Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа
В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и
средних предприятий).
Цель, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики нашли
свое отражение в
демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., в
Программе демонополизации экономики РБ на 1996-1997 гг., в Программе
демонополизации экономики и развития конкуренции РБ на 1998-1999 гг.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и
контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в
хозяйственной деятельности,
но развитию конкуренции и
ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по
антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет
Министерство
Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства
являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции,
контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные
рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых
регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному
комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим
продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных
предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями
сферы услуг, антимонопольное
регулирование которых
территориальными органами.
В настоящее время уже
услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение
на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного
регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и
устранения доминирующего
положения хозяйствующих
рынках созданы
функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному
регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их''
вообще невозможно применить.
Выявление локальных
их демонополизация
организационную работу по' поддержке предпринимательства, по формированию
отдельных элементов рыночной инфраструктуры.
Объектами государственного антимонопольного регулирования являются
хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках
республики, включенные в Государственный реестр. Доминирующее положение на
рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующего
субъекта, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими
хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам,
затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом
ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона).
Основным критерием
хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, превышающая предельную
величину, устанавливаемую Министерством. Для хозяйствующих субъектов -
производителей товаров
и услуг (кроме продукции
назначения) она составляет: для одного - 30 %, для двух - 54, для трех - 72,
для четырех - 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции
производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и
100 % . Исходя из этих критериев, в республике почти все рынки' считаются
монополизированными. В 1999 г. в Государственный реестр было включено более
1700 хозяйствующих субъектов.
Количество предприятий в
переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных
рынках.
В настоящее время под контролем Министерства находятся примерно 400-видов
товаров (товарных групп), поставляемых на республиканский и местные рынки. В
основном это товары из "потребительской корзины", а также важнейшие виды
продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным
реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов
деятельности:промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.
Практически осуществление мер по антимонопольному регулированию деятельности
хозяйствующих субъектов началось в 1992 г. после либерализации цен на
большинство видов продовольственных товаров и всей продукции культурно-
бытового и производственно-
отдельных видов транспортных и некоторых других услуг социального характера).
Первоначально указанные меры сводились к установлению предельных цен
(тарифов), фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их
изменения, к декларированию повышения свободных цен на продукцию монополистов
(т.е. предприятий, доля реализации продукции которых в общем объеме
реализации на определенном рынке превышала установленную предельную
величину).
Кризисная ситуация в экономике препятствует эффективному проведению
антимонопольной политики. Крайне неблагоприятная среда для целенаправленной
и эффективной демонополизации создалась в результате потери государством в
течение ряда лет (до 1994 г.) стратегически важных рычагов управления
государственной собственностью. Социально-политическая нестабильность
сдерживает зарубежных инвесторов
и не позволяет расширять
конкуренцию на внутреннем рынке Беларуси. К факторам, препятствующим
эффективному противодействию монополизму, прежде всего следует отнести
ведомственные интересы отраслевых органов управления. Вместе с тем
антимонопольная политика не должна направляться против монополизма
вообще; ее не следует рассматривать как орудие тотального разрушения
последнего. При этом важно не превратить демонополизацию экономики в
самоцель. В ряде случаев наличие монополий может быть оправдано, ведь
существуют сферы, где они неизбежны и эффективны. Во-первых, ряд
предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными
товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на
внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось
законным путем, опиралось на правовые нормы.
Поскольку монополизированный характер экономики нельзя преодолеть в короткие
сроки, в республике до 1995 г. сохранялось государственное регулирование цен
на отдельные виды продукции,
товаров и услуг предприятий-
этом использовались три метода ценового регулирования: установление
предельных уровней
декларирование предельных уровней свободных цен.
Как показала практика, эта система не лишена недостатков. Ими явились
ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной
деятельности посредников (перекупщиков); незаинтересованность предприятий в
снижении издержек производства, расширении выпуска и повышении качества
продукции; бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен;
отсутствие четкой дифференциации монополий в зависимости от их видов, а также
сфер их деятельности и уровня конкурентного поведения субъектов на рынке. В
связи с этим с 1996 г. в республике предусмотрены: государственное
регулирование цен и тарифов только на товары и услуги естественных монополий
и отдельных искусственных, связанных с обеспечением безопасности, здоровья
населения, охраны окружающей
среды, а также предприятий-
злоупотребляющих своим доминирующим положением; отказ от применений
предельных уровней
регулирования.
Государственный контроль за
деятельностью временных
путем наблюдения и контроля за рыночным поведением предприятий. Таким
образом, Государственный реестр из инструмента ценового регулирования
деятельности предприятий-монополистов трансформировался в инструмент
наблюдения за выполнением ими требований антимонопольного законодательства.
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных
структур, а также новых
процессов и явлений
Республики Беларусь предусмотрены:
1) устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде
всего в сфере управления;
2) контроль за реорганизацией
хозяйствующих субъектов и
том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг,
недопущение создания новых монопольных образований;
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий
"искусственных" монополий;
4) снижение отрицательных
последствий естественного
сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам, а также
вследствие обеспечения государственных интересов.
Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного
управления предполагает качественно новую роль государства и его органов;
гарантированность свободы
предпринимательской
собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер
деятельности и функций,
республиканских и
распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие
деятельности органов государственного и хозяйственного управления
законодательству республики.
Отраслевая специфика
диктует необходимость
демонополизации. Так, демонополизация белорусской промышленности
осуществляется путем
разукрупнения предприятий-
возможных, случаях); диверсификации производства; специальных мер по
поддержке и созданию однопрофильных с монополистическими малых и средних
предприятий, регулирования и ограничения запретов (в необходимых случаях) на
импорт продукции на монополизированные республиканские рынки; развития
малых предприятий на площадях и мощностях действующих производств (в
том числе и совместных
при участии иностранных
предприятий по выпуску товаров потребительского рынка. В 1996-1997 гг.
приоритетными отраслями, подлежавшими демонополизации, являлись переработка
сельскохозяйственной
сферы деятельности, сопряженные с ними, в 1998-1999 гг. - агропромышленный
комплекс и жилищное строительство.
С активизацией процессов коммерциализации предприятий важной функцией
антимонопольного
процесса приватизации предприятий-монополистов с тем, чтобы не допустить
преобразования
Современная ситуация в белорусской экономике (пока преобладающая доля
национального капитала находится в собственности государства, акционерные
предприятия, инвестиционные фонды зависят от Мингосимущества) позволяет
прогнозировать, что государство s Республике Беларусь еще длительное время
будет осуществлять свое монопольное влияние на экономику в большинстве
отраслей и сфер народного хозяйства, в первую очередь в финансовой и в
промышленности.
За прошедший с начала реализации Комплексной программы демонополизации
экономики республики период несколько изменились характер и уровень
монополизации. С одной стороны, в отдельных отраслях осуществилась
декондентрация производства, приведшая к формированию новых субъектов
хозяйствования
кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью. Многие предприятия
государственного сектора
преобразовались в
общества. С другой стороны, активизировались процессы организационной
интеграции хозяйствующих субъектов с однородным производством, обусловившие
создание крупных
корпораций, других видов объединений.
В сфере материального производства и его инфраструктуре предприятия и
объединения отраслей промышленности, энергетики, транспорта, связи,
строительного комплекса не претерпели организационно-структурных изменений,
что явилось причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего
положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг)
субъектов этих отраслей. Так, гигантское ПО "Бобруйскшина" распалось на
Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике