Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

                                Министерство образования Республики Беларусь  

Учреждение образования

«Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика» 

                                   на тему: «Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике»

 

 

 

 

Выполнил:              студент группы У12ЭПз3

                                                                                               Э.А.Косинец

Научный руководитель:              м. э. н., ассистент

                Е.В.Прудникова   

Новополоцк 2013

    Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

финансово-экономический  факультет

 

                                                                                   « У т в е р ж д а ю »

Зав. кафедрой экономической  теории

_________________ И.В. Зенькова

 «___»_________________ 20___ г.

Задание

на  курсовую работу

Студенту

 

Группа, специальность

__________________________________________

1. Тема

 

2. Сроки сдачи законченной  работы

декабрь 20__ г.

3. Исходные данные к  работе

1) Методические  рекомендации по подготовке, написанию  и

защите курсовых работ по макроэкономике

 

2) Макроэкономика: УМК, сост. В.В. Бичанин, 2008 г.

 

3) Материалы Национального  статистического комитета РБ

 

4) НПА по теме  исследования

 

5) Публикации  в научных периодических изданиях, СМИ и др.

 

6) Электронные  ресурсы

4. Перечень подлежащих 

1) теоретическая  часть

разработке вопросов

2) практическая  часть (анализ материалов Национального  статистического комитета Беларуси  за 3-4 последних года)

5. Перечень графического  материала

Рисунки (схемы, графики) приводятся в работе

в соответствии с  тематикой исследования

6. Дата выдачи задания

 

7. Календарный график  работы над проектом

В соответствии с  планом-графиком,

утвержденным  кафедрой

Руководитель

 
 

(подпись,  фамилия, инициалы  преподавателя)

Задание к исполнению принял

 
 

(подпись,  фамилия, инициалы  студента)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Содержание

      

Введение

  1. Антимонопольная политика:

сущность, принципы, направления.

2. Антимонопольное регулирование  в странах с развитой рыночной  экономикой.

3. Государственное регулирование  монополистической деятельности  в Республике

Беларусь.

Заключение.

Список литературы. 

 

                                             Введение 

 

 

      Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но

и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во

многом негативное влияние рынок.

      Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли  моно -полистам и одновременно облагают потребителей своеобразной “данью”  в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.      Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

      Еще одним негативным фактором наличия монополий, является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений  и

процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего

осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные

соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически

“хилых” предприятий, выделяя  им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне.

     Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприя–тиям. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйст- венного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений  монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на

проведения антимонопольного регулирования в странах с  развитой рыночной

экономикой, так как  и  в США, и в Западной Европе давно  занимаются

разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.

      С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.     Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по

недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав  и

конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости

экономических реформ в данной сфере и

конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости

экономических реформ в данной сфере. 

1.Антимонопольное  регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основы, принципы.

              1.1Монополия: сущность, формы и  виды.

 

      Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.      

     Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают  с крупными и крупнейшими предприятиями  или корпорациями.

Существенными признаками монополии  являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

       Главная ограничительная сила рыночной власти монополии - эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

      Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

-Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

-Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

      Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. [8, c. 63-69]

      Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне общества -- отсутствие экономической свободы,  вырождение экономической системы;

 2) на уровне отрасли -- возникновение узковедомственных интересов;

 3) на уровне предприятия -- негибкость, неэффективность производства;

 4) на уровне отдельного работника -- отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

      Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.

      Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. [15, c.17-19]

      Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

      Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

      Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

      Антимонопольное законодательство -- это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

      В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

      Разработка и принятие антимонопольного законодательства -- одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике