Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 08:24, курсовая работа
Цель дипломного исследования - бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит финансового состояния организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии и составления отчетности;
рассмотреть деятельность предприятия, организационную структуру,
бухгалтерский учет важнейших хозяйственных операций и бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
Введение
. Бухгалтерский учет, аудит и анализ финансового состояния и их место в системе управления организацией
.1 Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.2 Бухгалтерская отчетность организации как завершающий этап учетной работы
1.3 Аудит финансовой отчетности организации: сущность, цели, задач, основные направления
.4 Понятие, значение, задачи и обзор методик анализа финансового состояния организации в современных условиях хозяйствования
2. Организация бухгалтерского учета и аудита на примере МУП «Тепловые сети»
.1 Общая характеристика организации, направления деятельности
.2 Организация и ведение бухгалтерского учета
.3 Порядок проведения аудита финансовой отчётности
.4 Предложения по совершенствованию ведения бухгалтерского учета и составлению отчетности
. Анализ финансового состояния МУП «Тепловые сети»
.1 Анализ состава, структуры имущества и капитала, финансовой устойчивости предприятия
.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
.3 Рейтинговая оценка финансового состояния
.4 Предложения по укреплению финансового состояния
Заключение
Список использованных источников
Достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Данные (информация), включенные в бухгалтерскую отчетность, должны отвечать требованию существенности. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов.
Для этого по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.
Помимо указанных выше требований при составлении отчетности должны соблюдаться следующие требования к ее оформлению:
бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке;
бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ;
бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации;
в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок;
незаполненные статьи (строки, графы), предусмотренные в образцах форм, прочеркиваются при отсутствии у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций;
данные представляемой бухгалтерской отчетности должны приводиться в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств, разрешается приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков;
если в соответствии с нормативными документами по учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр) или имеет отрицательное значение, то в отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.
Предприятие в ходе своей деятельности осуществляет множество хозяйственных операций, которые находят свое обобщенное отражение в отчетности организации. Таким образом, составление бухгалтерской отчетности организации является завершающим этапом учетной работы, обобщением операций, раскрытием активов и источников формирования и движения средств предприятия, отражением финансового результата.
.3 Аудит финансовой отчетности организации: сущность, цели, задач, основные направления
Аудит − это независимая проверка бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности. Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, приведен в статье 5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5]: открытые акционерные общества, кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, многие виды фондов. Кроме того, организация должна заказать аудит, если выручка от продаж по данным отчета о прибылях и убытках за период, предшествовавший отчетному, превысила 50 млн. руб. либо если валюта баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 20 млн. руб.
Годовая бухгалтерская отчетность компании, подлежащей обязательному аудиту, должна состоять как минимум из шести документов: бухгалтерских форм (с первой по пятую) и пояснительной записки. Таково требование пункта 3 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [6].
Обычно организации в первую очередь стремятся избегать налоговых нарушений и не уделяют должного внимания соблюдению правил бухучета. Неприменение норм бухгалтерского законодательства порой приводит к существенным ошибкам, влияющим на достоверность бухгалтерской отчетности.
Иногда стоимость активов и финансовых результатов неправомерно завышается в целях улучшения экономических показателей. В результате пользователи такой отчетности (в том числе собственники, потенциальные инвесторы и др. пользователи отчетности) получают искаженную, неадекватную информацию о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Поэтому для многих компаний обязательное проведение аудита установлено законодательно. В других случаях аудиторская проверка заказывается по инициативе собственников или руководства организации.
Как правило, ответственным за выбор аудитора является главный бухгалтер организации. В ходе аудита глава бухгалтерии дает комментарии на запросы проверяющих, предоставляет первичные документы и регистры бухгалтерского учета, при необходимости организует взаимодействие аудиторов c другими отделами организации, готовит возражения к аудиторскому отчету. Поэтому главному бухгалтеру требуется знание законодательства об аудите и прежде всего Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5].
Прежде чем приступить к проверке годовой отчётности, необходимо проверить данные, полученные при проведении инвентаризации соответствующих статей баланса: незавершённого производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчётов.
Следовательно, каждая статья баланса на конец отчётного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведённой инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учёта, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учётных регистрах до представления годового отчёта. Суммы статей баланса по расчётам с финансовыми, налоговыми органами должны быть с ними согласованы и тождественны. Расхождения по этим счетам не допускаются.
При проведении проверки отчётности аудитору необходимо учесть, что сводную бухгалтерскую отчётность предприятию рекомендуется составлять по основным видам деятельности:
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ, имеют право расширять приведённый перечень видов деятельности, по которым составляется и представляется сводная бухгалтерская отчётность.
Необходимо отметить, что при проверке годовой отчётности аудитор также проверяет и квартальную отчётность. При этом нельзя забывать, что состав и содержание квартальной отчётности может отличаться от состава и содержания годовой отчётности. Поэтому в процессе работы аудитор должен пользоваться инструкциями по заполнению форм годовой и квартальной отчётности.
Входящие остатки в бухгалтерской отчетности должны соответствовать исходящим остаткам отчетности предыдущего года. За исключением случаев, когда корректировка остатков на начало года предусмотрена законодательством (например, при переоценке основных средств, отражении последствий изменения учетной политики).
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером компании или руководителем специализированной организации, ведущей бухучет. Основание − пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4].
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Рассмотрим наиболее часто выявляемые в ходе аудита нарушения бухгалтерского законодательства и других нормативных актов.
Распространённая ошибка - не соблюдены правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
В бухгалтерской отчетности информация о наличии и движении имущества, обязательств и финансовых результатов представляется в соответствии c правилами законодательства о бухгалтерском учете. Должны соблюдаться требования Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н [9], остальных положений по бухгалтерскому учету, других нормативных актов и методических указаний.
Перечень нарушений правил составления и представления отчетности приведен в таблице Приложения В.
Обратите внимание: в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта вся информация, предусмотренная законодательством. Одно из распространенных нарушений − отсутствие информации о ценностях, подлежащих отражению на забалансовых счетах. Это сведения об арендованном имуществе, о движении давальческого сырья, наличии обеспечений выданных и полученных обязательств и др. Без них бухгалтерская отчетность не даст полного представления о финансовом положении организации.
Часто в отчетности не раскрываются сведения о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01), событиях после отчетной даты (ПБУ 7/98), связанных сторонах (ПБУ 11/08), информация не разделяется по прочим и географическим сегментам (ПБУ 12/10), в бухгалтерском учете не формируются постоянные и временные разницы (ПБУ 18/02). Не применять нормы перечисленных положений по бухгалтерскому учету вправе только субъекты малого предпринимательства.
Нередко в процессе проверки выясняется, что бухгалтер ошибочно причисляет собственную организацию к малым предприятиям, считая, что для этого достаточно не превышать лимит выручки и средней численности работников. Однако есть еще условия, перечисленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Следующая типичная ошибка: некорректно составлена или не выполняется учетная политика.
Перед приходом аудитора бухгалтеру нужно еще раз перечитать учетную политику. Проверить, все ли положения соответствуют действующим нормам бухгалтерского законодательства, все ли нормы фактически применяются на практике.
Напомним, если способ учета каких-либо операций законодательно не утвержден, организации следует разработать собственный обоснованный метод и прописать его в учетной политике. Если нормативные акты предусматривают несколько вариантов учета одних и тех же операций, в учетной политике должен быть утвержден один из них (п. 7 ПБУ 1/08). Например, способ начисления амортизации, метод оценки материальных запасов и финансовых вложений при списании.
Следующая типичная ошибки - не всегда в учетной политике прописывают следующие положения:
− порядок списания расходов будущих периодов (равномерно, пропорционально объему продукции или другим способом);
− критерии отнесения затрат к расходам основного или вспомогательного производства, общепроизводственным расходам;
− порядок оценки себестоимости продукции, работ, услуг, а также незавершенного производства;
− способ списания коммерческих и управленческих расходов (признание полностью в себестоимости продаж отчетного периода или распределение между остатком товаров или незавершенным производством);
− способ определения текущего налога на прибыль (на основе налоговой декларации или по данным бухгалтерского учета).
Необходимо зафиксировать все способы учета, которые организация использует в качестве альтернативы основным правилам, то есть, будет ли она:
− создавать резервы сомнительных долгов и предстоящих расходов;
Информация о работе Анализ финансового состояния МУП «Тепловые сети»