Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

антиконкурентной практики.

Что же касается особенностей государственной политики воздействия  на

монополии в США, то для  неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо

меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается  целесообразным и

необходимым только применительно  к естественным монополиям. В отношении  же

обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем

необязательно лишать фирму  монопольно высоких прибылей, если монопольное

положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым  качествам,

изобретательности или же просто счастливому случаю”. При  этом учитываются как

минимум два объективных  обстоятельства: 1)то, что если фирма  не будет уверена

в получении максимально  высоких прибылей (в случае её объективных  успехов на

пути совершенствования  производства и продукции), то она  не станет должным

образом заниматься совершенствованием техники, технологии, потребительских

свойств своих товаров, нахождением  незанятых “ниш” в структуре  рыночного

спроса и т.п.;2)то, что  если ведущие фирмы не будут получать максимальных

прибылей, то у других фирм ослабнет или вообще исчезнет стимул конкурировать

с лидерами и стремиться для  этого к совершенству, т.е., что  антимонопольная

политика в этом случае может превратиться в политику ослабляющую, а не

стимулирующую развитие рыночных механизмов в экономике.

Сложившиеся особенности  государственной политики по отношению  к монополиям в

различных странах не обязательно  сохраняются неизменными на перспективу. С

одной стороны, под влиянием США, происходят некоторые изменения  в этой

политике у европейских  стран, направленные на усиление конкуренции. С другой,

на характер антимонопольного законодательства США не может не влиять такой

важный фактор, как постоянно  усиливающиеся позиции Японии на мировом рынке

вообще и на внутреннем рынке США в частности. Уже  в середине 80-х годов США,

как отмечается в печати, столкнувшись с мощной конкуренцией японских

компаний, пошли на серьёзные  изъятия из антитрестовского законодательства в

пользу наукоёмких отраслей.

Вместе с тем, поскольку  именно США с их наиболее последовательным курсом на

сохранение института  конкуренции являлись и являются до сих пор лидером в

развитии большинства  направлений науки и техники, то, соответственно,

продолжение курса на поддержание  конкуренции может быть расценено  ими как

главный фактор сохранения их ведущего положения в сфере научно-технического

прогресса.

     3. Государственное  регулирование монополистической  деятельности в Республике

Беларусь.

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в

неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно не предусмотренных, при

отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом  дефиците и

углубляющемся экономическом  кризисе. Необходимость его обусловили:

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

2) преобладание крупных  чистых монополий - единственных  производителей;

3) формирование квазирыночных  структур;

4) усиление злоупотреблений  доминирующим положением на  рынке  со стороны

отдельных хозяйствующих  субъектов, чему способствовали распад хозяйственных

связей в рамках бывшего  СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной:

систем, сокращение объемов  производства, стагнация в инвестиционной сфере,

потеря управляемости  экономикой, отсутствие четкой классификации  видов

монополий.

Начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования

положено принятием в  декабре 1992 г. первого в истории  республики

антимонопольного закона "О противодействии монополистической  деятельности и

развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон).

Проведение последовательной антимонопольной политики стало  одной из

постоянных функций государственного управления.

Антимонопольная политика в  Республике Беларусь направлена на формирование

конкурентных отношений  в сфере производства и обращения  товаров и услуг путем

ограничения, пресечения и  предупреждения монополистической  деятельности

хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики

монопольной структуры рынков путем введения в действие диф­ференцированных

подходов к регулированию  деятельности естественных и искусственных  монополий,

учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма,

связанного с деятельностью  различного рода объединений; установление порядка

создания новых субъектов  хозяйствования, исключающих монополизацию  рынка; на

снижение отрицательных  последствий монополизма, сохраняющегося по

технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена

антимонопольным Законом  и конкретизирована в республиканской  Комплексной

программе демонополизации  экономики.

Одним из главных направлений  антимонопольной политики должно стать

обеспечение условий свободного доступа новых фирм на  рынки.  Вместе с тем

опыт стран  Восточной  Европы, приступивших к антимонопольным  преобразованиям,

показывает, что существование  на рынке нескольких производителей не

гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры  между

предприятиями в целях  устранения конкуренции; бойкоты по отношению к

потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен,

наносящих урон потребителям; договоренность между

производителями, ведущая  к навязыванию потребителям обременительных  условий

поставок; разделение сфер влияния, на рынке.

Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии;

2. Формальное заимствование  основных подходов американского  и западно-

европейского законодательств. И в России, и в Беларуси придерживаются

одинакового подхода к  монополизации, что в определенной мере объясняется

копированием европейских  законов. Отличается он только масштабами контроля за

поведением фирмы. Антимонопольное  регулирование применительно к  нашим

условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-

административных механизмов. Американские специалисты считают, что

"использование европейского  подхода к монополизации чревато  отрицательными

последствиями, ибо должностные  лица, воспитанные в традициях

централизованного управления, при реализации антимонопольных  законов не

постесняются глубоко  вмешиваться в дела, коммерческих предприятий"

3. Охват практически всех  хозяйствующих субъектов, занимающих  монопольное

или  доминирующее  положение  на рынке (при этом данные понятия  не

различаются, а рассматриваются  как тождественные);

4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

5. Осуществление в условиях  ломки АКС и плановых структур  в производстве и

управлении при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, при

практическом отсутствии конкуренции и значительных размеров частного

капитала;

6. Нацеленность на уменьшение  государственного сектора экономики  входе

приватизации, тогда как  в США, например, - на национализацию собственности

монополий;

7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на

Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта

особенность объясняется  тем, что в трансформационной  экономике происходит

движение от монополии  к конкуренции, а в рыночной экономике, наобо­рот, - от

свободной конкуренции к  монополии.

Монополистическая деятельность в Беларуси сводится авторами Комплексной

программы к различным  формам злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим

доминирующим положением на рынке и к заключению соглашений между ними и

органами управления, направленных на недопущение, ограничение или  устранение

конкуренции и ущемляющих законные интересы потребителей (ст. 5 и 6 Закона). О

недопущении, ограничении  и устранении конкуренции не может  идти речь в

условиях ее реального  отсутствия, как и самих условии, необходимых для

развития конкурентных отношений. В комментариях Министерства к Закону

подчеркивается необходимость  их создания путем "привлечения на

монополизированные рынки  новых товаропроизводителей посредством  развития

предпринимательства и поддержки  новых экономических структур".

Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической

системе хозяйствования можно  определить как действия, прежде всего  органов

управления и хозяйствующих  субъектов, злоупотребляющих своим  доминирующим

положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно  к

странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно

связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это  преждевременно,

так как конкурентные отношения  здесь находятся в стадии формирования.

В течение переходного  периода необходимо создать предпосылки  для становления

рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических  субъектов

(предпринимателей, предприятий); полную их ответственность за  результаты

хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности, включая

частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции

потребителей к конкуренции  производителей. Для этого необходимы

демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры

производства; наличие на рынке достаточного количества производителей каждого

вида товаров, не имеющих  возможности влиять на рыночные цены; свободный вход

на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на

нем, пресечение злоупотреблений  монополистическим положением. Понятие

"демонополизация" стало  использоваться после принятия  в 1990 г. