Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

1. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Пять постоянств праведного человека:

Жэнь- человеческое начало, любовь к людям, человеколюбие, милосердие, гуманность. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.

 

И- правда, справедливость.

 

Ли- буквально  обычай, обряд, ритуал. Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

 

Чжи- здравый  смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих  действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.

 

Синь- искренность, доброе намерение, непринуждённость и  добросовестность.

 

9. Античная этика

Развитие этики  в Древней Греции значительно  отличалось от этого процесса на Древнем  Востоке. Причины этого носят  социально-экономический и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики.

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов  и целей одного индивида с интересами и целями других.

Центральными  фигурами в истории античной этики  можно считать софистов Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, скептиков. Здесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В  Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью. Ведь очевидно, что каждый философ, знакомясь с трудами своих предшественников и полемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал какие-то новые, оригинальные идеи этического характера.

Античная этика  является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей — разуму, живых личностей — абстрактным нормам, а того, что есть, — тому, что должно быть.

Необходимо  отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений  к натуралистической и идеалистической  концепциям. В основе натуралистической  концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.

10. Гуманизм  Ренессанса

Гуманизм, как  зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Возникло во Флоренции в середине XIV века.

Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью, присущей христианскому вероучению, порождая уже чисто моральную рефлексию даже у первого гуманиста в Европе, что станет характерной чертой Ренессанса, исполненной трагизма, помимо постоянного торжества зла в мире.

Ярчайший расцвет  искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, ученых и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.Философской основой ренессансного миросозерцания, как и средневекового, был античный неоплатонизм, учение Платона об идеях. Средневековые мыслители с их монотеизмом заговорили об абсолютной личности, связав с нею и благо, и красоту. Фома Аквинский через неоплатонизм и теологию приходит к эстетике, как Данте христианское вероучение превращает в поэзию в Божественной комедии, как Гомер в свое время старинную веру греков воссоздал в Илиаде в эпос, драму и эпическую поэзию. Средневековый неоплатонизм, как мы видим, теологичен. Но личность в нем уже проступила как живая, конкретная, воплощение блага и красоты. Человек сознает себя близким к ангелам и даже к Богу и с упоением открывает в себе человека с его достоинством и свободой. Это и есть возрожденческий неоплатонизм с его антропоцентризмом. Это и есть гуманизм, обогащенный всей греческой премудростью, классической древностью в ее высших достижениях и образцах.

Христианская  религия обрела свою сущность, она  превратилась в мифологию, художественно  воспроизводимую, как некогда религия  греков — в художественную религию  и мифологию. И в этом человек  ощущал свободу и радость, словно юность вернулась, с восприятием  земной красоты во всех ее проявлениях.

Но эта беззаботность  и приволье человека Возрождения  продлятся недолго, ибо при остроте  восприятия жизни, всех ее благ и радостей, усиливается ощущение ее скоротечности  и смертности человека, с тем приходит углубленный психологизм, с трепетом личных переживаний, глубина личностного самораскрытия. Стихия привольной беззаботности накладывается на трагическое восприятие жизни.

 

11. Этика  Просвещения

В XVIII в. на европейской  арене появился идейное движение, выражавший интересы молодой буржуазии. Сторонники Просвещения верили в счастливое будущее человечества, что наука и технический прогресс обеспечат благоденствие на земле. На таких принципах ведущие мыслители-просветители обосновывали систему этических принципов. В эту когорту принадлежал и французский философ Поль-Анри Гольбах 1723-1789. Он, как и К.-А. Гельвеций, считал себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной качеством человеческой природы. Однако он выступал против крайнего эгоизма, защищал идею согласования личного интереса индивида и интересов общества. По его мнению, социальная среда играет определяющую роль в формировании личности. Человек, по П.-А. Гольбахом, является частью природы, а потому подчиняется ее законам. Он отрицал наличие у человека свободы воли, считая ее поведение обусловленной определенными причинами. Развитие общества Гольбах объяснял деятельностью правительства, выдающихся личностей, развитием образования. Выступал против феодального строя. Мыслителем, представил Просвещение и в каком созрел протест против его идейных основ, ставшего духовным предтечей французской революции, был Ж.-Ж. Руссо. Его этическая концепция основывается на идее равенства людей и свободы личности. Ж.-Ж. Руссо мечтал об обществе, в котором каждый гражданин будет владеть равной долей собственности. Мораль, утверждал Руссо, взаимосвязана с политикой, общественным строем. Так, мечтая о совершенной морали, необходимо выяснить, какой государственный строй будет способствовать формированию доброго, мудрого, образованного народа. По его мнению, с прогрессом культуры упадок нравственности, а разнообразные заблудись заглушают голос природы и разума. Неприемлемым для Руссо был принцип самолюбия. При этом он различал самолюбие и любовь к себе как различные по природе и действию страсти. Любовь к себе, по его мнению, является естественным чувством. А себялюбие — это производное, искусственное явление, возникающее только в обществе, заставляя каждого индивида оказывать себе большее значение, чем всему остальному. Оно побуждает людей поступать друг другу всяческое зло.

 

Критикуя господствующий религиозное мировоззрение, Руссо  находился одновременно под влиянием религии и пантеизма. По его словам, на душу человека влияют климат, время  года, стихии, звуки, цвета, еда, движение и покой, шум и тишина, темнота и свет, учитывая которые, можно управлять своими чувствами.

 

12. Этика  Нового времени

Главной чертой этики Нового времени была попытка  свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую  точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют  наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению неразумного интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.

Говоря об этической  мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий мораль и счастье.

Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.

Этика Канта  и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как  ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.

13. Категорический  императив И.Канта

Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и  на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральному долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность.

 

Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием  морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

 

Кант сформулировал  моральный закон — нравственный императив: поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом. Он выдвинул идею о вечном мире, основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

 

В философии  Канта нравственное слия-ется с идеей  религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории.

 

Отрицание божественного  существования, согласно Канту, — полнейший  абсурд.

 

15. Русская  духовность

Духовность  — отрешенность от низменных, грубо  чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Понятие русской духовности обусловлено естественной и первобытной географией русской души. Большие однообразные равнины, безграничные дали, где безмерная бесконечность, сверхъестественность составляют как бы статья каждодневных переживаний, определяют образ данной души и ее духовный склад. Для русского духа, для русского человека территория заключает значительное значение. Есть нечто мистическое при его отношении к ней. Первобытный дионический элемент в продолжение нем пока не угас. Он вошел и в продолжение русское христианство, придав ему особые черты, которых нет при христианстве византийском. Жажда всеобщего преображения — одна из самых ярких черт русского религиозного духа. Он стремится соединиться с источниками бытия, он ищет преображения жизни, а не создания культурных ценностей и не тех следствий, которые чаще всего считаются необходимыми. Таким образом, русская душа не чувствует себя скованной нормами цивилизации, либо морали, либо науки, перед ней нет ничего, что заслоняло бы реальность Бога. Русский человек самой природой приучен к страданию. Христианство только возвысило данную привычку. Русская духовность веками питалась их идеалом: от их пламени зажигала собственный светоч вся Святая Русь — святая не лишь только в бытность смысле моральной святости, однако святая, отчего, что идеал святости составляет для нее самую высшую из всех вообразимых ценностей.

Информация о работе Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"