Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых  и

средних предприятий).

Цель, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации  экономики нашли

свое отражение в антимонопольном  Законе, Комплексной программе

демонополизации народного  хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., в

Программе демонополизации  экономики РБ на 1996-1997 гг., в Програм­ме

демонополизации экономики  и развития конкуренции РБ на 1998-1999 гг.

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и

контроль за мерами по ограничению  и устранению монополизма и его  проявлений в

хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства

ранее выступали Государственный  комитет, затем - Министерство по

антимонопольной политике. В  настоящее время эту функцию  выполняет

Министерство предпринимательства  и инвестиций (далее - Министерство).

Основными направлениями  антимонопольной деятельности этого  Министерства

являются: демонополизация  экономики, содействие развитию кон­куренции,

контроль за злоупотреблениями  монополистов, пресечение нарушений.

В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским, местные

рынки, имеющие свою специфику  и местных монополистов. Так, в  отдельно взятых

регионах практически  не существует конкуренции хлебозаводу, молочному

комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим

продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных

предприятий не подходит по своим параметрам под определение  монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и  предприятиями

сферы услуг, антимонопольное  регулирование которых осуществляется

территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций

услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение

на областных товарных рынках и применять ту или иную форму го­сударственного

регулирования. Для ограничения  монополистической   деятельности   и

устранения   доминирующего   положения хозяйствующих субъектов  на местных

рынках созданы антимонопольные  структуры в областях и в г. Минске,

функционально подчиненные  Министерству. Меры по антимонопольному

регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их''

вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических  рынков и

их демонополизация возлагаются  на территориальные органы, которые  проводят

организационную работу по' поддержке предпринимательства, по формированию

отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

Объектами государственного антимонопольного регулирования являются

хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках

республики, включенные в  Государственный реестр. Доминирующее положение на

рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующего

субъекта, которое дает ему  возможность самостоятельно или  совместно с другими

хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам,

затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам  либо иным образом

ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона).

Основным критерием определения  доминирующего положения служит доля

хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, превышающая  предельную

величину, устанавливаемую  Министерством. Для хозяйствующих  субъектов -

производителей товаров  и услуг (кроме продукции производственно-технического

назначения) она составляет: для одного - 30 %, для двух - 54, для  трех - 72,

для четырех - 95 %; для хозяйствующих  субъектов - производителей продукции

производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и

100 % . Исходя из этих  критериев, в республике почти  все рынки' считаются

монополизированными. В 1999 г. в Государственный реестр было включено более

1700 хозяйствующих субъектов.  Количество предприятий в реестре  - величина

переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных

рынках.

В настоящее время под  контролем Министерства находятся  примерно 400-видов

товаров (товарных групп), поставляемых на республиканский и местные  рынки. В

основном это товары из "потребительской корзины", а  также важнейшие виды

продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным

реестром охвачены предприятия  более чем 20 отраслей, подотраслей  и видов

деятельности:промышленности, перерабатывающих отраслей агропромыш­ленного

комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

Практически осуществление  мер по антимонопольному регулированию  деятельности

хозяйствующих субъектов  началось в 1992 г. после либерализации  цен на

большинство видов продовольственных  товаров и всей продукции культурно-

бытового и производственно-технического назначения (кроме коммунальных,

отдельных видов транспортных и некоторых других услуг социального  характера).

Первоначально указанные  меры сводились к установлению предельных цен

(тарифов), фиксированных  цен (тарифов), предельных коэффициентов  их

изменения, к декларированию повышения свободных цен на продукцию  монополистов

(т.е. предприятий, доля  реализации продукции которых  в общем объеме

реализации на определенном рынке превышала установленную  предельную

величину).

Кризисная ситуация в экономике  препятствует эффективному  проведению

антимонопольной   политики. Крайне неблагоприятная среда для  целенаправленной

и эффективной демонополизации  создалась в результате потери госу­дарством  в

течение ряда лет (до 1994 г.) стратегически  важных рычагов управления

государственной собственностью. Социально-политическая нестабильность

сдерживает зарубежных инвесторов и не позволяет расширять иностранную

конкуренцию на внутреннем рынке  Беларуси. К факторам, препятствующим

эффективному  противодействию  монополизму, прежде всего следует  отнести

ведомственные интересы отраслевых органов управления. Вместе с тем

антимонопольная политика не должна направляться против монополизма

вообще;   ее   не  следует  рассматривать   как  орудие тотального разрушения

последнего.  При этом важно  не превратить демонополизацию экономики  в

самоцель. В ряде случаев  наличие монополий может быть оправдано, ведь

существуют сферы, где  они неизбежны и эффективны. Во-первых, ряд

предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными

товарами; во-вторых, продукция  многих из них достаточно конкурентоспособна на

внешнем рынке. Главное, чтобы  монопольное положение на рынке  достигалось

законным путем, опиралось  на правовые нормы.

