Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:21, реферат
В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Поступив на работу в правоохранительные органы, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом почти государственной важности. Сегодня одним из актуальнейших является вопрос: останутся ли понятия "достоинство" и "честь" святыми в новой действительности?
Введение………………………………………………..
Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, юристов.…..…………
Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, юристов.……………………...........................................
Объективные и субъективные стороны профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов.......……………………
Нравственный характер служебных отношений…….
Специфика профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, юристов……...............
Нравственно-психологические качества сотрудников правоохранительных органов и деятелей правосудия ………………………….……….
Понятие, особенности и социальные функции этических категорий, их проявление в человеческих качествах сотрудников правоохранительных органов …........................................................................
Основополагающие нравственные категории «добро» и «зло» в практике сотрудников правоохранительных органов………………………...
Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов: «гуманизм», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «совесть»………………………………..........................
Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора………….…………………….
Заключение……………………….…………………….
Список литературы…………………………………….
Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaнuя, выpaжaющee не ту или иную цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидами; должный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Справедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людей (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeянueм и вoздaянueм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людей и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тем и другим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм как нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, который они тpeбyют coxpaнить или изменить.
Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.
Долг — понятие этики, которое обозначает моральную необходимость выполнения каких-либо обязанностей (семейных, гражданских, классовых, по отношению к какому-либо коллективу или группе и т. д.). В долге сосредоточиваются те нравственные требования, которые общество (на том или ином этапе своего развития) предъявляет к личности. Долг как и другие нравственные нормы, выступает для личности большей частью как внешнее принуждение, как сила, извне навязываемая ей, чуждая, а иногда и враждебная ее склонностям.
«Честь»
и «достоинство» понятия
Достоинство определяется им как внутренняя самооценка личности, собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь и достоинство это оценка морально-нравственных качеств «снаружи» и «изнутри».
Честь выступает в качестве оценки человека его окружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория «честь» - это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и чувство гордости.9 Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат его заслуги перед людьми или перед обществом.
А достоинство - это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, его самооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних их проявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки. 10
Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива. Честь сотрудника правоохранительных органов, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб.
Таким образом, надев погоны сотрудника правоохранительных органов, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка.
Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника правоохранительных органов особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников правоохранительных органов.
Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника правоохранительных органов определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя правоохранительных органов.
Забота
о профессиональной чести и служебном
достоинстве сотрудников правоо
Ответственность рассматривается как философско-социальное понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. И формирование ответственности есть результат тех внешних требований, которые предъявляют индивиду общество, класс, коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится ее свойством.12
Ответственность сотрудника правоохранительных органов — это интегративное качество, содержащее личностные и профессиональные характеристики и являющееся результатом осознания выполнения обязанностей и требований, предъявляемых создавшейся экстремальной ситуацией, к профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов в соответствии с нравственным долгом, правовыми и социальными нормами.
Уровни формирования ответственности сотрудников правоохранительных органов к служебной деятельности в экстремальных условиях включают: формально-ответственный, исполнительно-ответственный, инициативно-ответственный.
Основными структурными компонентами ответственности сотрудников правоохранительных органов к служебной деятельности в условиях экстремальной ситуации являются: мотивационный, интеллектуально-креативный, коммуникативно-поведенческий, эмоционально-волевой.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры.
Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести.
Главная
функция совести —
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга.
И это — тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.
2.4. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора.
В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведёт следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требовании. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.
Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки.
Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.
Человек «учиться» справедливости, опираясь в какой-то мере на своё специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность судьи – не менее 25 лет. Чтобы стать судьёй, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере – стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз и для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности ещё выше.
Принимая присягу, судья торжественно клянётся честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Судья должен быть честен. Честность – важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убеждённость в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности – ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным «на службе» и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.
Добросовестность в
исполнении обязанностей судьи связана
с его чувством долга. Непременное
нравственное качество судьи – повышенное
чувство долга в его
Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личное качество судьи как человека.
С учётом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.
Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с её сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определённую сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.
Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремлённая деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору, адвокату.
Заключение
Исходя из общего понимания
сущности нравственно-правового
– воспитание у сотрудников правоохранительных органов нравственной чистоты и таких качеств, как честность, принципиальность, ответственность за порученное дело;
– воспитание внутренней потребности и привычки во всем руководствоваться высокими нравственными идеалами и принципами, активно бороться за их претворение в жизнь, а это предполагает стремление добиться того, чтобы каждый сотрудник эти принципы держал не «при себе», а в себе, в своем сердце и разуме;
Информация о работе Нравственные качества сотрудников правоохранительных органов