Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:33, шпаргалка
Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.
Любое психологич. воздействие на личность предполагает вмешательство в ролевые ф-ии его воли. Однако если оно не направлено на угнетение воли в такой степени, чтобы лишить личность возм-ти самост. выбора варианта своего поведения с учетом собственных интересов, то оно остается воздействием, но не принуждением. Если хар-р воздействия таков, сто есть основания полагать его целью не переориентацию воли, а ее подавление, то такое влияние принимает форму принуждения. Грань м\у ними определяется наличием свободы выбора. При принуждении лицо лишено возм-ти выбора. При воздействии – направляется на формирование правильной позиции допрашиваемого, на его сознательное отношение к своему поведению. Аморальными и противоправными формами псих. принуждения явл.: угрозы, шантаж, издевательство, унижающее достоинство обращение, гипноз. Все это влечет за собой уг. отв-ть. Искусственный стимул – ситуация когда допрашивающий понуждает лицо к даче показаний, обещая взамен предоставление к\л блага. Он м\носить как правомерный х-р, так и противоправный. Обещание совершения таких действий м\рассматриваться как тактич. прием, но если не собирается совершать их, то оценивается как заведомая ложь, делающая его этически непригодным, но все же не предающая ему х-р противоправного.
Наиболее дискуссионным явл.? допустимости признания лжи со стороны допрашивающего лица в кач-ве тактич. приема. Ложь – намеренное искажение истины, неправда. Следует различать ложь касающуюся формы и содержания док-в по уг.д. и ложь иного рода. 1-ое неправомерно и этически неприемлемо.
61. Этические аспекты допроса несовершеннолетних.
Цель допроса - получение у допрашиваемого правдивых показаний об обст-вах, имеющих значение для дела.
Для несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых установлены жесткие ограничения. Допрос не м\продолжаться более 2 часов без перерыва, а в общей сложности 4 часа в день. Ограничение продолжительности допроса связано с необходимостью исключить безнравственный прием изматывания допрашиваемого с целью получения от него нужных показаний.
62. Пытка, ее содержание, согласно «Конвенции против пыток и иных жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Пытка – любое действие, посредством которого любому человеку умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдания причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.
Объектом правонарушения, совершенного в форме пытки, является личная неприкосновенность потерпевшего или третьих лиц.
Пытка характеризуется тем, что интенсивное воздействие на жертву лишает ее способности контролировать свои чувства и подавляет ее личность до такой степени, что она утрачивает способность к волевому сопротивлению.
63. Запрет пыток и жестокого, унижающего достоинство обращения и наказания в законодательстве РФ.
Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ,
при осуществлении правосудия не
допускается использование
64. Понятие тактического приема, применяемого при раскрытии и расследовании преступлений. Общие критерии этической допустимости тактических приемов.
Тактический прием на предварительном
след-ии – правомерный способ эффективного
и рационального
Критерием этический допустимости того или иного тактич. приема глубоко суб-ны. Это рез-т морального выбора уполномоченным суб-ом варианта поведения в соотв. с собственной ценностной ориентацией. Несмотря на различные альтернативы при избрании тактич. приема он все же не должен:
- унижать честь и достоинство допрашиваемого
- влиять на позицию невиновного,
- оправдывать совершение прест-
- быть построенным на основе исп-ия неосведомленности допрашиваемого в ? УП и процесса
- способствовать совершению
Объективным критерием правомерности
подобных приемов прежде всего явл.
их соот-ие требованиям з-на, поэтому
сотрудник ОВД д\четко
65. Этическая и правовая оценка допустимости психологического принуждения к даче показаний в процессе расследования преступлений.
Сотрудник ОВД д\четко представлять себе ту грань, кот. отделяет правомерные формы воздействия на личность в процессе раскрытия и расследования прест-ий от форм неправомерного возд-ия, в частности – от физич. либо псих. принуждения.
Любое психологич. воздействие на личность предполагает вмешательство в ролевые ф-ии его воли. Однако если оно не направлено на угнетение воли в такой степени, чтобы лишить личность возм-ти самост. выбора варианта своего поведения с учетом собственных интересов, то оно остается воздействием, но не принуждением. Если хар-р воздействия таков, сто есть основания полагать его целью не переориентацию воли, а ее подавление, то такое влияние принимает форму принуждения. Грань м\у ними определяется наличием свободы выбора. При принуждении лицо лишено возм-ти выбора. При воздействии – направляется на формирование правильной позиции допрашиваемого, на его сознательное отношение к своему поведению. Аморальными и противоправными формами псих. принуждения явл.: угрозы, шантаж, издевательство, унижающее достоинство обращение, гипноз. Все это влечет за собой уг. отв-ть. Искусственный стимул – ситуация когда допрашивающий понуждает лицо к даче показаний, обещая взамен предоставление к\л блага. Он м\носить как правомерный х-р, так и противоправный.
