Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа
В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий
с помощью специального антимонополистического законодательства.
При характеристике последнего целесообразно обращаться прежде всего к опыту
США, поскольку здесь
других странах, и проводится наиболее последовательно по сравнению с другими
странами.
Значительный интерес при этом представляет содержание важнейших
антимонопольных законов США: Закон Шермана (1890 г.), Закон Клейтона(1914
г.), Закон Уилера-Ли(1938 г.), Закон Селлера-Кефовера(1950 г.) и др.
Согласно решению Конгресса США, за судебной властью оставлено право
самостоятельно определять применительно к тем или иным конкретным случаям,
имеет ли место “существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке”, была
ли “попытка монополизации”, использовались ли “нечестные методы ведения
конкурентной борьбы” и т.п. Как следствие нередки случаи различной трактовки
судами степени нарушения антимонопольного законодательства при весьма схожих
внешне ситуациях.
Первым этапом в развитии антимонопольного законодательства США является
период с 1890 по 1920 годы. Для этого этапа характерно стремление судебных
органов наивозможно четко и бескомпромиссно следовать требованиям первого
антимонопольного закона США, т.е. Закона Шермана. Данный закон объявлял:
1)что любое тайное соглашение, объединение в форме треста или иной форме, или
тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между
несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются
незаконными; 2) что любое лицо, которое будет или попытается
монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или
лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли
между штатами или иностранными государствами, будет считаться виновным в
совершении преступления. Закон определял весьма строгие наказания в случае
нарушения его требований, а именно, по решению суда признанные виновными
фирмы могли быть ликвидированы или обязывались прекратить те виды
деятельности, которые признавались незаконными. Руководство и
административный персонал фирм-нарушителей могли быть подвергнуты крупным
штрафам или тюремному заключению.
Уже первые попытки практического применения закона Шермана убедили не только
судебные органы США, но и общественность, что, пользуясь этим законом, далеко
не всегда можно прийти к разумным с точки зрения эффективной экономики
результатам. Поэтому уже в рамках данного первого этапа закон Шермана был
дополнен и уточнён законом Клейтона, во-первых, из антимонопольной
деятельности была исключена сфера труда, во-вторых, были предприняты меры для
более четкого определения незаконной деятельности фирм, чтобы уменьшить
вероятность произвольных толкований и, соответственно, ошибочных решений
судебных органов. В частности, параграфом 7 было запрещено приобретение акций
конкурирующих фирм, если это может привести к ослаблению конкуренции, а
параграфом 8 запрещалось формирование взаимопереплетающихся директоратов в
крупных компаниях, если результатом такого переплетения опять-таки было бы
уменьшение конкуренции. (Закон Клейтона включал в себя и ряд положений,
просто уточняющих смысл закона Шермана. В частности, параграфом 2 объявлялось
незаконной ценовая
в издержках. Параграф 3 запрещал “принудительные” соглашения, т.е. такие
действия фирм-производителей как принуждение покупателя, когда поставщик
обязуется предоставить товар покупателю лишь в случае, если покупатель будет
приобретать и какие-то другие товары у данного продавца, а не у его
конкурентов). Важной частью характеристики Закона Клейтона является также то,
что он, в отличие от первого антимонопольного закона США, главный упор сделал
не на наказание уже сформировавшихся монополий, а на предотвращение
возникновения их в будущем.
Наряду с принятием закона Клейтона первый этап действия антимонопольного
законодательства США знаменуется так же тем, что в 1914 г. был принят закон о
Федеральной торговой комиссии, т.е. была создана организация, играющая до сих
пор ведущую роль в проведении антимонопольной политики США.
В качестве второго этапа в развитии антимонопольного законодательства в США
целесообразно, очевидно, выделять период с двадцатых до конца тридцатых
годов. Этот этап в основном связан с годами самого глубокого в истории США
экономического кризиса и Великой депрессии. Не случайно, поэтому для данного
этапа характерно существенное ослабление антитрестовской деятельности. Более
того, в этот период в США был принят ряд законов, которые фактически (хотя и
назывались антимонопольными) способствовали усилению монополистических
тенденций в американской экономике. Например, в 1933 г. был принят Закон о
восстановлении промышленности, который фактически поощрял тайные сговоры
между фирмами об установлении единых цен, т.е. способствовал формированию
артелей. В 1936 году появился закон Робинсона-Пэтмана, согласно которому
поощрялось сохранение даже
малоэффективных предприятий
поддержания завышенной цены товаров (за счет продажи одних и тех же товаров
под разными названиями). Законами Миллера-Тайдингса и Макгайра
предпринимателям запрещалось продавать товары по ценам, более низким, чем у
других фирм, производящих аналогичную продукцию. Со временем, когда обществу
удалось справиться с депрессией, данные законы либо подверглись сильной
критике со стороны судов и общественности, либо были объявлены не
соответствующими конституции США.
Поскольку в глазах общественности одной из причин особой длительности Великой
депрессии было чуть ли не искусственное сдерживание государством роста цен,
лишавшее предпринимателей необходимых стимулов к расширению производства,
именно в этот период случались факты отступления от “принципа разумности”. В
частности, именно в этот период был возбуждён процесс против компании “Грейт
атлантик енд пасифик теа компани”, которую пытались уличить в нарушении
антимонопольного
ниже, чем у других фирм,
благодаря значительному
масштаба и, как следствие, низким издержкам производства.
