Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:21, шпаргалка
1. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Пять постоянств праведного человека:
Жэнь- человеческое начало, любовь к людям, человеколюбие, милосердие, гуманность. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.
И- правда, справедливость.
Ли- буквально обычай, обряд, ритуал. Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.
Чжи- здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.
Синь- искренность, доброе намерение, непринуждённость и добросовестность.
9. Античная этика
Развитие этики
в Древней Греции значительно
отличалось от этого процесса на Древнем
Востоке. Причины этого носят
социально-экономический и
Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.
Центральными
фигурами в истории античной этики
можно считать софистов Сократа,
Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков,
скептиков. Здесь важно отметить
отличие этической мысли
Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей — разуму, живых личностей — абстрактным нормам, а того, что есть, — тому, что должно быть.
Необходимо
отметить и значительный прогресс античной
этики: переход от мифологических воззрений
к натуралистической и
10. Гуманизм Ренессанса
Гуманизм, как зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Возникло во Флоренции в середине XIV века.
Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью, присущей христианскому вероучению, порождая уже чисто моральную рефлексию даже у первого гуманиста в Европе, что станет характерной чертой Ренессанса, исполненной трагизма, помимо постоянного торжества зла в мире.
Ярчайший расцвет искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, ученых и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.Философской основой ренессансного миросозерцания, как и средневекового, был античный неоплатонизм, учение Платона об идеях. Средневековые мыслители с их монотеизмом заговорили об абсолютной личности, связав с нею и благо, и красоту. Фома Аквинский через неоплатонизм и теологию приходит к эстетике, как Данте христианское вероучение превращает в поэзию в Божественной комедии, как Гомер в свое время старинную веру греков воссоздал в Илиаде в эпос, драму и эпическую поэзию. Средневековый неоплатонизм, как мы видим, теологичен. Но личность в нем уже проступила как живая, конкретная, воплощение блага и красоты. Человек сознает себя близким к ангелам и даже к Богу и с упоением открывает в себе человека с его достоинством и свободой. Это и есть возрожденческий неоплатонизм с его антропоцентризмом. Это и есть гуманизм, обогащенный всей греческой премудростью, классической древностью в ее высших достижениях и образцах.
Христианская религия обрела свою сущность, она превратилась в мифологию, художественно воспроизводимую, как некогда религия греков — в художественную религию и мифологию. И в этом человек ощущал свободу и радость, словно юность вернулась, с восприятием земной красоты во всех ее проявлениях.
Но эта беззаботность и приволье человека Возрождения продлятся недолго, ибо при остроте восприятия жизни, всех ее благ и радостей, усиливается ощущение ее скоротечности и смертности человека, с тем приходит углубленный психологизм, с трепетом личных переживаний, глубина личностного самораскрытия. Стихия привольной беззаботности накладывается на трагическое восприятие жизни.
11. Этика Просвещения
В XVIII в. на европейской арене появился идейное движение, выражавший интересы молодой буржуазии. Сторонники Просвещения верили в счастливое будущее человечества, что наука и технический прогресс обеспечат благоденствие на земле. На таких принципах ведущие мыслители-просветители обосновывали систему этических принципов. В эту когорту принадлежал и французский философ Поль-Анри Гольбах 1723-1789. Он, как и К.-А. Гельвеций, считал себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной качеством человеческой природы. Однако он выступал против крайнего эгоизма, защищал идею согласования личного интереса индивида и интересов общества. По его мнению, социальная среда играет определяющую роль в формировании личности. Человек, по П.-А. Гольбахом, является частью природы, а потому подчиняется ее законам. Он отрицал наличие у человека свободы воли, считая ее поведение обусловленной определенными причинами. Развитие общества Гольбах объяснял деятельностью правительства, выдающихся личностей, развитием образования. Выступал против феодального строя. Мыслителем, представил Просвещение и в каком созрел протест против его идейных основ, ставшего духовным предтечей французской революции, был Ж.-Ж. Руссо. Его этическая концепция основывается на идее равенства людей и свободы личности. Ж.-Ж. Руссо мечтал об обществе, в котором каждый гражданин будет владеть равной долей собственности. Мораль, утверждал Руссо, взаимосвязана с политикой, общественным строем. Так, мечтая о совершенной морали, необходимо выяснить, какой государственный строй будет способствовать формированию доброго, мудрого, образованного народа. По его мнению, с прогрессом культуры упадок нравственности, а разнообразные заблудись заглушают голос природы и разума. Неприемлемым для Руссо был принцип самолюбия. При этом он различал самолюбие и любовь к себе как различные по природе и действию страсти. Любовь к себе, по его мнению, является естественным чувством. А себялюбие — это производное, искусственное явление, возникающее только в обществе, заставляя каждого индивида оказывать себе большее значение, чем всему остальному. Оно побуждает людей поступать друг другу всяческое зло.
Критикуя господствующий религиозное мировоззрение, Руссо находился одновременно под влиянием религии и пантеизма. По его словам, на душу человека влияют климат, время года, стихии, звуки, цвета, еда, движение и покой, шум и тишина, темнота и свет, учитывая которые, можно управлять своими чувствами.
12. Этика Нового времени
Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.
Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению неразумного интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.
Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий мораль и счастье.
Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.
Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.
13. Категорический императив И.Канта
Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральному долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность.
Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.
Кант сформулировал моральный закон — нравственный императив: поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом. Он выдвинул идею о вечном мире, основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.
В философии Канта нравственное слия-ется с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории.
Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд.
15. Русская духовность
Духовность
— отрешенность от низменных, грубо
чувственных интересов, стремление
к внутреннему
Информация о работе Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"