67. Цели, формы и методы взаимодействия
сотрудников ОВД с
В настоящее время МВД России уделяет внимание направлению работы со средствами массовой информации как одному из приоритетных. С помощью СМИ сотрудники органов внутренних дел решают одну из важнейших задач в своей деятельности — установление доверительных, партнерских отношений с населением. Это, в свою очередь, позволит более эффективно решать проблемы правоохранительной направленности, оперативно раскрывать преступления, проводить массовую профилактическую работу.
Печать, радио, телевидение, кинематограф являются эффективными средствами профилактики правонарушений и правового воспитания граждан. В связи с этим непрерывно увеличивается поток сообщений, публикуемых в печати, передаваемых по радио и телевидению, в которых отражаются актуальные вопросы укрепления правопорядка и обеспечения социалистической законности. Однако задача состоит не только в том, чтобы снабжать население определенным количеством информации нравственно-правового и криминологического характера, но и в том, чтобы управлять процессом правовоспитательного и профилактического воздействия, развивать общественно полезные потребности личности, формировать ее нравственное и правовое сознание. Иначе говоря, как и всякая другая деятельность, информационный процесс в сфере профилактики правонарушений нуждается в управлении и целесообразной организации.
Управление в этом случае представляет собой сложную динамическую систему, составляющую единство трех основных компонентов: субъекта (системы правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций), объекта (аудитории), между которыми с помощью третьего элемента этой системы (учреждений массовой информации) осуществляется целенаправленная связь.
Цели:
1. создание модели правоосознанного поведения; регулирование поведения людей в соответствии с конкретными задачами борьбы с правонарушениями;
2. создание духовной атмосферы, препятствующей совершению правонарушений;
3. устранение, блокирование либо нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
В зависимости от характера социального опыта лица уровня полученных им правовых знаний степень его матирования на воздействие средств массовой информации различна: от незначительного интереса к передаче до готовности действовать в заданном информатором направлении. Высшей ступенью усвоения и реализации правовой информации является тот качественный скачок, которым характеризуется переход от убеждений к побуждениям, к поступкам, к правоосознанной деятельности по соблюдению и укреплению правопорядка.
68. Профессионально-нравственные
Нравственный конфликт – такое взаимодействие суб-та по поводу нравственных ценностей, кот. включает в себя необходимость разрешения своеобразной ситуации морального выбора одним из его уч-ов либо обоими одновременно и хар-ся напряженностью и остротой.
Среди конфликтов профессиональное значение для сотрудников ПО следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние проявляются как острые нравст-ые противоречия м\у людьми. Они выражают расхождения направленности ценностных ориентаций отдельных личностей, соц. групп и о-ва. Природа внутренних конфликтов иная их источником явл. сложность, разнохар-сть самих мотивов личности, нах-ся в подчинении и соподчинении др. другу. Выбор поведения чел. при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности.
Форм проявления моральных конфликтов в ПО деят-ти сущ-ет множество, они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деят-ти, специфическими условиями, в кот. осущ-ся эта деят-ть, соц-психолог. характеристиками уч-ов конфликта и другими обстоятельствами.
5 основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
-приспособление, уступчивость - действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида;
-уклонение - данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения;
-противоборство - характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него;
-сотрудничество - означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон;
-компромисс - действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
69. Понятие и основные признаки
нравственно-профессиональной
Нравственно-профессиональная
деформация – профессионально
Внутренние причины (специфика службы): негативный пример руководства; перегруженность работой; наличие «потолка» (предельного звания по должности); низкая нравственная воспитанность коллектива; низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм»; низкий уровень воспитательной работы; негативное «воспитательное» воздействие преступной среды»; негативное воздействие семьи; изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов; неудовлетворенность материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда; неудовлетворенность условиями труда; несоответствие уровня квалификации занимаемой должности; конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного контроля); властные права сотрудника, открывающие возможность к злоупотреблениям.