Третий этап в развитии антимонопольного законодательства США охватывает
период с конца 30-х до конца 70-х годов. Этот период отличается, во-первых,
особо активным применением антимонопольной политики, и, во-вторых,
осуществлением дальнейших шагов по пути применения “принципа разумности” в
борьбе с монополиями различных типов.
Активизация антимонопольной политики на данном этапе базировалась, прежде
всего, на дальнейшем усовершенствовании антимонопольного законодательства.
Принципиально значимую роль в этом отношении сыграло принятие в 1950 году
Закона Селлера-Кефовера (поправки к параграфу 7 Закона Клейтона).
Благодаря принятию этого закона стал не только возможен, наконец, реальный
контроль за слиянием фирм и предприятий, но и фактически изменилась общая
направленность
именно осуществление контроля над слияниями и поглощениями фирм стало
основной частью разрабатываемых антитрестовских программ.
На данном этапе был предпринят и ряд других шагов по ужесточению
антимонопольного
закону Шермана, согласно которой нарушение его статей стало квалифицироваться
как “тяжкое преступление”.
Период с конца 70-х начала 80-х годов и до настоящего времени представляет
собой четвёртый этап в развитии антимонопольного законодательства США. Для
данного этапа характерно в целом дальнейшее продвижение по пути развития
принципа “разумности” при анализе ситуаций, связанных с оценками поведения
фирм, обладающих монопольной властью. Как известно, данный период называют
“консервативным сдвигом”, выделяя общее усиление позиций сторонников
свободного рынка, сокращения
масштабов вмешательства в
государства.
Главный упор в данном законодательстве, с позиций реформаторов, должен быть
сделан на пресечение фактов фиксации цен, деления рынков и практики
горизонтальных слияний, поскольку именно данные действия несут реальную
угрозу конкурентной борьбе. Что же касается практики вертикальных слияний или
соглашений о дискриминации цен, то данные действия нецелесообразно подвергать
чрезмерным ограничениям.
С несколько иных позиций
критикуют антимонопольное
сторонники теории общественного
выбора. Представители данного
исходят из того, что государство,
проводя экономическую и
политику, вообще, как правило, руководствуется не общенациональными
интересами, а стремлением
различных государственных
усилению их бюрократической власти (росту размеров бюджетов, численности
бюрократического аппарата, количества подведомственных им дел).
С позиций представителей австрийской школы, антитрестовское законодательство
представляет собой одно из искусственных и вредных для экономики препятствий
на пути развития свободного эффективного рынка. Запрещаемые данным
законодательством соглашения, направленные на фиксацию цен, организацию
маркетинговых компаний, слияния фирм и т.п., являются, по мнению
представителей австрийской школы, разновидностями взаимовыгодных добровольных
соглашений, важной составной частью механизма координации и настройки в
рыночной экономике.
Учитывая итоги богатого
и противоречивого опыта
практики предыдущих лет,
усиливающуюся критику
законодательства, изменяющиеся внешнеполитические реалии, антимонопольные
органы США за период с
конца 70-х годов существенно
оценкам многих происходящих фактов и процессов. Обычно специфику
антимонопольной политики США на данном этапе рассматривают отдельно
применительно:1)к уже
соглашениям по поводу фиксации цен и сигментации рынков. Остановимся вкратце
на каждом из данных трёх направлений.
Наиболее лояльно современное законодательство относится к уже сложившимся
фирмам, обладающим той или иной степенью монопольной власти. Даже если фирма
владеет 60% выпуска или рыночных продаж, она может не подвергаться судебному
преследованию, устанавливая нередко цены как ей заблагорассудится. Компания с
такой или более высокой долей на рынке может стать объектом интереса со
стороны антимонопольных органов, как правило, только в том случае, если
станут вдруг известны факты злонамеренного поведения данной компании
(подавления и обмана конкурентов и т.п.) с целью достижения или поддержания
своего монопольного положения на рынке. В качестве крайней меры в таком
случае может быть принято решение о дроблении фирмы. Наиболее известным из
дел такого рода является достигнутое в 1982 году соглашение между
правительством США и АТТ (крупнейшей телефонной компании страны). Уличив АТТ
в совершении ряда антиконкурентных действий и нарушений, таким образом,
закона Шермана, правительство добилось отделения от АТТ двадцати двух
телефонных компаний. Но в целом за данный период подобных процессов было
крайне мало.
Значительно более строги
современные антимонопольные
слияний, хотя большую роль при этом играет тип и характер данных слияний,
т.е. “наказания” носят не сплошной, а выборочный характер.
Как правило, выделяют три возможных типа слияний: горизонтальные,
вертикальные и конгломератные. Горизонтальные слияния, т.е. слияния таких
фирм, которые производят однородную продукцию и являются конкурентами,
действуя на одном и том же рынке, как правило, допускаются только в том
случае, если общая доля на рынке объединяющихся фирм не превысит 15%.
Согласно инструкции 1984 года, возможны слияния и более крупных фирм и
корпораций, если “имеются ясные и убедительные доказательства повышения в
этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат,
либо в случае близкого краха одной из фирм”. Например, в 1987 году
антимонопольные органы не чинили препятствий слиянию двух крупных
автомобильных компаний США “Крайслер” и “Америкэн Моторс”, т.к. “Америкэн
Моторс” была близка к банкротству.
Вертикальные слияния - это слияния, связанные с различными стадиями
производства в одной и той же отрасли или с объединениями типа “поставщик-
потребитель”. Обычно допускаются только в тех случаях, когда доля каждой из
компаний до объединения не превышала 10% соответствующего рынка. При более
высоких долях продукции той или иной фирмы на рынке считается, что подобного
Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике