Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение системы управления собственным капиталом организации и разработка направлений его эффективного использования.
Основными задачами работы являются:
определить понятие и сущность собственного капитала, его виды;
изложить принципы формирования собственного капитала;
сформулировать основные методы управления собственным капиталом предприятия;
провести анализ системы управления собственным капиталом на примере ОАО «Завод Железобетон»;
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом предприятия 5
1.1 Сущность, структура и методы формирования собственного капитала 5
1.2 Современные методы оценки стоимости собственного капитала 17
1.3 Особенности дивидендной и эмиссионной политики на предприятии 24
Глава 2. Анализ эффективности управления собственным капиталом ОАО «Завод Железобетон» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Завод Железобетон» 32
2.2 Анализ структуры собственного капитала на предприятии 42
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии 52
Глава 3. Пути повышения эффективности использования собственного капитала 61
3.1 Совершенствование системы управления собственным капиталом 61
3.2 Финансовые механизмы управления формирование операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия 67
3.3 Основные направления оптимизации собственного капитала 78
Заключение 85
Список использованных источников 90
1. Провести анализ пассива.
Управление собственным
2. Расчет показателей
рентабельности собственного
3. Провести оценку финансовой
устойчивости. Важным показателем,
который характеризует
абсолютная финансовая устойчивость;
нормальная финансовая устойчивость;
неустойчивое финансовое состояние;
кризисное финансовое состояние.
4. Провести увязку активов
и пассивов бухгалтерского
5. Произвести расчет
собственный капитал инвестируется на долгосрочной основе и поэтому подвергается наибольшему риску;
разработка и выбор
оптимальных вариантов
проблема соизмерения
затрат и результатов при реализации
различных проектов и выбор лучшего
для рационального
Основная цель финансовой
работы, проводимой на предприятии, –
повысить эффективность управления.
Выбор лучшего варианта управленческого
решения является заключительной стадией
процесса управления собственного капитала.
От того, насколько правильно он
будет сделан, зависит эффективность
принятого управленческого
3.2 Финансовые
механизмы управления
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);
прибыли от реализации имущества;
прибыли от внереализационных операций.
Среди этих видов главная
роль принадлежит операционной прибыли,
на долю которой приходится в настоящее
время 90-95% общей суммы балансовой
прибыли. На многих предприятиях она
является единственным источником формирования
балансовой прибыли. Поэтому управление
формированием прибыли
Операционный анализ часто
используют при планировании хозяйственной
деятельности. Если определен объем
продаж, то на его основе можно рассчитать
величину расходов и продажную цену,
чтобы предприятие могло
Важное значение имеет прогнозирование финансовых результатов на основе операционного анализа и классификации затрат предприятия на переменные и постоянные. Переменные расходы изменяются прямо пропорционально росту или снижению объемов продукции и товаров, а постоянные расходы не зависят от объема продукции и товаров и изменяются практически только под влиянием внешних и внутренних факторов финансово-хозяйственной деятельности.
При составлении прогноза
финансовых результатов целесообразно
классифицировать затраты не только
по функциональному признаку, но и
составить прогноз по маржинальной
прибыли. Подход, основанный на маржинальной
прибыли дает полезную информацию для
планирования и принятия решений. Маржинальный
доход – это разница между
выручкой и всеми переменными
расходами, включая производственные
и административные. В отличие
от него валовая маржа или валовая
прибыль исчисляются как
Прогноз прибыли отражает
производственную деятельность предприятия.
Его составление следует
Рис.7. Схема формирования прибыли и маржинального дохода
Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Важнейшей задачей каждого предприятия является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий.
Производственная деятельность
предприятия сопровождается расходами
различного вида и относительной
значимости. В учете возможны два
варианта учета затрат и калькулирования
себестоимости. Первый, традиционный вариант
учета затрат для отечественной
практики, предусматривает исчисление
себестоимости продукции путем
группировки расходов на прямые и
косвенные. Второй вариант, широко используемый
в экономически развитых странах, предполагает
иную группировку затрат – на переменные
и постоянные по видам изделия. Основное
значение такой системы учета
заключается в высокой степени
интеграции учета, анализа и принятия
управленческих решений, что в итоге
позволяет гибко и оперативно
принимать решения по нормализации
финансового состояния
S = VC + FC + GL, (8)
где S – реализация в стоимостном выражении (выручка);
VC – переменные расходы;
FC – условно-постоянные расходы;
GL – валовой доход.
Поскольку в основу операционного анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем следующее:
VC = k + s, (9)
где k – коэффициент
Используя формулу базовой модели, а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:
S = k х S + FC, (10)
Поскольку S в этой формуле
характеризует критический
Sm = FC / (1 – k), (11)
Формулу можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого вводятся дополнительные обозначения:
Q – объем реализации в натуральном выражении;
P – цена единицы продукции;
V – переменные расходы на единицу продукции;
Qc – критический объем продаж в натуральных единицах.
Преобразуя формулу базовой модели операционного анализа, имеем:
Qc = FC / P – V, (12)
Знаменатель в рассмотренной
формуле представляет собой удельный
маржинальный доход. Таким образом,
экономический смысл
Очевидно, что формула критического объема продаж может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).
Qi = (FC + GI ) / (P – V), (13)
Маржинальный доход
Dm = GL + FC или Dm = S – VC, (14)
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу маржинального дохода следующим образом:
GI = Dm – FC, (15)
Выведенная формула прибыли
используется именно тогда, когда приходится
считать общую прибыль от продаж
при реализации предприятием нескольких
видов продукции. если известны удельные
веса маржинального дохода в выручке
по каждому виду продукции в общей
сумме выручки от продаж, то тогда
Dy для общей суммы выручки
В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:
Dm = Q х Dc, (16)
где Dc – ставка маржинального дохода в цене единицы продукции.
Поэтому формулу прибыли можно записать следующим образом:
GI = Q х Dc – FC, (17)
Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:
количества и структуры проданного;
уровня цен по изделиям;
уровня условно-постоянных расходов.
Основные взаимосвязи
показателей операционного
Рис.8. Взаимосвязь показателей операционного анализа
Процесс управления, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, то есть некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей отчета о прибылях и убытках:
производственный леверидж;
финансовый леверидж;
производственно-финансовый леверидж.
Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять. Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы; структура источников средств.
Первый момент находит
отражение в структуре основных
и оборотных средств. Основными
элементами себестоимости продукции
являются постоянные и переменные расходы,
причем соотношение между ними может
быть различным и определяется технологической
политикой предприятия. Изменение
структуры себестоимости может
существенно повлиять на величину прибыли.
Инвестирование в основные средства
сопровождается увеличением постоянных
и уменьшением переменных расходов.
Однако зависимость носит нелинейный
характер, поэтому найти оптимальное
соотношение переменных и постоянных
расходов нелегко. Эта взаимосвязь
и характеризуется категорией производственного
левериджа, который отражает потенциальную
возможность влиять на валовой доход
путем изменения структуры
Уровень производственного левериджа (Упл) измеряют показателем:
Упл = TGI / TQ, (18)
где TGI – темп изменения валового дохода, %
TQ – темп изменения
объема реализации в
Формулу производственного левериджа можно привести к более простому виду. Для этого используем иное представление формулы базовой модели:
P х Q = V х Q + FC + GI или c х Q = FC + GI. (18)
Экономический смысл производственного
левериджа прост – он показывает
степень чувствительности валового
дохода к изменению объема реализации.
Для предприятия с высоким
уровнем левериджа
Информация о работе Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала