Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:33, шпаргалка
Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.
Общественная мораль защищается посредством ряда норм отраслей права – гл. 25 УК РФ «Преступления прости здоровья населения и общественной нравственности» - ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией», «Организация или содержание притонов для занятия проституцией», «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», «Жестокое обращение с животными».
14. Проблема морального выбора в деятельности сотрудников ОВД.
Моральный выбор – осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Любой выбор зависит от тех целей, которые поставлены перед человеком, обществом. Цели, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Но это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохр.сотрудники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности в средствах, применяемых для достижения цели, уровня правосознания и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую роль.
15. Понятие категорий этики, их иерархия и взаимодействие.
Категории этики – наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки (добро, зло).
Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими по их структурным субстационарным качествам. Категории могут делить на:
1) структурные – представляют
каркас представлений об
2) субстациаональные – сущностный аспект или содержание морального поведения и представлений о нем; суть морали как социального явления, заведомо несут оценку этого явления (добро, зло, честь, совесть, справедливость).
Как правило, субстациональные категории относят к существенным категориям этики.
Категории морального сознания – принцип, норма, собственно моральная категория.
Категория нравственных отношений – нравственный конфликт, взаимодействие, авторитет.
Категории моральной практики – моральный долг, достоинство, трусость, честь.
16. Содержание этических
Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими по их структурным субстационарным качествам.
Добро (благо) – отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Добро рассматривается: добро как моральное качество поступка; как совокупность положительным принципов и норм морали; как нравственный мотив и нравственная цель поступка; добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность. В отношении к человеку – гуманность, справедливость, чуткость. В отношении к труду – добросовестность, аккуратность, точность.
Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Общественное благо – совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо – совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от социальных условий.
Благое добро – проверенное, социально-одобряемое качество. Дуализм – благое добро – проверенное социально одобряемое качество.
Зло – категория этики, диаметрально противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения (расизм, шовинизм, преступления, наркомания). Зло д\б для того, чтобы понять, что такое добро.
Не существует абсолютного добра и абсолютного зла. Одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено как зло и как добро. Убийство человека в результате самообороны или сотрудниками ПО преступников в схватке получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо.
17. Соотношение категорий «честь» и «достоинство», их нравственный и правовой аспекты.
Честь – категория этики, которая заключается в положительной социально-нравственной оценке человека или учреждения, авторитета, репутации; одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Ст. 23 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков. Ст. 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Оценка чести – оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности. Кроме того, честь – бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственную воспитанность, убежденность, а достоинство – выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие, в основном, мировоззренческое, а достоинство – как эмоциональное.
18. Категория «совесть» как
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний (угрызений). Это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.
19. «Справедливость» как
Справедливость в этике – соответствие человеческих отношений, действий, поступков моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние.
Справедливость – этическая и правовая категория.
Справедливость в этике – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и признанием.
Справедливость как принцип права означает, что судящий д\б беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст. 10: каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрена гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по у/д и г\д, конкретизирует его как минимум процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Справедливость считают синонимом правосудия.
20. Понятие профессиональной этики, ее структура.
Профессиональная этика – разновидность прикладной этики, совсем другая сфера отношений. ПЭ – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика
Структура профессиональной этики:
1. Нравственный смысл профессии
(сверхцель, сверхзадача,
2. Моральные принципы профессии.
3. Моральные нормы профессии.
4. Элементарные правила
21. Профессиональная мораль как вид социальной практики.
Профессиональная мораль — исторически
сложившаяся совокупность нравственных
предписаний, норм, заповедей, кодексов
о должном поведении
Как вид социальной практики профессиональная мораль предстает в виде:
- нравственной деятельности
- нравственных отношений
Пожалуй, ни в одной области общественной жизни (экономической, политической и т. д.) нормы поведения людей, задействованных в этих сферах, не являются в максимальной степени определенными и так тесно связанными моралью, как в юридической деятельности. Если уместно говорить, что политика во все периоды возникновения классового общества и государства есть грозное и безнравственное дело, то этого сказать нельзя о юридической деятельности, так как отсутствие нравственных качеств юриста напрямую означает отсутствие законности.
22. Специфика норм
23. Понятие нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД.
Нравственно-правовая культура
— это продукт нравственно-
Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура сотрудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях.
24. Правосознание как основа правовой культуры личности.
Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Важнейшим элементом правовой культуры является правосознание. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе.
Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному. По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.
Структура правосознания:
- Рациональный компонент (
- Психологический компонент (
- Поведенческий компонент (
25. Проблемы формирования
Нравственно-правовая культура — умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.
Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным.