Анализ хозяйственно-производственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии решений по обеспечению эффективности работы. Результаты производственной, коммерческой и финансовой деятельности зависят от разнообразных групп факторов, находящейся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МАТРИЧНОЙ МОДЕЛИ………………………………………………………5
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ….….14
3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТРУДУ……………….…….…………..24
4. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…….....………..………32
5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…..…..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк. анализу.docx

— 258.50 Кб (Скачать файл)

C = 180*2,8 = 504 тыс.руб.

Д = 1001*3 = 3003 тыс.руб.

∑ aпл цпл = 5000 тыс.руб.

IV квартал (факт)

A = 190*2,6 = 494 тыс.руб.

Б = 140*4,1 = 574 тыс.руб.

C = 190*3,2 = 608 тыс.руб.

Д = 810*2,7 =2187 тыс.руб.

∑ aф цф = 3863 тыс.руб.,

где   aб, aпл, aф - объемы реализации продукции по видам в натуральных единицах в I квартале, IV квартале (план), IV квартале (факт) соответственно; цб, цпл, цф, - цена единицы продукции по видам в тыс. руб. в I квартале, IV квартале (план), IV квартале (факт) соответственно.

Объем реализации в ценах, принятых в плане:

I квартал

А = 230*4,1 = 943 тыс.руб.

Б = 190*4 = 760 тыс.руб.

С = 210*2,8 = 488 тыс.руб.

Д = 670*3 = 2010 тыс.руб

∑ aб цпл =4301 тыс.руб.

IV квартал (план)

А = 130*4,1 = 533 тыс.руб.

Б = 240*4 = 960 тыс.руб.

С = 180*2,8 = 504 тыс.руб.

Д = 1001*3 = 3003 тыс.руб.

∑ aпл цпл = 5000 тыс.руб.

IV квартал (факт)

А=190*4,1 = 779 тыс.руб.

Б=140*4= 560 тыс.руб.

С=190*2,8 = 532 тыс.руб.

Д=810*3 =2430 тыс.руб.

∑ aф цпл = 4301 тыс.руб.

 

Расчет влияния факторов на объем реализации продукции производится с использованием метода цепных подстановок.

1. Влияние на объем реализации изменения действующих цен по сравнению с плановыми:

∑ aф цф - ∑ aф цпл = 3863 – 4301 =  –438

2. Влияние на объем  реализации изменения объема  продаж:

∑ aф цпл - ∑ aпл цпл = 4301 – 5000 =  – 699

3. Общее изменение фактического  объема реализации по сравнению  с плановым:

∑ aф цф - ∑ aпл цпл = 3863  – 5000  = –1137

Проверим расчеты:

–1137 = –438 + (– 699)

–1137 =  –1137

 Общее изменение объема реализации по сравнению с плановым равно сумме влияния обоих факторов – измерения цен и объема продаж, следовательно, расчеты проведены верно.

 Помимо определения абсолютного влияния факторов следует определить их относительное влияние на изменение объема реализации продукции с использованием агрегатных индексов.

1. Влияние на объем  реализации изменения действующих  цен по сравнению с плановыми:

Jц=∑ аф цф / ∑ аф цпл = 3863/4301 = 0,898 = 89,8%

2. Влияние на объем  реализации изменения объема  продаж:

Jа=∑ аф цпл / ∑ апл цпл = 4301/5000 = 0,86 = 86%

         3. Общее изменение фактического объема реализации по сравнению с плановым:

Jац=∑ аф цф / ∑ апл цпл = 3863/5000 = 0,772 = 77,2%

Проверим расчеты:

Jац = Jц * Jа

0,772 = 0,898 * 0,86

0,772 = 0,772

          Общее относительное изменение фактического объема реализации по сравнению с плановым равно произведению влияния обоих факторов - измерения цен и объема продаж, следовательно, расчеты проведены верно.

Для оценки динамики реализации продукции следуем выносить следующие расчеты:

1. Динамика реализации  продукции в действующих ценах:

∑ аф цф - ∑ аб цб = 3863 – 3972 = - 109 (97,3%)

2. Динамика реализации  продукции в сопоставимых плановых  ценах:

∑ аф цпл - ∑ аб цпл = 4301 – 4301 = 0

 

Вывод:

Проведя анализ изменения объема реализации в действующих ценах и в ценах, принятых в плане можно сделать вывод о том, что объем реализации в действующих ценах в IV квартале уменьшился на 109 тыс.руб. по сравнению с I кварталом, а объем реализации в ценах, принятых в плане не изменились. Данному изменению способствовало влияние на объем реализации изменения действующих цен по сравнению с плановыми, а также влияние на объем реализации изменения объема продаж, которые составили соответственно 438 тыс.р. или 89,8% и 699 тыс.р. или 86 %. Общее изменение фактического объема реализации по сравнению с плановым составило 1137 тыс.р. или 77,2%. На изменение объема реализации могут оказывать влияние следующие факторы: отгрузка продукции, остатки товаров отгруженных, остатки готовой продукции на складе и др.  Проводя анализ динамики реализации продукции можно отметить, что он очень важен для выявления тенденций в развитии объема выпуска и реализации продукции. Динамика реализации продукции в действующих ценах и в сопоставимых плановых ценах равна соответственно 97,3% и 0%.

Недовыполнение плана для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. остатки готовой продукции на складе и др.

 

 

 Задание 2.3.

Оценить выполнение договорных поставок продукции за I квартал года.

