Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

1. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

16. Этика  православия

Православная  этика — разновидность христианского  нравственного учения, разделяющая  его основные идеалы, принципы и  установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия. Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей. Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице — в качестве Иисуса Христа — он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте. Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя. Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения. Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, к милосердию, любви и отзывчивости человека. Моральные поучения православия включают идеи смирения. Земная жизнь рассматривается как подготовление к жизни небесной, а её целью объявляется духовное спасение от греха и зла, которое невозможно без помощи Бога и церкви как его посредника. Для православия характерен упор на эмоционально-чувственное переживание человеком своего нравственного долга в отличие от рационалистического восприятия христианской веры. Важнейшими ценностями здесь являются жалостливость и сердечность в отношениях между людьми, братская любовь и великодушие, широта души и бескорыстие, а не расчетливость и выгода, присущие западному человеку. Отсюда отстраненность православия от самостоятельного участия в политической и экономической жизни, от властолюбивых устремлений. Обращение к совести и сердечности, к искренней глубокой вере в божественную справедливость добра выгодно отличают православное нравственное учение от западных христианских учений с их расчетливостью и предусмотрительностью, стремлением к подчинению воли верующего мотивам выгоды, с присущим ему прозелитизмом.

17. Ислам  и нравственность

Нравственность  ахляк в Исламе имеет большую  ценность и значимость. Одна из целей  Ислама — воспитать высоконравственных людей. Пророк Мухаммед сказал: я ниспослан  к вам для совершенствования нравственности. Мусульманин оценивается по его нравственности. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Тот, кто обладает истинной верой, знает, что Аллаh видит все действия, которые он совершает, и знает, что есть ангелы, которые записывают его деяния. Он также верит, что в Судный День предстанут перед ним все деяния, которые он совершал в этой жизни. И верит, что если он совершал добрые деяния, то получит за это вознаграждение, а если совершал плохие деяния, то будет наказан за это, если Аллаh не простит его. Сказал Аллаh Всевышний в Коране:Значение: Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллаh воздаст ему за него. Кто совершил зла на вес пылинки, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра. Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра; и при удобном случае он может сделать разного рода зло. Мусульманин, помнящий об отчете в День Суда и обращающий внимание на все свои действия, не нанесет никому вреда, и будет стараться делать добро. Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо. Труд и заработки людей бывают разные. Правдивость в Исламе — один из принципов нравственности. Мусульманин должен избегать лжи, зависти, мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем. Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного — выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным. Если ему не дадут воспитания и осквернят его душу черным пятном плохого характера, то трудно ожидать от него высокой нравственности и доброты. Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так же очищаем нашу душу от дурных черт, совершенствуя и облагораживая ее. Наша обязанность — быть внимательными и осмотрительными при выборе друга. Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей. А если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью отдалить его от проявлений плохих качеств и приблизить к высокой морали, помочь ему стать лучше.

18. Этика  материализма

Одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии  в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и  рассматривает сознание, мышление как  свойство материи в противоположность  идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.

Самым главным, определяющим моментом этики материализма является уверенность в отсутствии изначального смысла в мире. В этической  сфере материализм стремиться к  осознанию цели жизни только как продление существования. Состояние сознательной одухотворенной любви не является прямым следствием основных ценностей материализма. Бытие определяет сознание — таков его лозунг; вначале вещи, потом любовь. Критика материализма, по этой причине, не ущемляет нравственных отношений людей. В материальном мире имеет место принцип симметрии, которому в философии соответствует диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно разложить на две составляющие: 1 Всякому началу соответствует противоположное начало. 2 Действие имеет противодействие. Первую составляющую назовем потенциальной противоположностью, вторую — актуальной. Здравый скептицизм — нормальное состояние убежденного материалиста.

 

Центральной составляющей мировоззрения является осознание реальности. Поиск ответа на вопрос какова реальность осуществляется практикой, а значимость области практики определяется ценностями.

 

19. Этика  экзистенциализма

Экзистенциализм — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не является завершенной. Для Алъбера Камю, французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия. Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, он изменит ориентацию своего сознания, а ситуация благодаря его усилию наполнится смыслом. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности возможны.

 

Ж,П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет  неподлинное существование, он заброшен в мир, чуждый его сокровенным  чаяниям. В неподлинном мире подлинность  существования человек обретает лишь, совершая выбор. Однако все традиционные опоры морального выбора семья, религия, общество утратили свое значение, индивид оказался брошенным в свободу. Именно граничные ситуации ситуации на грани жизни и смерти наиболее ясно выявляют наше подлинное я. Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, но все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования.

20. Метаэтика

Метаэтика —  раздел этики, в котором разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно которым метаэтика — это специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, нейтральная к различным нравственным позициям. Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят: метаэтика — как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условий, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов метаэтика не может быть философской теорией и превращается в разновидность логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, нейтральной науки Логический позитивизм. Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны о нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения. Яркий представитель Джордж Мур.

21. Понятие профессии. Основные элементы профессиональной этики.

 

Профессия —  устойчивый и относительно широкий  вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода и предусматривающий  определенную совокупность теоретических  знаний , практического опыта и трудовых навыков, определяемых разделением труда и его функциональным содержанием.

Профессиональная  этика — область исследования, предметом которой являются профессиональные аспекты морали, направленная на обоснование  и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии. Профессиональная мораль, отражая все стороны нравственных отношений работников, раскрывает должные и объективно-необходимые требования к профессиональному поведению представителей той или иной профессии.

22. Функции профессиональной морали в обществе

Профессиональная  мораль — система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально  занятым определенным видом трудовой деятельности. М.п. — составная часть сознания об-ва. В ней отражаются единство и противоречивость общечеловеческого и классового. Однако в М.п., как правило, общепризнанным является приоритет гуманистич. требований и норм. Для нек-рых профессий разработаны специальные кодексы М.п. для врачей — клятва Гиппократа, для военнослужащих и нек-рых др. профессий — присяга. Но и в тех случаях, когда нормы М.п. юридич. не зафиксированы, необходимость их соблюдения подразумевается и находится под соц. контролем, а их нарушение встречает нравственное осуждение.

 

23. Категории профессиональной этики

 

Профессиональный  гуманизм — признание и осознание  высочайшей ценности человека

 

Профессиональный  долг — осознание индивидуумом необходимости выполнения чего-либо или необходимости следования чему-либо — моральным нормам, принципам, правилам. Человек долга — человек, честно выполняющий свои обязанности.

Профессиональная  честь и профессиональное достоинство  — выражается оценка значимости той  или иной профессии в жизни общества. Честь определяется как достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

 

Профессиональная  справедливость — Справедливость —  это принцип, регулирующий отношения  между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами.

Профессиональная  справедливость побуждает представителя  той или иной профессии быть справедливым, что значит уважать права других людей, не поддаваться давлению свыше, контролировать собственные интересы

Профессиональная  ответственность — Ответственность  является необходимостью, обязанностью отвечать за свои действия, поступки

Показателем профессиональной ответственности является социальный эффект того или иного профессионального результата.

Информация о работе Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"