Поскольку монополизированный характер экономики нельзя преодолеть в короткие

сроки, в республике до 1995 г. сохранялось государственное  регулирование цен

на отдельные виды продукции, товаров и услуг предприятий-монополистов. При

этом использовались три  метода ценового регулирования: уста­новление

предельных уровней рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и

декларирование предельных уровней свободных цен.

Как показала практика, эта  система не лишена недостатков. Ими  явились

ущемление экономических  интересов производителей и поощрение  спекулятивной

деятельности посредников (перекупщиков); незаинтересованность предприятий в

снижении издержек производства, расширении выпуска и повышении  ка­чества

продукции; бюрократическая  громоздкость самой процедуры согласования цен;

отсутствие четкой дифференциации монополий в зависимости от их видов, а также

сфер их деятельности и  уровня конкурентного поведения  субъектов на рынке. В

связи с этим с 1996 г. в республике предусмотрены: государственное

регулирование цен и тарифов  только на товары и услуги ес­тественных  монополий

и отдельных искусственных, связанных с обеспечением безопасности, здоровья

населения, охраны окружающей среды, а также предприятий-монополистов,

злоупотребляющих своим  доминирующим положением; отказ от применений

предельных уровней рентабельности и переход на гибкую систему ценового

регулирования.

Государственный контроль за деятельностью временных монополий  осуществляется

путем наблюдения и контроля за рыночным поведением предприятий. Таким

образом, Государственный  реестр из инструмента ценового регулирования

деятельности  предприятий-монополистов  трансформировался  в инструмент

наблюдения за выполнением  ими требований антимонопольного законодательства.

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных

структур, а также новых  процессов и явлений антимонопольными органами

Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде

всего в сфере управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в

том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг,

недопущение создания новых  монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных  действий

"искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма,

сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также

вследствие обеспечения  государственных интересов.

Перестройка деятельности органов  государственного и хозяйственного

управления предполагает качественно новую роль государства  и его органов;

гарантированность свободы  предпринимательской деятельности и реализации прав

собственности различных  субъектов хозяйствования; четкое разграничение  сфер

деятельности и функций, республиканских и территориальных  исполнительно-

распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие

деятельности органов  государственного и хозяйственного управления

законодательству республики.

Отраслевая специфика  диктует необходимость применения различных подходов к

демонополизации. Так, демонополизация  белорусской промышленности

осуществляется путем  разукрупнения предприятий-монополистов (в необходимых и

возможных, случаях); диверсификации производства; специальных мер по

поддержке и созданию однопрофильных с монополистическими малых и  средних

предприятий, регулирования  и ограничения запретов (в необходимых  случаях) на

импорт продукции на монополизированные  республиканские рынки;   развития

малых предприятий  на   площадях  и  мощностях действующих   про­изводств (в

том числе и совместных при участии иностранных инвесторов) и, прежде всего

предприятий по выпуску товаров  потребительского рынка. В 1996-1997 гг.

приоритетными отраслями, подлежавшими демонополизации, являлись переработка

сельскохозяйственной продукции, строительство, торговля и транспорт, а также

сферы деятельности, сопряженные  с ними, в 1998-1999 гг. - агропромышленный

комплекс и жилищное строительство.

С активизацией процессов  коммерциализации предприятий важной функцией

антимонопольного регулирования  в республике становится контроль за ходом

процесса приватизации предприятий-монополистов с тем, чтобы не допустить

преобразования государственной  монополии в частную.

Современная ситуация в белорусской  экономике (пока преобладающая доля

национального капитала находится  в собственности государства, акционерные

предприятия, инвестиционные фонды зависят от Мингосимущества) позволяет

прогнозировать, что государство s Республике Беларусь еще длительное время

будет осуществлять свое монопольное  влияние на экономику в большинстве

отраслей и сфер народного  хозяйства, в первую очередь в  финансовой и в

промышленности.

За прошедший с начала реализации Комплексной программы  демонополизации

экономики республики период несколько изменились характер и  уровень

монополизации. С одной  стороны, в отдельных отраслях осуществилась

декондентрация производства, приведшая к формированию новых  субъектов

хозяйствования негосударственной  формы собственности - малых предприятий,

кооперативов, обществ с  ограниченной ответственностью. Многие предприятия

государственного сектора  преобразовались в коллективные, акционерные

общества. С другой стороны, активизировались процессы организационной

интеграции хозяйствующих  субъектов с однородным производством, обусловившие

создание крупных производственно-хозяйственных  комплексов - концернов,

корпораций, других видов  объединений.

В сфере материального  производства и его инфраструктуре предприятия и

объединения отраслей промышленности, энергетики, транспорта, связи,

строительного комплекса  не претерпели организационно-структурных  изменений,

что явилось причиной сохранения в них неконкурентной среды и  доминирующего

положения на республиканском  и местных рынках товаров (работ, услуг)

субъектов этих отраслей. Так, гигантское ПО "Бобруйскшина" распалось  на

Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике