Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в раскрытии роли частных структур содействия занятости в решении проблем занятости населения определении путей развития системы частных структур содействия занятости в современной России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости населения 4
1.1. Занятость населения как социально-экономическая категория 4
1.2. Роль государства в регулировании занятости населения 17
1.3. Частные структуры содействия занятости населения на современном этапе: сущность, структура, функции, виды. 27
Глава 2. Анализ деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе 44
2.1. Общая характеристика частной структуры содействия занятости ООО «КАУС» 44
2.2. Технология функционирования частной структуры содействия занятости ООО «КАУС» 48
2.3. Актуальные проблемы деятельности частных структур содействия занятости в условиях национальной экономики 54
Глава 3.Основные направления развития системы частных структур содействия занятости в России 61
3.1. Повышение эффективности деятельности частных структур содействия занятости 61
3.2. Развитие услуг по подбору персонала в Интернете 67
Заключение 72
Список используемых источников 75
Сложившиеся тенденции в
экономике обуславливают
Характеризуя состояние
рынка труда на уровне регионов в
современных посткризисных
Современное состояние рынка
труда РФ позволяет констатировать
несоответствие спроса на рабочую силу
ее предложению по различным регионам
РФ, масштабам и своему профессионально-
Проблемы мобильности рабочей силы выходят на первый план в условиях постиндустриальной экономики, в которой решающую роль начинает играть сфера интеллектуальных услуг, теснейшим образом связанная с материальным производством и во многом преобразующая его с помощью информационных технологий. Развитые страны вступили в кризис с рынком труда, существенно отличающимся от того, каким он был четверть века назад. Информационная революция привела к значительному изменению и усложнению структуры экономики. На ведущее место в экономике вышел по существу новый блок наукоемких услуг – информационных, финансовых, научно-технических, без которых невозможно инновационное развитие.
Прирост занятости низкооплачиваемых
работников объясняется некоторым
расширением тех секторов сферы
услуг, которые не требуют высокого
уровня квалификации. Отмеченные выше
тенденции докризисного развития отраслевой
и профессионально-
Что касается специфики российского рынка труда, то можно выделить следующие вопросы, описание которых указывает на проблемы многих социальных и экономических систем.40 Первая проблема состоит в популяризации высшего образования. Обесценивающееся высшее образование перестает играть значимую роль в функционировании рынка труда и карьерном росте работника. Диплом выпускника вуза фактически играет роль «аттестата зрелости», его отсутствие может быть легко покрыто опытом работы или результатами успешно пройденного собеседования. Следствием популяризации образования является истощение слоя «синих воротничков»: большинство молодых людей, получивших образование, не желают работать на производстве, в сфере услуг и т. д. Вследствие этого происходит закономерный сдвиг: работа «белых воротничков» перестает быть интеллектуальной и все больше сводится к выполнению набора стандартных действий; «золотые воротнички» становятся «белыми», что приводит к еще большему падению ценности образования.
Вторая проблема российского
рынка труда связана с общей
нестабильностью социальной и политической
ситуации. Практически ни одна компания
в современных условиях не решается
на планирование даже в среднесрочной
временной перспективе (на 3–5 лет).
Отсутствие таких планов делает бессмысленным
обучение сотрудников и прием
молодых специалистов «впрок». Напротив,
желательно принять на работу таких
людей, которые были бы способны решать
поставленные задачи уже сейчас. Это
легко заметить, проанализировав
требования работодателей к возрасту
и опыту работы сотрудников в
базе вакансий: необходимость решения
насущных задач исключает возможность
приема на работу людей без опыта,
а узкая специализация и
Третья проблема характеризует
наличие «потолка зарплат» на российском
рынке. Вне зависимости от того, какой
квалификацией владеет
Четвертая проблема напрямую
касается трудоустройства – это
слабость карьерных перспектив. Идеальные
условия на рынке труда предполагают
возможность постоянного и
Можно сделать вывод, что
рынок труда «кризисного
Российская экономика не стабильна и главным условием экономического роста является не военная сила государства, не запасы природных ресурсов, не технологии и даже не численность населения, а наличие в стране эффективной рабочей силы. В настоящее время для России наиболее эффективным и одним из возможных способом выхода из структурного кризиса является развитие кадровых ресурсов. Ни ВПК, ни АПК и финансовые заимствования, а также развитие высоких технологий неэффективны, если не они не будут обеспечены соответствующим кадровым потенциалом.
В общей сложности в России сейчас насчитывается свыше 500 агентств, из которых порядка 300 действуют в Москве и около 100 - в Санкт-Петербурге. В целом по стране наблюдается следующая пропорция: в крупных промышленных центрах на каждый миллион жителей приходится 20-25 кадровых агентств. Оборот рынка кадровых услуг на середину 2011 г. оценивается в 30 млн.долларов США. Доля вакансий, заполняемых с помощью рекрутеров на российском рынке труда, оценивается специалистами АКПП в пределах 10-12%.41
К характерным чертам российского рынка частных структур содействия занятости услуг можно отнести, на сегодняшний день, следующее:
- рынок услуг по подбору персонала географически распространяется от Владивостока до Смоленска, что свидетельствует о востребованности данного комплекса услуг;
- наблюдается неуклонная тенденция к росту числа региональных заказов на подбор персонала;
- значительно повышается качество работы региональных услуг, что объясняется активизацией контактов и развитием взаимоотношений с московскими агентствами, ростом числа заказов со стороны местных клиентов, а также постоянными программами обучения персонала рекрутерских компаний;
- рекрутерские компании стали развивать и продвигать на рынок другие виды услуг, что вызвано стремлением диверсифицировать бизнес, снизить риски. Дополнительные услуги оказываются в области управленческого, обучения персонала, а также управления человеческими ресурсами;
- стоимость услуг по подбору и отбору персонала варьируется от одного (8% от годового дохода подобранного специалиста) до пяти (40%) месячных окладов подбираемого специалиста;42
- единой методики ценообразования нет, как правило, цена услуги устанавливается самостоятельно каждой отдельной компанией, и ее сумма зависит от издержек компании, имиджа и репутации агентства, сложности заказа, стоимости привлечения экспертов и т.д.;
- конкуренция наблюдается на отдельных секторах рынка, как правило, при работе с крупными российскими и западными компаниями.
В целом рынок рекрутмента экстенсивен по характеру, как с точки зрения существования наличия большого числа потенциальных клиентов, так и с точки зрения появления новых провайдеров рекрутерских услуг. Учитывая это, наиболее значимыми шагами в развитии услуг по подбору и отбору персонала являются: повышение информированности рынка о данной услуге, цивилизованности и технологичности предоставления услуг, развитие взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти (оказание поддержки со стороны властных структур); формирование института подготовки профессиональных кадров для отрасли.
Исследование истории становления и развития рекрутмента в России показывает, что западные технологии и механизм оказания услуг по подбору и отбору не смог прижиться в чистом виде, а отдельные элементы подтвердили свою несостоятельность. Наиболее распространенными недостатками, которые пришлось преодолевать российским рекрутерам за период своего развития можно классифицировать следующим способом:
1. изменение отношений
с кандидатами. Вследствие
2. изменение целей рекрутмента. Другой, способ ухода от столкновения с противоречием - это замена (подмена) предмета договора на оказание услуг по подбору и отбору. Традиционно, предметом договора является оказание услуги по поиску и отбору кандидатов на определенную должность в соответствии с требованиям описания позиции. Подмена же предмета договора происходит при декларировании оказании услуг по предоставлению информации друг о друге кандидату и работодателю. Поэтому пути идут агентства по трудоустройству и частные биржи труда. Их услуги заключаются в занесении информации о кандидате в базу данных и возможности работодателю просмотреть данную информационную базу. Плата, соответственно берется и с кандидата, и с работодателя. Но вопрос коммерческой «выживаемости» при честном порядочном ведении бизнеса и предоставления услуг встает под вопросом.