Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа
В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Выполнил: студент группы У12ЭПз3
Научный руководитель: м. э. н., ассистент
Е.В.Прудникова
Новополоцк 2013
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
финансово-экономический факультет
Зав. кафедрой экономической теории
_________________ И.В. Зенькова
«___»_________________ 20___ г.
Задание
на курсовую работу
Студенту |
|||||||||||||
Группа, специальность |
______________________________ | ||||||||||||
1. Тема |
|||||||||||||
2. Сроки сдачи законченной работы |
декабрь 20__ г. | ||||||||||||
3. Исходные данные к работе |
1) Методические рекомендации по подготовке, написанию и | ||||||||||||
защите курсовых работ по макроэкономике | |||||||||||||
2) Макроэкономика: УМК, сост. В.В. Бичанин, 2008 г. | |||||||||||||
3) Материалы Национального статистического комитета РБ | |||||||||||||
4) НПА по теме исследования | |||||||||||||
5) Публикации
в научных периодических | |||||||||||||
6) Электронные ресурсы | |||||||||||||
4. Перечень подлежащих |
1) теоретическая часть | ||||||||||||
разработке вопросов |
2) практическая
часть (анализ материалов | ||||||||||||
5. Перечень графического материала |
Рисунки (схемы, графики) приводятся в работе | ||||||||||||
в соответствии с тематикой исследования | |||||||||||||
6. Дата выдачи задания |
|||||||||||||
7. Календарный график работы над проектом |
В соответствии с планом-графиком, утвержденным кафедрой | ||||||||||||
Руководитель |
|||||||||||||
(подпись, фамилия, инициалы преподавателя) | |||||||||||||
Задание к исполнению принял |
|||||||||||||
(подпись, фамилия, инициалы студента) |
Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование
монополистической
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но
и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во
многом негативное влияние рынок.
Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли моно -полистам и одновременно облагают потребителей своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий, является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и
процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные
соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически
“хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне.
Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприя–тиям. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйст- венного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на
проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной
экономикой, так как и в США, и в Западной Европе давно занимаются
разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по
недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и
конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости
экономических реформ в данной сфере и
конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости
экономических реформ в данной
сфере.
1.Антимонопольное
регулирование и
1.1Монополия: сущность, формы и виды.
Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии
являются обладание субъектом
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии - эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
-Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. [8, c. 63-69]
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества --
отсутствие экономической
2) на уровне отрасли -- возникновение узковедомственных интересов;
3) на уровне предприятия -- негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника -- отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. [15, c.17-19]
Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство -- это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства -- одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике