тем более не хризантемы, во Франции они считаются символом скорби). Хороший подарок – коробка дорогих шоколадных конфет, бутылка шампанского (не рекомендуется дарить вино, в этом случае нужно хорошо разбираться в многочисленных марках).
Кухня для французов является предметом их национальной гордости. Застолья обычно очень продолжительны, особенно если они проходят в узком семейном кругу. Как и в Испании, приветствуются самые лестные комментарии по поводу качества блюд и напитков. Не принято оставлять еду на своей тарелке; не рекомендуется подсаливать блюда по своему вкусу либо пользоваться пряностями, поскольку это может быть расценено как неуважение. Культура потребления спиртных напитков, являющихся непременными спутниками любого французского застолья, предполагает рюмку аперитива, три-четыре бокала вина, а после десерта или кофе – рюмку дижестива (фруктовая водка), крепкого ликера или коньяка.
Работа не ограничивается стенами офиса и часто имеет продолжение за дружеским ужином в ресторане или в гостях, на совместном воскресном отдыхе с компаньонами на природе. В Швеции домой приглашают только самых близких или важных партнеров, поэтому не следует отказываться. Идя в гости, следует купить цветы для хозяйки или прислать их позже с посыльным. Хозяин в знак приветствия поднимает бокал и, обращаясь к каждому, произносит «сколь» (за ваше здоровье). Каждый раз, когда звучит это слово, все обмениваются взглядами, выпивают и снова смотрят друг другу в глаза. Мужчина обычно произносит тост за присутствующих женщин. Не рекомендуется произносить тост за хозяина и хозяйку до конца трапезы, ставить бокал на стол во время произнесения тоста.
В основном стандарты в этой области совпадают во всей Европе (да и во всем мире), однако некоторые различия существуют.
В Испании для мужчин в качестве делового рекомендуется костюм синего или серого цветов (только не коричневого).
Во Франции, как и в Испании, мужчинам не рекомендуются костюмы коричневого цвета. В то же время в рекламном бизнесе допускается более экстравагантный гардероб – многие современные деловые мужчины носят во Франции модные куртки с яркими рубашками и брюками разнообразного покроя. Общее правило – одежда должна быть из натурального материала.
Шведы предпочитают классический стиль. Для мужчин это темный, обычно синий в мелкую полоску или серый, костюм. В летнее время можно надеть светлый костюм. В отношении гардероба деловой женщины шведские каноны гораздо лояльнее и дают необозримый простор для фантазии. Прекрасный вид имеют более или менее строгий, не очень яркий костюм модных длины и силуэта, не слишком вычурное платье. Современные женщины широко используют строгие брючные костюмы. Шведские деловые женщины не боятся пользоваться косметикой. В зимнее время, как днем, так и вечером, шведские женщины носят одежду из меха или с меховой отделкой.
Китайские партнеры одеваются достаточно просто и от гостей ожидают того же. Лишь на официальные приемы и для визитов к высоким государственным деятелям обязателен костюм с галстуком.
В целом деловой мир во внешнем облике придерживается, скорее, не модой, а стремлением показать определенный уровень, не уронить свой престиж. В присутствии дам не рекомендуется снимать пиджак, не спросив у них разрешения, так же как и желая закурить. В небольшом помещении курить в принципе не принято. Молодой человек, вступающий в бизнес, должен располагать вечерним костюмом-смокингом. Это обычный костюм любого цвета с лацканами, обшитыми атласом соответствующей окраски и узкими атласными же лампасами на брюках. Но если остальные участники вечернего мероприятия намерены быть в «деловых» костюмах, то это закон для всех на данный момент.
Деловой костюм не должен быть ни сверхмодным, ни засаленно-мятым. Для рабочего дня рекомендуется светлый костюм (брюки и рубашка не обязательно однотонные), для такого же вечера – костюм, предпочтительно темный, рубашка, галстук неярких тонов, начищенные ботинки, носки в тон брюкам. Воротник пиджака должен плотно облегать шею, ворот рубашки может быть виден сзади, выступая более чем на 1 см. На такое же расстояние должны выступать из рукавов пиджака манжеты рубашки, если руки согнуты в локтях. Единственным украшением деловых мужчин является кольцо – либо обручальное, либо с печаткой. Можно носить золотую заколку в галстуке, золотые запонки, золотой браслет для часов.
Деловой протокол – совокупность общепринятых правил, традиций и условий, соблюдаемых правительствами, государствами и официальными ведомствами, организациями, должностными лицами, деловыми кругами и гражданами в международном общении. Каждая страна вносит свои поправки в зависимости от социального строя, национальных традиций и особенностей. Протокол регламентирует порядок приема в стране главы иностранного государства или правительства, правительственных делегаций, государственных и общественных деятелей, представителей деловых кругов.
Деловое письмо печатается по следующим правилам: ширина поля с левой стороны не менее 2 см, через 1,5 или 2 интервала; абзац начинается с красной строки, пять интервалов от поля. Обращение начинается без абзаца. Рекомендуется избегать переноса слов.
Структура письма: заголовок, дата, наименование и адрес получателя, вступительное обращение, основной текст, заключительная формула вежливости, подпись, указание на приложения.
Вступительное обращение – на левой стороне, под адресом, отдельной строкой. Основной текст начинается под обращением с красной строки. Не забывайте заключительную форму вежливости – своего рода «до свидания» делового письма: «Искренне Ваш», «С уважением» и т.п. Подпись ставится на правой стороне листа, под заключительной формулой вежливости. Фамилия подписавшего печатается на машинке под его рукописной подписью, указание на приложения размещается в левом нижнем углу листа. В целом деловое письмо располагается на лицевой стороне листа, печатается без помарок. Страницы (кроме первой) нумеруются арабскими цифрами.
Личное деловое письмо (даже краткое) исполняется на большом листе. Оно складывается текстом внутрь. Если речь идет об открытке, то на ней не должно быть сведений, которые важны посторонним. Благодарственное письмо направляется тогда, когда нет возможности поблагодарить непосредственно, лично. Извинения посылаются всем, кого вы обидели вольно или невольно. Тем, кто забыл или не желает выполнить долг перед вами, в конверте посылается вежливое напоминание. Рекомендательное письмо принято составлять и направлять только о хорошо известном вам человеке. Оно содержит информацию о способностях, квалификации, личных данных этого человека. Что касается анонимных посланий в ваш адрес, в международной практике принято их не читать и не комментировать.
Важной составляющей невербального общения является, в частности, умение наблюдать. Оно включает способность увидеть главное в действиях людей, обнаруживать их мотивы, вовремя поддержать, остановить, поправить партнеров, подчиненных, а не уличить, разоблачить. Наблюдение за мимикой и жестами человека помогает: оценить эффективность вашего воздействия на собеседника; выявить причины несогласия собеседника с вами – по степени согласованности его мимики и жестов с речью; управлять своей мимикой, жестами, движениями и позами в деловом общении, отслеживая реакцию партнеров по контакту.
Во время делового разговора необходимо смотреть на человека, к которому вы обращаетесь, так же как и слушая его. Если партнер смотрит искоса, украдкой, значит, он сомневается или подозревает вас в чем-либо. Пустой, отсутствующий взгляд может говорить об утомлении. От наших глаз исходят самые тонкие и одновременно открытые сигналы общения. При нервном возбуждении зрачки могут достичь четырехкратного расширения в сравнении с их нормальным состоянием. Сужение зрачков свидетельствует о мрачном настроении собеседника.
Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вами на протяжении менее трети периода общения с ним. Когда его взгляд пересекается с вашим в течение более двух третей времени общения, это означает, что он считает вас весьма интересным или привлекательным (его зрачки будут расширены). Сужение зрачков означает, что к вам настроены враждебно и даже вызывающе. Определенное значение имеет и то, на какую часть лица собеседника направлен ваш взгляд. При деловом взгляде «нарисуйте» треугольник на его лице, имеющий основанием глаза, а верхом – центр лба собеседника. Социальный взгляд предполагает треугольник с тем же основанием, но с верхом в центре губ. Если этот взгляд сопровождает критику подчиненного, он не обратит на нее внимания. Интимный взгляд скользит через линию глаз до подбородка и ниже. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.
Немалую роль в деловом общении играет жестикуляция. Система жестов достаточно многообразна:
жесты открытости – разведенные навстречу собеседнику руки либо расстегнутые пиджак (куртка);
жесты закрытости – скрещенные на груди руки, в том числе с сжатием пальцев в кулак; собеседник сидит так, что, спинка стула является подобием щита;
оценочные жесты: рука у щеки – человек размышляет, задумался; подбородок опирается на ладонь, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сцеплены под подбородком – знак критической оценки, если такая поза дополняется наклоном корпуса в сторону от собеседника, то это признак негативной оценки; наклон головы набок говорит о заинтересованности; почесывание подбородка – жест размышления и оценки, свидетельство процесса принятия решения;
взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа, означает негативное отношение; медленное снимание очков, тщательное протирание стекол – стремление выиграть время;
жесты подозрительности и скрытности: сложенные руки, скрещенные ноги, отклоненный назад корпус, голова подана вперед, взгляд исподлобья; ступни и корпус направлены к выходу; касание носа или его легкое потирание указательным пальцем, касание мочки уха или почесывание глаз – знаки желания завершить разговор;
жесты уверенности: гордая прямая поза; пальцы соединены «куполом», что означает признание доверительности отношений, но и некоторое самодовольство, уверенность собеседника в своей непогрешимости, его эгоистичность или гордость; об абсолютном превосходстве должно говорить максимально тесное соединение рук за спиной при резком поднятии подбородка;
жесты нервозности: покашливание; курение сигареты, которую зажигают, когда напряжение спадает; прикрытие рта рукой показывает передачу эмоций – от сомнений в себе до явной лжи; постановка локтей на стол с образованием пирамиды;
жесты неуверенности: переплетенные пальцы рук; человек грызет или сосет конец авторучки, пощипывает ладони;
жесты готовности: руки на бедрах в положении стоя или сидя; сидение на краю стула – либо перед заключением контракта, либо перед уходом; опирание на стол широко расставленными руками сигнализирует о наличии важной информации;
жесты напряженности: короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки типа стона, мычания; крепко сцепленные, плотно сжатые руки (следует подсесть к человеку либо склониться к нему, что поможет снизить напряжение, тревогу);
жесты самоконтроля: руки за спиной, причем одна сильно сжимает другую; скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла;
жесты скуки: постукивание по столу или по полу ногой, пощелкивание колпачком ручки; голова в ладонях, глаза полуприкрыты; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд или отсутствие движения зрачков;