Прфессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Этика (от лат. и греч. обычай, характер) – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Само слово «этика» имеет несколько значение. Самое распространенное – понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.

Файлы: 1 файл

ЭТИКА.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Общественная мораль защищается посредством  ряда норм отраслей права – гл. 25 УК РФ «Преступления прости здоровья населения и общественной нравственности» - ст. 240 «Вовлечение в занятие  проституцией», «Организация или содержание притонов для занятия проституцией», «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», «Жестокое обращение с животными».

 

 

 

14. Проблема морального выбора в деятельности сотрудников ОВД.

Моральный выбор – осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Любой выбор зависит от тех целей, которые поставлены перед человеком, обществом. Цели, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Но это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохр.сотрудники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности в средствах, применяемых для достижения цели, уровня правосознания и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую роль.

 

15. Понятие категорий этики, их  иерархия и взаимодействие.

Категории этики – наиболее общие  понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки (добро, зло).

Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими  по их структурным субстационарным  качествам. Категории могут делить на:

1) структурные – представляют  каркас представлений об иерархии  в моральном поведении; к нему ним относят нравственные убеждения, принцип, закон, отношения, поступок;

2) субстациаональные – сущностный аспект или содержание морального поведения и представлений о нем; суть морали как социального явления, заведомо несут оценку этого явления (добро, зло, честь, совесть, справедливость).

Как правило, субстациональные категории относят к существенным категориям этики.

Категории морального сознания –  принцип, норма, собственно моральная  категория.

Категория нравственных отношений  – нравственный конфликт, взаимодействие, авторитет.

Категории моральной практики –  моральный долг, достоинство, трусость, честь.

 

 

16. Содержание этических категорий  «добро», «зло», «благо». Их  дуалистический характер, отражение в праве.

Иерархия (ступень) – система превалирования одних категорий над другими по их структурным субстационарным качествам.

Добро (благо) – отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания  и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Добро рассматривается: добро как моральное качество поступка; как совокупность положительным принципов и норм морали; как нравственный мотив и нравственная цель поступка; добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность. В отношении к человеку – гуманность, справедливость, чуткость. В отношении к труду – добросовестность, аккуратность, точность.

Благо – общее понятие, употребляемое  для обозначения положительной  ценности предметов и явлений. Общественное благо – совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо – совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от социальных условий.

Благое добро – проверенное, социально-одобряемое качество. Дуализм – благое добро – проверенное социально одобряемое качество.

Зло – категория этики, диаметрально противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения (расизм, шовинизм, преступления, наркомания). Зло д\б для того, чтобы понять, что такое добро.

Не существует абсолютного добра  и абсолютного зла. Одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено как зло и как добро. Убийство человека в результате самообороны или сотрудниками ПО преступников в схватке получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо.

 

 

17. Соотношение категорий «честь»  и «достоинство», их нравственный и правовой аспекты.

Честь – категория этики, которая  заключается в положительной  социально-нравственной оценке человека или учреждения, авторитета, репутации; одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Ст. 23 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

Достоинство –  понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков. Ст. 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Оценка чести – оценка общественного  мнения, а оценка достоинства – дело самой личности. Кроме того, честь – бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственную воспитанность, убежденность, а достоинство – выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие, в основном, мировоззренческое, а достоинство – как эмоциональное.

 

18. Категория «совесть» как регулятор  морального выбора. Ее соотношение  с другими этическими категориями.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний (угрызений). Это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.

 

 

19. «Справедливость» как категория  этики и принцип права: понятие,  соотношение.

Справедливость в этике –  соответствие человеческих отношений, действий, поступков моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние.

Справедливость – этическая  и правовая категория.

Справедливость в этике –  категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и признанием.

Справедливость как принцип  права означает, что судящий д\б  беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан взвесить все «за» и «против»,  а решив, непреклонно  проводить справедливое решение в жизнь.

Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст. 10: каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрена гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по у/д и г\д, конкретизирует его как минимум процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Справедливость считают синонимом правосудия.

 

 

20. Понятие профессиональной этики, ее структура.

Профессиональная этика – разновидность прикладной этики, совсем другая сфера отношений. ПЭ – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов  и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.

Структура профессиональной этики:

1. Нравственный смысл профессии  (сверхцель, сверхзадача, сверхценность).

2. Моральные принципы профессии.

3. Моральные нормы профессии.

4. Элементарные правила поведения  и своеобразие этикетной культуры  профессии.

 

21. Профессиональная мораль как вид социальной практики.

Профессиональная мораль — исторически  сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителя  власти.

Как вид социальной практики профессиональная мораль предстает в виде:

- нравственной деятельности сотрудников  правоохранительных органов; 

- нравственных отношений сотрудников,  складывающиеся в коллективе.

Пожалуй, ни в одной области общественной жизни (экономической, политической и  т. д.) нормы поведения людей, задействованных в этих сферах, не являются в максимальной степени определенными и так тесно связанными моралью, как в юридической деятельности. Если уместно говорить, что политика во все периоды возникновения классового общества и государства есть грозное и безнравственное дело, то этого сказать нельзя о юридической деятельности, так как отсутствие нравственных качеств юриста напрямую означает отсутствие законности.

 

 

22. Специфика норм профессиональной  морали представителей различных  профессиональных групп.

 

 

23. Понятие нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД.

Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-правовой деятельности сотрудника правоохранительных органов. Она включает в себя системную  характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом  деятельности в целом. Нравственно-правовая культура сотрудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях.

 

24. Правосознание как основа  правовой культуры личности.

Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Важнейшим элементом правовой культуры является правосознание. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе.

Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному. По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.

Структура правосознания:

- Рациональный компонент (взгляды,  представления, идеи о праве);

- Психологический компонент (чувства,  эмоции, вызываемые правом и выражающие  определенное отношение к действующему или желаемому праву);

- Поведенческий компонент (установка  на определенное поведение в  правовой сфере, готовность действовать  определенным образом - в соответствии  или вопреки праву).

 

25. Проблемы формирования нравственно-правовой  культуры сотрудников ОВД.

Нравственно-правовая культура —  умение грамотно и творчески применять  знание нравственных норм и принципов  к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным.

Информация о работе Прфессиональная этика