 

Таблица 2.3 - Оценка выполнения плана поставок

Период

Объем

отгруженной

продукции,

тыс. руб.

Принято в зачет

поставок по договорам, тыс. руб.

Отклонение зачтенных поставок

от общего объема поставок

от объема поставок по договорам

общий

в т.ч. по договорам

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Январь

 

1980

 

1950

 

1900

- 80

95,96

- 50

97,4

Февраль

2020

2000

2000

- 20

99,01

0

100

Январь

+

Февраль

4000

3950

3900

- 100

97,5

- 50

98,7

Март

1200

1100

980

- 220

81,6

- 120

89,1

Январь

+

Февраль

+

Март

5200

5050

4880

- 320

93,8

- 170

96,6

Итого

             

 

 

Вывод:

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Проводя оценку выполнения договорных поставок  за январь, февраль и март можно отметить недовыполнения плана по общему объему поставок и по договорам в январе и в марте. В феврале план поставок выполнен полностью. Анализируя  выполнение договорных поставок в целом за квартал, можно также заметить недовыполнение плана по общему объему поставок и по договорам соответственно на 6,2% и 3,4%.

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. В процессе анализа определяются выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, выявляются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.

 

Задание 2.4.

Выполнить анализ остатков нереализованной продукции в динамике.

 

Таблица 2.4 - Остатки нереализованной продукции

Показатели

IV квартал

На начало

На конец

Изменение за квартал

1

2

3

4

Остатки нереализованной продукции, тыс. руб.

1650

1980

330

в том числе:

     

Готовая продукция на складе

660

970

 

310

Товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, тыс. руб.

510

620

110

Товары, отгруженные по расчетным документам, не сданным на инкассо тыс. руб.

60

100

40

Товары отгруженные, но не оплаченные в срок тыс. руб.

400

290

- 110

Товары, отгруженные на ответственном хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта тыс. руб.

80

   

 

 

Вывод:

После анализа данных, приведенных по остаткам нереализованной продукции, можно сделать вывод о том, что остатки нереализованной продукции на начало IV квартала не совпадают с остатками на конец IV квартала. Увеличение остатков нереализованной продукции увеличило объем реализации продукции, что положительно характеризует работу организации. Такому увеличению объема реализации, способствовало увеличение следующих показателей: товары отгруженные, срок оплаты которых  не наступил (110 тыс.р.), товары, отгруженные по расчетным документам, не сданным на инкассо (40 тыс.р.) и уменьшение показателя  «Товары отгруженные, но не оплаченные в срок» (1100 тыс.р.). В процессе анализа влияния изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции выясняется, какие меры были приняты организацией в целях сокращения остатков готовой продукции до установленных нормативов, ускорения отгрузки и расчетов по отгруженной продукции. На величину запасов готовой продукции на складах оказывают влияние следующие факторы:

- неравномерность выпуска продукции;

- наличие продукции, пользующейся  ограниченным спросом;

- транспортные затруднения;

- отсутствие необходимой тары;

- прекращение отпуска продукции  отдельным неплательщикам;

- другие причины.

При проведении анализа в самой организации рекомендуется по данным складского учета обратить особое внимание на те виды готовой продукции, которые лежат на складе длительное время, и выяснить причины задержки реализации.

 

 

 

Задание 2.5.

Выполнить анализ структурного состава продукции. Определить влияние структурных сдвигов на объем производства

 

Таблица 2.5-Влияние структурных сдвигов на объем производства

Вид продукции

Выпуск, тыс. руб.

Структура, %

Фактический выпуск при плановой структуре

Зачтено в выполнение плана по структуре

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

А

1170

1210

22,76

20,83

1323

1210

Б

1910

1230

37,16

21,17

2159

1230

С

2050

2310

39,88

39,76

2317

2310

Д

10

1060

0,19

18,24

11

11

Итого:

5140

5810

100

100

5810

4761


 

 

       Процент выполнения плана по структуре равен 81,95%

Влияние структурных сдвигов на выпуск равна 1049 тыс.руб.

Вывод:

         Увеличение  размера производства (реализации) по одним видам и сокращение  по иным видам продукции приводит  к изменению её структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске.

Выполнить план по структуре — означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных её видов. В рассматриваемой ситуации можно сказать о том, что план по структуре недовыполнен на 18,05% (100%-81,95%). Причиной недовыполнения плана стало фактическое снижение выпуска продукции практически по всем её видам.      Если возрастает удельный вес более дорогой продукции, то размер её выпуска в стоимостном выражении растет, и напротив. Так как фактический выпуск всех видов продукции превысил плановые показатели, можно отметить положительную тенденцию структурных сдвигов при выпуске продукции.

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТРУДУ

 

Задание 3.1

Оценить структуру численности работников предприятия и изменение численности и ее структуры в IV квартале по сравнению с планом и I кварталом. Рассчитать и оценить относительную экономию (дополнительное привлечение ) фактической численности в IV квартале по сравнению с планом и I кварталом

 

Таблица 3.1 Показатели  численности работников

Показатель

I квартал

IV квартал

Изменение в IV квартале

чел.

структура, %

план

факт

абсолютное

относительное

чел.

структура, %

чел.

структура, %

к I кв.

к плану

к I кв.

к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Среднесписочная численность, всего

1530

100

1570

100

1820

100

290

250

84,07

86,26

В т.ч. рабочих

610

39,87

590

37,58

760

41,76

150

170

80,26

74,68

Информация о работе Анализ хозяйственно-производственной деятельности предприятия