Прфессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.

Файлы: 1 файл

ЭТИКА.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

1. Этика. Ее содержание и структура.  Этические оценки человеческой  деятельности.

Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.

I Структура:

1. история этики и  морали раскрывает картину возникновения  и развития этики, этические учения от древности до наших дней, воссоздает генезис (происхождение) и эволюцию морали, ее различные социально-исторические этапы;

2. теория морали –  учение о сущности морали, ее  структуре и принципах, категориях, механизме действия;

3. нормативная этика  – конкретизация данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни;

4. прикладная этика –  конкретизация общечеловеческих  моральных норм и принципов  применительно к данным ситуациям,  для отдельных групп людей,  с учетом специфики их жизнедеятельности,  особенностей профессии.

II Структура:

1. нормативную – всегда  что-то оценивает (с моральных  позиций) или что-то предписывает;

2. теоретическая – комплекс  взглядов, идей, знаний, исследовательских  подходов, объектом которых является мораль.

 III Структура:

1. социальная – отражает особенности функционирования морали в обществе (моральные аспекты политики, экономики и др.);

2. «индивидуальная» - связана  с личностными проявлениями морали (добродетели, пороки; нравственное формирование личности);

3. прикладная – занимается  изучением нравственных проблем, обусловленных спецификой той или иной профессиональной деятельности.

Функции этики: описывает  мораль, очерчивает социально-этические  рамки морали; изучает мораль; учит морали; оценивает перспективы морали.

 

2. Понятие прикладной этики. Ее роль в формировании профессиональных отношений.

Прикладная этика –  конкретизация общечеловеческих моральных  норм и принципов применительно  к данным ситуациям, для отдельных  групп людей, с учетом специфики  их жизнедеятельности, особенностей профессии.

Прикладная этика занимается изучением нравственных проблем, обусловленных  спецификой той или иной профессиональной деятельности. Как правило, сами обстоятельства деятельности столь неординарны, что требуют выработки специфических моральных устоев и принципов. Это этика сотрудников ОВД, биомедицинская этика, этика предпринимательства.

 

3. Понятие и функции теоретической  этики.

Теоретическая – комплекс взглядов, идей, знаний, исследовательских  подходов, объектом которых является мораль.

Функции: описание морального феномена; выработка знаний, которые могут быть использованы для целенаправленного формирования нравственной ориентации людей.

К понятиям теоретической  этики относят: мораль, нравы, нравственность, норма, императив, оценка, авторитет, свободная воля.

 

4. Понятие и функции нормативной  этики.

Нормативная этика –  конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни.

Функции: провозглашение некоторых  моральных ценностей и их обоснование; понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; формирование нравственных убеждений, перевоз внешнего императива во внутренний личностный импульс.

К понятиям нормативной этики относятся: добро, зло, долг, справедливость, ложь и т.д. в их нормативно-оценочной  функции.

 

5. Понятие общечеловеческих моральных  ценностей, их отражение в российском  законодательстве.

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Именно государство посредством законодательства стремится защитить и предотвратить нарушение, либо отрицание данных категорий.

 

6. Понятие морали, ее содержание, структура.

Мораль (характер, нрав, проявляющийся в общении) – форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.

Структура морали:

1. моральное сознание – познание, знание, волевое побуждении и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения; определяется культурным цензом личности, внутренней мотивацией, побуждающей наследовать нравственные устои общества и придерживаться их. Моральное сознание включает 2 уровня отражения действительности: эмоционально-чувствительный (характеризуется совокупностью моральных чувств и переживаний) и рациональный (моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм).

2. нравственные (моральные) отношения (личности и общества; личности и личности; личности к самой себе; личности и человечества) – те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. В таком случае люди, вступая в нравственные отношения, приобретают моральные права и обязанности. В служебном коллективе нравственные отношения подразделяются на 3 уровня: 1) субординированные - между начальником и подчиненными; 2) между коллегами; 3) отношения с гражданами.

3. нравственная (моральная) деятельность – практическая реализация моральных принципов и норм, проявляющаяся в поступках. 3 компонента поступка: 1) мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или мотивация – совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок; 2) результат – материальные или духовные последствия поступка; 3) оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

 

 

7. Основные функции морали.

1) Регулятивная – нравственное  регулирование взаимоотношений между людьми, охватывает ту сферу общественных отношений, которая не регулируется правом.

2) оценочная (аксиологическая) –  оценка поступков, мотивов, намерений,  личностных как моральных и  аморальных, нравственных и безнравственных.

3) ориентирующая – направляет на определенную систему моральных приоритетов.

4) мотивационная – позволяет  оценивать поступки, цели и средства  с т.з. побуждающего намерения. Мотивы и мотивации м\б моральными или аморальными, нравственными или безнравственными.

5) познавательная (информационная) – направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющих источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6) воспитательная – в процессе  нравственного воспитания человек  усваивает нормы общества, обретает  возможность нравственного определения.

7) коммуникативная –

8) идеологическая – обосновывает  моральность политических, экономических  целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения.

9) мировоззренческая – нравственные  устои личности, выработанная ею  система нравственных ценностей, опосредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения.

 

8. Сходства морали и права.

Как формы общественного сознания мораль и право имеют между  собой много сходного, поскольку выполняют одну общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе. И мораль и право представляют собой совокупность относительно устойчивых правил, норм, принципов, выражающих волю господствующего в обществе класса, + в определенной мере - некоторые преставления о справедливом и должном.  Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы права носят писаный характер, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.

 

9. Различия и противоречия между  моралью и правом. Способы их  преодоления.

Несмотря на то, что нормы права  носят писаный характер, а нормы  морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Право разделяется на области (уголовное, гражданское) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы). Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (брачно-семейная мораль, профессиональная этика), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое важное различие касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными, экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, а всем коллективом, социальной группой.

Условия для преодоления  противоречий между моралью и  правом создаются по мере того, как мораль и право постепенно утрачивают классовый характер, становятся общенародными. Процесс сближения и в конечном счете слияния морали и права в форму общественного сознания которая будет регулировать поведение людей и общественный порядок, носит длительный и сложный характер.

 

10. Соотношение морали  и права с иными регуляторами  поведения человека.

 

 

11. Связь морали и права с  политическим режимом в государстве.

Если для современного общества нормальное развитие означает его эволюцию по пути прогресса, то нормальной системой его управления и функционирования является расширяющаяся демократия.

Политическая и идеологическая борьба ведется «за хорошую, настоящую  демократию» против «демократии плохой» или «ложной».

Расширение демократии – это прежде всего повышение степени свободы личности, ослабление пресса принудительности, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Однако для установления принципов такого общества должен измениться и сам человек, ибо в демократическом о-ве сохраняются те же общ-ые потребности, а следовательно, и требования общества к каждой личности. Иными словами, в таком о-ве личность должна выполнять те же самые обязанности и те же самые функции, что и в обществе тоталитарном. Меняется лишь хар-р отношений по линии «общество-личность». Отв-ть будет в значительной степени выполняться сознательно и добровольно, будет диктоваться сознательными интересами самой личности, а не страхом перед властными санкциями суровых государственных законов.

Расширение роли и значимости морального фактора в демократическом о-ве распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные, отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику. Т.о. всякие моральные принципы и нормы во всякой служебной деятельности являют собой совок-ть общей и профессиональной этики. В полной мере это относится и к деятельности ПО, и прежде всего милиции, ибо именно эта сфера деят-ти милиции протекает в условиях непосредственных властоприменительных отношений практически со всеми членами общества – с гражданами, с населением.

 

 

12. Оценка нравственных аспектов  современного российского права.

Большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженную морально-нравственную оценку со стороны общества, то есть, правовые нормы можно рассматривать, как социальные и морально-нравственные нормы, с нарушением которых общество не готово мириться, тогда как нарушение морально-нравственных норм, хотя и может вызывать определенное негативное отношение общества, в целом не вызывает однозначно запретительных реакций. В то же время, не менее важным является аспект, касающийся права, как возможности однозначного закрепления позитивного, с морально-нравственной точки зрения, поведения индивидуума в ситуациях, когда вычленение такого поведения на основе общих морально-нравственных установок становится сложным.

 

13. Общественная нравственность  как объект правовой защиты.

Общественная мораль – форма  общественного сознания, основанная на признании наиболее значимых общественных благ в качестве ценностей, служащих критериями допустимого поведения личности и нуждающихся в охране и защите со стороны государства.

Информация о работе Прфессиональная этика