Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:30, дипломная работа
Цель дипломной работы - провести анализ денежных потоков предприятия и разработать мероприятия по их оптимизации. В соответствии с поставленной целью, решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления денежными потоками предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести анализ потоков денежных потоков предприятия;
определить пути совершенствования и оптимизации потоков денежных средств на предприятии в современных условиях.
По финансовой деятельности принято отражать притоки и оттоки денежных средств, связанные с использованием внешного финансирования. Сумма ЧДП определяется как разность между суммой финансовых ресурсов, привлеченных из внешних источников, суммой выплаченного основного долга и суммой выплаченных дивидендов собственникам предприятия:
ЧДП ф.д. = Пск + Пдк +Пкк +БЦФ – Вдк – Вкк – Вд, (4)
где Пск – сумма допольнительно привлеченного из внешних источников собственного капитала (денежные поступления от выпуска акций и другихдолевых инструментов, а так же допольнительных вложений собственников);
Пдк – сумма дополнительно привлеченных долгосрочных кредитов;
Пкк - сумма допольнительно привлеченных краткосрочных кредитов;
БЦФ – сумма средств, поступивших в порядке безвозмездного целевого финансирования предприятия;
Вдк – сумма выплат основного долга по долгосрочным кредитам;
Вкк – сумма выплат основного долга по краткосрочным кредитам;
Вд – сумма выплаченных дивидендов акционерам предприятия.
Механизм формирования чистого денежного потока по финансовой деятельности представлен на рисунке 5.
Факторы, способствующие увеличению ЧДП |
Факторы, способствующие уменьшению ЧДП |
Увеличение долгосрочных кредитов и займов |
Уменьшение долгосрочных кредитов и займов |
Увеличение суммы |
Уменьшение суммы |
Увеличение суммы целевого финансирования и поступлений |
Сокращение суммы целевого финансирования и поступлений |
Увеличение суммы полученных дивидендов и % по краткосрочным финансовым вложениям |
Сокращение суммы полученных дивидендов и % по краткосрочным финансовым вложениям |
Увеличение поступлений от эмиссии акций |
Сокращение поступлений от эмиссии акций |
Увеличение суммы прочих поступлений |
Сокращение суммы прочих поступлений |
Сокращение выплат по долгосрочным кредитам и займам |
Увеличение выплат по долгосрочным кредитам и займам |
Сокращение выплат по краткосрочным кредитам и займам |
Увеличение выплат по краткосрочным кредитам и займам |
Сокращение суммы выплаченных дивидендов акционерам предприятия |
Увеличение суммы выплаченных дивидендов акционерам предприятия |
Уменьшение прочих расходов |
Увеличение прочих расходов |
Рисунок 5- Факторы изменения ЧДП от финансовой деятельности.
Результаты расчета суммы ЧДП по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности позволяют определить общий его размер по предприятию:
ЧДПОБЩ = ЧДПо.д. + ЧДПи.д. + ЧДПф.д., (5)
Преимущество косвенного метода при использовании в оперативном управлении денежными потоками состоит в том, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. С его помощью можно выявить наиболее проблемные места в деятельности предприятия (скопления иммобилизованных денежных средств) и разработать пути выхода из критической ситуации.
Недостатками косвенного метода являются:
При проведении аналитической работы оба метода дополняют друг друга.
Таким образом, необходимо анализировать состав и структуру денежных потоков, оценивать объем поступлений и расходований, сопоставлять финансовые результаты с величиной чистого денежного остатка, рассчитывать рентабельность поступивших и израсходованных средств. Только комплексная оценка движения денежных средств позволит оптимизировать их целевой остаток и повысить оборачиваемость. Можно сказать, что основной целью анализа денежных потоков является обеспечение финансового равновесия организации в процессе ее деятельности и развития путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств, а также их синхронизации во времени.
Базой для этого является
обеспечение полного и
РАЗДЕЛ 2. Анализ и оценка управления денежными потоками на предприятии на примере ОАО «Молоко Бурятии»
2.1 Общая характеристика
финансово-хозяйственной
Полное официальное
Местонахождение ОАО МОЛОКО: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Боевая 6.
ОАО МОЛОКО выпускает высококачественную молочную продукцию, из натурального сырья. Комбинат имеет широкий ассортимент товара, продукция выпускается без консервантов.
На предприятии используется
современная упаковка, которая удобна
для транспортировки товара и
хранения. Упаковка красочная, привлекающая
внимание покупателя, с использованием
на ней рекламы (дополнительный заработок).
Продукты этой фирмы можно узнать
по упаковке, каждый продукт имеет
свое название, оно хорошо читаемо
на упаковке. Товары (молоко, сметана, сливки)
выпускаются в крупной и мелкой
упаковке. На упаковке четко указана
дата производства, состав продукта,
его калорийность, четно написано
как правильно открывается
Если говорить о потребительских свойствах товара, то продукция рассчитана на представителей различных слоев общества, пенсионеров, средний класс, обеспеченных людей. Продукция выпускается в крупной и мелкой упаковке.
Товары продаются в фирменных отделах, ларьках от комбината, в магазинах города и районах Бурятии.
У ОАО МОЛОКО существуют свои поставщики сырья, это колхозы районов нашей республики, в зимнее время, когда удои молока снижаются, комбинат закупает сухое молоко.
Что касается реализации продукции,
то она в основном развозится собственными
машинами комбината, продукция реализуется
в фирменных ларьках. Посреднические
услуги предоставляют магазины города,
которые берут продукцию
В настоящее время наиболее рентабельное производство - это производство сметаны, йогурта. Сметана выпускается различной жирности и в упаковках разных по объему. Также выпускается молочная сыворотка, она имеет целебные свойства и кефир Бифидок, он пользуется большим спросом.
Малорентабельное производство
- это производство сливок, они должны
выпускаться в меньшем
Как и у любого предприятия у ОАО МОЛОКО есть свои конкуренты, это молочные комбинаты Красноярского края, Иркутска, а также маслозаводы районов республики. Основными конкурентами на рынке сбыта являются производители из г. Иркутск и г. Ангарск, львиную долю молока занимают компании ООО «Арта» (ТМ Утро, День, Полдень, Вечер и и т.д.), ООО «Милко» Красноярского края (ТМ Селенга, Милко и т.д.), ОАО «Вимм-Билль-Данн» Московской области (ТМ Био-Макс, ТМ Домик в деревне, ТМ Чудо, ТМ Рыжий АП и т.д.). Доля ввозной молочной продукции составляет: масло – около 40%, цельномолочная продукция – 60%, сыр – свыше 70%, йогурт – 98%. Конкурентным преимуществом ввозимой продукции является длительный срок хранения продукции; высокая степень узнаваемости каждого из брэндов; дорогостоящие маркетинговые бюджеты, использующие широкий ряд мер рекламы; большой ассортимент продукции; яркая и красочная упаковка. Продукция ОАО «Молоко Бурятии» в свою очередь также имеет преимущества: молочные продукты являются вкусными, качественными, сделанными из высокоэкологичного сырья, без применения красителей и консервантов (за счет этого очень короткий срок хранения продукции по сравнению с ввозимой); низкая цена; репутация «родного, бурятского» продукта, качество которого подтверждается в течение уже 60 лет.
Рынок сбыта продукции ОАО «Молоко Бурятии»: г. Улан-Удэ и районы Республики Бурятия.
Целевая аудитория: Покупателей продукции можно условно разделить на две большие группы: индивидуальные потребители и организации.
Интенсивный рост - расширение границ своего рынка - выведение своей продукции на рынки других городов. Интеграционный рост, приобретение во владение фирменных магазинов, вот перспективы развития комбината.
2.2. Оценка финансового положения предприятия
Финансовое состояние
предприятия отражает его конкурентоспособность,
платежеспособность, кредитоспособность
в производственной сфере и, следовательно,
эффективность использования
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие основные разделы:
По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей, то есть сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени. В каждом разделе вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последующий период.
Устойчивое финансовое положение
в сою очередь оказывает
Следствием рациональной деятельности предприятия, правильной постановки системы производства, реализации, управления является положительный финансовый результат. Он определяется как разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции. Финансовые результаты являются обобщенными результатами хозяйственной деятельности предприятия и служат основными показателями ее эффективности.
Анализ отчета о прибылях и убытках начинают с общих поступлений; далее рассматривают различные издержки и чистую прибыль (убытки) за данный период. Задача аналитика - проанализировать чистую прибыль или чистый доход, оценить имущество и другие активы, созданные предприятием за данный период. Анализ включает достоверности и качества поступлений, правильность отражения затрат.
Финансовые результаты хозяйственной деятельности ОАО «Молоко Бурятии», согласно требованиям составления, представлены в виде таблицы 2.
Таблица 2- Финансовые результаты деятельности ОАО «Молоко Бурятии»
Наименование показателя |
2009г |
2010г |
2011г |
Выручка, тыс. руб. |
94 695 |
191 423 |
189 047 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
92 065 |
177 042 |
162 951 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
2 955 |
1 574 |
6 824 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
21 049 |
9 523 |
38 766 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
15 242 |
4 536 |
14 665 |
Продолжение Таблицы 2- Финансовые результаты деятельности ОАО «Молоко Бурятии» | |||
Наименование показателя |
2009г |
2010г |
2011г |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
153 |
451 |
20 556 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
232 |
269 |
4 740 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
385 |
182 |
15 816 |
Рентабельность предприятия, % |
3,1 |
0,8 |
3,6 |
Анализируемое предприятие испытывает трудности с прибыльностью, в динамике трех лет предприятием получена значительная прибыль лишь в 2011 г. в размере 6 824 тыс. руб. Рентабельность предприятия была рассчитана по формуле:
РП = прибыль от продаж / выручка (1)
Уровень рентабельности в 2009 и в 2010 году ниже уровня рентабельности 2011 года, что вызвано большими затратами на производство продукции и их реализацию, чем в 2009г и 2011г. Самая низкая рентабельность предприятия в 2010 году.
Предприятие, как
правило, стремится к получению
максимальной прибыли. При прочих равных
условиях наибольшее влияние на максимизацию
прибыли оказывают объем