Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение системы управления собственным капиталом организации и разработка направлений его эффективного использования.
Основными задачами работы являются:
определить понятие и сущность собственного капитала, его виды;
изложить принципы формирования собственного капитала;
сформулировать основные методы управления собственным капиталом предприятия;
провести анализ системы управления собственным капиталом на примере ОАО «Завод Железобетон»;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом предприятия 5
1.1 Сущность, структура и методы формирования собственного капитала 5
1.2 Современные методы оценки стоимости собственного капитала 17
1.3 Особенности дивидендной и эмиссионной политики на предприятии 24
Глава 2. Анализ эффективности управления собственным капиталом ОАО «Завод Железобетон» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Завод Железобетон» 32
2.2 Анализ структуры собственного капитала на предприятии 42
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии 52
Глава 3. Пути повышения эффективности использования собственного капитала 61
3.1 Совершенствование системы управления собственным капиталом 61
3.2 Финансовые механизмы управления формирование операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия 67
3.3 Основные направления оптимизации собственного капитала 78
Заключение 85
Список использованных источников 90

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 455.61 Кб (Скачать файл)

1. Провести анализ пассива.  Управление собственным капиталом  целесообразно начать с оценки  его структуры и состава по  данным баланса, при этом необходимо  учитывать особенности каждой  его составляющей.

2. Расчет показателей  рентабельности собственного капитала, определение доходности деятельности. Исчисляются отношением прибыли  к используемым источникам средств.  Различные модели управления  и оценки использования собственного  капитала позволяет финансовому  аналитику сделать обоснованный  вывод о том, что дальнейший  поиск новых показателей анализ  пассивного капитала необходим,  а возможности – неисчерпаемы.

3. Провести оценку финансовой  устойчивости. Важным показателем,  который характеризует финансовое  состояние предприятия и его  устойчивость, является обеспеченность  запасов, то есть материальных  оборотных активов источниками  финансирования. Излишек или недостаток  плановых источников средств  является одним из критериев  оценки финансовой устойчивости  предприятия, в соответствии с  которым выделяют четыре типа  финансовой устойчивости:

абсолютная финансовая устойчивость;

нормальная финансовая устойчивость;

неустойчивое финансовое состояние;

кризисное финансовое состояние.

4. Провести увязку активов  и пассивов бухгалтерского баланса.  Данный анализ позволяет оценить  финансовое состояние предприятия,  из которого видно, какова доля  средств предприятия и доля  источников их образования.

5. Произвести расчет теоретической  величины собственного капитала. Данный расчет полезен в оценке  финансовой устойчивости, производимой  как самим предприятием, так и  его деловыми партнерами. При  этом существуют некоторые проблемы  в анализе использования собственных  средств:

собственный капитал инвестируется  на долгосрочной основе и поэтому  подвергается наибольшему риску;

разработка и выбор  оптимальных вариантов источников финансирования деятельности хозяйствующих  субъектов;

проблема соизмерения  затрат и результатов при реализации различных проектов и выбор лучшего  для рационального использования  инвестиций.

Основная цель финансовой работы, проводимой на предприятии, –  повысить эффективность управления. Выбор лучшего варианта управленческого  решения является заключительной стадией  процесса управления собственного капитала. От того, насколько правильно он будет сделан, зависит эффективность  принятого управленческого решения. Таким образом, различные принципы и методы управления способствуют усилению творческого момента в принятии управленческого решения, являясь  надежным орудием, уравновешивающим излишний оптимизм, недооценку ситуации, перестраховку  и боязнь риска, а оптимизация  структуры капитала будет способствовать росту рыночной стоимости самого предприятия в перспективе развития.

3.2 Финансовые  механизмы управления формирование  операционной прибыли, как фактор  роста собственного капитала  предприятия

Основу формирования собственных  внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая  характеризует один из важнейших  результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой  сумму следующих видов прибыли  предприятия:

прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

прибыли от реализации имущества;

прибыли от внереализационных  операций.

Среди этих видов главная  роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее  время 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она  является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия  рассматривается обычно как процесс  формирования операционной прибыли (прибыли  от реализации продукции).

Операционный анализ часто  используют при планировании хозяйственной  деятельности. Если определен объем  продаж, то на его основе можно рассчитать величину расходов и продажную цену, чтобы предприятие могло получить определенную прибыль. При помощи данных анализа легко просчитать различные  варианты производственной программы, когда изменяются текущие расходы, цены на продукцию или материалы, структура коммерческой деятельности, то есть оценить изменение параметров хозяйственного процесса.

Важное значение имеет  прогнозирование финансовых результатов  на основе операционного анализа  и классификации затрат предприятия  на переменные и постоянные. Переменные расходы изменяются прямо пропорционально  росту или снижению объемов продукции  и товаров, а постоянные расходы  не зависят от объема продукции и  товаров и изменяются практически  только под влиянием внешних и  внутренних факторов финансово-хозяйственной  деятельности.

При составлении прогноза финансовых результатов целесообразно  классифицировать затраты не только по функциональному признаку, но и  составить прогноз по маржинальной прибыли. Подход, основанный на маржинальной прибыли дает полезную информацию для  планирования и принятия решений. Маржинальный доход – это разница между  выручкой и всеми переменными  расходами, включая производственные и административные. В отличие  от него валовая маржа или валовая  прибыль исчисляются как разница  между выручкой и производственной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, включая постоянные косвенные  производственные расходы [26, с.252].

Прогноз прибыли отражает производственную деятельность предприятия. Его составление следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно  получить из раздела бизнес плана  по планируемому объему продаж.

 

Рис.7. Схема формирования прибыли и маржинального дохода

Этот прогноз призван  дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Важнейшей задачей каждого  предприятия является получение  большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств  и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших  качественных показателей деятельности предприятий.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами  различного вида и относительной  значимости. В учете возможны два  варианта учета затрат и калькулирования  себестоимости. Первый, традиционный вариант  учета затрат для отечественной  практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем  группировки расходов на прямые и  косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета  заключается в высокой степени  интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге  позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия  и увеличения его доходности. Аналитическое  представление рассматриваемой  модели основывается на следующей базовой  формуле [12, c.181]:

S = VC + FC + GL, (8)

где S – реализация в стоимостном  выражении (выручка);

VC – переменные расходы;

FC – условно-постоянные  расходы;

GL – валовой доход.

Поскольку в основу операционного  анализа заложен принцип прямо  пропорциональной зависимости показателей, имеем следующее:

VC = k + s, (9)

где k – коэффициент пропорциональности.

Используя формулу базовой  модели, а также условие, что критическим  считается объем реализации, при  котором валовой доход равен  нулю, имеем:

S = k х S + FC, (10)

Поскольку S в этой формуле  характеризует критический объем  реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

Sm = FC / (1 – k), (11)

Формулу можно представить  в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого вводятся дополнительные обозначения:

Q – объем реализации  в натуральном выражении;

P – цена единицы продукции;

V – переменные расходы  на единицу продукции;

Qc – критический объем  продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу базовой  модели операционного анализа, имеем:

Qc = FC / P – V, (12)

Знаменатель в рассмотренной  формуле представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической  точки предельно прост: он характеризует  количество единиц продукции, суммарный  маржинальный доход которых равен  сумме условно-постоянных расходов.

Очевидно, что формула  критического объема продаж может быть легко трансформирована в формулу  для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего  заданный валовой доход (GI).

Qi = (FC + GI ) / (P – V), (13)

Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или  валовой прибыли и условно-постоянных издержек. Эта категория основана на том, что полное поглощение все  условно-постоянных расходов предусматривает  списание их полной суммы на текущие  результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения  прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить  двумя основными формулами:

Dm = GL + FC или Dm = S – VC, (14)

Приступая к анализу влияния  на прибыль отдельных факторов, преобразуем  формулу маржинального дохода следующим  образом:

GI = Dm – FC, (15)

Выведенная формула прибыли  используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. если известны удельные веса маржинального дохода в выручке  по каждому виду продукции в общей  сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию  формулы определения прибыли  от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном  выражении и ставка маржинального  дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно  представить:

Dm = Q х Dc, (16)

где Dc – ставка маржинального  дохода в цене единицы продукции.

Поэтому формулу прибыли  можно записать следующим образом:

GI = Q х Dc – FC, (17)

Таким образом, для принятия управленческих решений в области  увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих  изменений:

количества и структуры  проданного;

уровня цен по изделиям;

уровня условно-постоянных расходов.

Основные взаимосвязи  показателей операционного анализа, переменных и постоянных расходов и  формирование критического объема продаж продукции в процессе управления прибылью предприятия представлены на рисунке 8.


Рис.8. Взаимосвязь показателей  операционного анализа

Процесс управления, направленный на возрастание прибыли, характеризуется  в финансовом менеджменте категорией левериджа, то есть некоторого фактора, небольшое изменение которого может  привести к существенному изменению  результирующих показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем  перекомпановки и детализации статей отчета о прибылях и убытках:

производственный леверидж;

финансовый леверидж;

производственно-финансовый леверидж.

Логика такой группировки  заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу  между выручкой и расходами двух типов – производственного и  финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого  из них можно управлять. Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового  управления деятельностью предприятия  на нее оказывают влияние то, насколько  рационально использованы предоставленные  предприятию финансовые ресурсы; структура  источников средств.

Первый момент находит  отражение в структуре основных и оборотных средств. Основными  элементами себестоимости продукции  являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может  быть различным и определяется технологической  политикой предприятия. Изменение  структуры себестоимости может  существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных и уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное  соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь  и характеризуется категорией производственного  левериджа, который отражает потенциальную  возможность влиять на валовой доход  путем изменения структуры себестоимости  и объема выпуска [11, c.188].

Уровень производственного  левериджа (Упл) измеряют показателем:

Упл = TGI / TQ, (18)

где TGI – темп изменения  валового дохода, %

TQ – темп изменения  объема реализации в натуральном  выражении, %.

Формулу производственного  левериджа можно привести к более  простому виду. Для этого используем иное представление формулы базовой  модели:

P х Q = V х Q + FC + GI или c х Q = FC + GI. (18)

Экономический смысл производственного  левериджа прост – он показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объема реализации. Для предприятия с высоким  уровнем левериджа незначительное изменение объема реализации может  привести к существенному изменению  валового дохода. Чем выше уровень  постоянных расходов по отношению к  уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Поэтому предприятие, повышающее свой технический уровень с целью  снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и уровень  левериджа. Предприятие с более  высоким уровнем производственного левериджа считается более рискованным с позиции производственного риска, то есть риска неполучения валового дохода.

Информация о работе Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала