Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:23, дипломная работа
Цель дипломной работы – оценить сбытовую стратегию на предприятии «Мензелинский ликеро-водочный завод».
В соответствии с целью были поставлены задачи, необходимые для написания данной дипломной работы:
- рассмотреть теоретические основы сбытовой стратегии предприятия;
- рассмотреть функции канала сбыта;
- изучить мировой опыт управления сбытом;
- на примере исследуемого хозяйствующего субъекта оценить стратегию сбыта предприятия;
- разработать предложения по совершенствованию стратегии сбыта исследуемого хозяйствующего субъекта.
Растущие требования потребителей, увеличение нормативных требований к безопасности пищевых продуктов определили необходимость внедрения в компании ОАО «Татспиртпром» системы менеджмента на соответствие требованиям международного пищевого стандарта (IFS). Сегодня IFS считается авторитетным международным стандартом по безопасности для всех производителей пищевых продуктов. В частности, он признан крупнейшими торговыми сетями, которые охватывают более шестидесяти процентов всей мировой торговли.
Филиалы компании «Татспиртпром», а именно Казанский ликероводочный заводе, Буинский и Усадский спиртзаводы стали одними из первых российских алкогольных предприятий, сертифицированные в международном органе на соответствие требованиям IFS версии 5. На других филиалах компании также ведутся работы по построению интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов.
Предприятия компании «Татспиртпром» выпускают широкий ассортимент алкогольной продукции – порядка 110 наименований фирменных изделий – водки, водки особые, ликеры, настойки сладкие и полусладкие, наливки, десертные напитки, вина, аперитивы, настойки горькие, бальзамы, коньяки и коньячные напитки, шампанское.
Когда многие игроки алкогольного рынка
согнулись под тяжестью проблем,
порожденных финансовым кризисом, и
не рискуют запускать новые
Продукция компании «Татспиртпром» ежегодно отмечается призами и наградами престижных международных выставок и конкурсов, высокое качество продукции ОАО «Татспиртпром» из года в год подтверждается взыскательными жюри различных дегустационных конкурсов таких, как «Продэкспо» и «Индустрия напитков» (Россия), а также «Monde Selection» (Бельгия), DLG и ISW (Германия). Всего с 1998 года по июнь 2009 года компанией «Татспиртпром» получено 511 наград по итогам участия в выставочных мероприятиях, в том числе — шесть национальных премий, пятнадцать Гран-при, девять Звезд Продэкспо, 201 золотых, 148 серебряных, 132 бронзовых медалей.
Генеральный директор ОАО «Татспиртпром», представитель современного поколения руководителей, чья биография тесно связана непосредственно с производственной деятельностью. Наработанная собственная стратегия ведения бизнеса позволяет не останавливаться на достигнутом и постоянно реализовывать новые проекты республиканского масштаба.
Под чутким руководством компания «Татспиртпром» одна из первых в России начала контролировать микропримеси в спиртах и водках хроматографическим методом (впоследствии этот метод стал единственно обязательным). Кроме того, в центральной лаборатории предприятия проводятся межлабораторные сравнительные испытания продукции, которые позволяют оценить уровень работы отдельных лабораторий и принять меры для устранения недостатков. А с 2002 года на всех предприятиях «Татспиртпрома» действуют внутренние стандарты качества, которые распространяются на всю выпускаемую продукцию. По сравнению с требованиями действующих российских ГОСТов, требования к физико-химическим показателям продукции на предприятиях ОАО «Татспиртпром» ужесточены вдвое.
«Мензелинский ликеро-водочный завод» является филиалом ОАО «Татспиртпром». «Мензелинский ликеро-водочный завод» – один из старейших водочных заводов Республики Татарстан. Согласно историческим справкам, в 1891 году, в Мензелинском уезде Уфимской губернии известным в Поволжье купцом Стахеевым, был основан винокуренный завод. Основными мотивами выбора места послужили близость сельскохозяйственных районов, близость Уфимского тракта и судоходность реки Мензела. Потомственные заводчики Стахеевы добились уважения к своей продукции, именуемой в те времена «стахеевский продукт в сорок градусов». Быстро наращиваемое производство создавало продукцию, не имевшую конкуренции на губернском рынке, исключительно из лучшей пшеницы и ржи.
История этого предприятия - непрерывное развитие производства, модернизация, направленная на выпуск качественной продукции. Новые экономические условия определили необходимость переориентации производства с учетом рыночных отношений. В кратчайшие сроки с декабря 1991г. по июнь 1992г. была проведена реконструкция двух линий розлива. Завод постоянно оснащается современным технологическим оборудованием. Введены в эксплуатацию: обратноосмотическая установка "EPRO - 10000" производства США, обеспечивающая очистку воды на 95-99% от солей, органических веществ и микроорганизмов; автоматическая установка ("Модель SP") для умягчения исходной воды; этикетировочные и разливные автоматы итальянской фирмы "ВИР Маури"; система охлаждения жидкости CBM-H19PX-H-ADM, обеспечивающая кондиционную стойкость (увеличение срока хранения) ликёрной продукции. Все это позволяет выпускать в день более 3800 декалитров (76 тыс. бутылок) алкогольных напитков. Расчетная мощность завода: производство ликероводочных изделий - 300 тыс. декалитров в год. Предприятие выпускает разнообразные ликероводочные изделия, занесенные в Государственную Книгу Регистрации при департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода России «Мензелинский ликеро-водочный завод» работает исключительно на натуральном сырье, природные компоненты придают изысканный вкус его продукции, а целебные настои делают напитки не только вкусными и ароматными, но полезными и лечебными.
Гордостью завода являются фирменные изделия: наливка «Черносмородиновая», настойка слабоградусная полусладкая «Мензелинская вишня», настойка сладкая «Рябиновая на коньяке» и аперитив «Степной».
Одной из главных составляющих успеха продукции предприятия является тщательный контроль за качеством. В 2004 году предприятие сертифицировало систему менеджмента качества на соответствие ГОСТ РИСО9001, что в свою очередь доказало соответствие качества алкогольной продукции, требованиям международного рынка.
Оценкой качества продукции
являются более 40 дипломов и медалей,
завоеванных на самых престижных
российских и международных выставках-
Ключевыми конкурентными преимуществами «Мензелинского ликеро- водочного завода являются».
Интегрированный процесс производства, включающий подготовку высококачественного зернового сырья на сельскохозяйственных угодьях, добычу и фильтрацию природной ключевой воды из собственных скважин. Все это обуславливает оптимальное соотношение цены и качества получаемого конечного продукта.
Высокое качество продукции, достигаемое за счет использования экологически чистого, натурального сырья и исключительно натуральных добавок. При производстве водок, настоек, наливок, ликеров, бальзамов и аперитивов используются спиртовые настои трав, плодов и кореньев. Это особенно ценно для здоровья наших потребителей.
Важность профессионального и глубокого подхода в своей работе особенно высоко ценится всеми партнерами ликероводочного завода. Действительно, в условиях острой конкуренции именно деловая репутация и статус производителя служит гарантом стабильности и взаимного успеха бизнеса.
На этапе определения корпоративной миссии и конкурентной стратеги предопределяется общее направление стратегического планирования развития и деятельности предприятия, определяющим, в свою очередь, тем самым и его воздействие на процесс формирования рынка (отрасли) и среды сбыта.
Корпоративная миссия отражает ориентацию и направленность предприятия на решение задач удовлетворения потребностей и запросов потребителей, осуществляемого на определенном рынке (в определенной среде) исходя из круга удовлетворяемых специфических потребностей и запросов, совокупности конкретных потребителей, определенных товаров (ценности), реального конкурентного преимущества предприятия.
Конкурентное преимущество является основой, определяющей дальнейшую стратегическую и тактическую деятельность предприятия, его развитие. Определение конкурентного преимущества является результатом исследования и анализа конкурентной среды, выявляющего ключевые факторы (и их влияние), сильные и слабые стороны (и их оценку) как самого предприятия, так и его конкурентов. За определением конкурентного преимущества следует принятие решения и планирование программы его достижения в конкретной области. Конкурентное преимущество определяет позицию предприятия и стратегию его конкурентного давления в отрасли (на рынке). Другой важной составляющей, определяющей позицию предприятия в отрасли, является сфера конкуренции. Последняя определяется как широта цели, или широта удовлетворения потребностей, на которую ориентируется предприятие в пределах отрасли (на рынке). Вид и сфера конкурентного преимущества, таким образом, определяют типовую (базовую) конкурентную стратегию производственного предприятия.
Стратегия лидерства за счет экономии на издержках определяется фактором производительности и обусловливается эффектами масштаба и опыта. Она предусматривает инвестиции в производство, направленные на реализацию указанных эффектов. Управление постоянными затратами, акцент на конструирование новых товаров, экономию издержек обращения, в частности сбытовых, и издержек продвижения товара (ценности).
Стратегия дифференциации определяется отличительными потребительскими свойствами товара (ценности), обусловливающими его и тем самым предприятия рыночную силу, образующую преимущество в отношении приемлемой максимальной цены сбыта (продаж). Дифференциация может иметь различные формы: имидж марки: признанное технологическое превосходство и совершенство; конструктивные свойства и внешний вид и др.
Стратегии сосредоточения на издержках и сфокусированной дифференциации — это стратегии специализации, нацеленные на удовлетворение потребностей отдельного избранного целевого сегмента рынка или отдельной конкурентной группы покупателей.
Лидерство за счет экономии на издержках достигается за счет стабильных инвестиций; высокой технической и технологической оснащенности и компетентности; жесткого управления обеспечением, производством и сбытом; товарной политики, ориентированной на стандартизованные товары. Решающую роль при этом играет производство.
Дифференциация достигается
«Мензелинский ликеро-водочный завод» использует стратегию дифференциации, так как товары обладают отличительными потребительскими свойствами (имидж марки; признанное технологическое превосходство и совершенство; конструктивные свойства и внешний вид и др.)
Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Перейдем к анализу финансового состояния «Мензелинского ЛВЗ».
Таблица 2.1 - Сравнение динамики активов и финансовых результатов
В тыс.руб.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Темп прироста показателя за 2008 год,(%) |
2009 год |
Темп прироста показателя за 2009 год,(%) |
Средняя за период величина активов предприятия |
43285 |
46682 |
108,0 |
67107 |
143,76 |
Выручка от реализации за период |
101750 |
109750 |
107,8 |
125725 |
114,56 |
Прибыль от реализации за период |
14280 |
15770 |
110,44 |
21897 |
138,86 |
По данным таблицы 2.1 видно, что темпы прироста активов в 2007 году меньше темпов прироста прибыли и больше темпов прироста выручки. Это говорит о более эффективном использовании активов только за счет роста цен на продукцию, товары, работы, услуги. В 2009 году прослеживается снижение эффективности деятельности предприятия. По данным 2009 года темпы прироста активов больше темпов прироста выручки и прибыли, что свидетельствует о менее эффективном использовании активов, чем в предыдущем году.
Наиболее общую структуру
активов характеризует
Значение данного показателя
в большой степени обусловлено
отраслевыми особенностями
Таблица 2.2 - Анализ структуры активов
Средства предприятия |
2007 года |
2008 года |
2009 года |
Прирост за 2007 год |
Прирост за 2008 год |
Прирост за 2009 год | ||||||
Тыс. руб. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля, % | |
Долгосрочные активы (внеоборотные активы) |
22282 |
50,7 |
27408 |
55,47 |
27573 |
32,52 |
3177 |
116,6 |
5126 |
123,01 |
165 |
100,6 |
Текущие активы (оборотные активы) |
21672 |
49,3 |
22002 |
44,53 |
57231 |
67,49 |
-1840 |
92,18 |
330 |
101,53 |
35229 |
260,1 |
Итого активов |
43954 |
100 |
49410 |
100 |
84804 |
100 |
1337 |
103,2 |
5456 |
112,42 |
35394 |
171,6 |
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов |
0,98 |
0,81 |
2,08 |
-0,25 |
-0,17 |
1,27 |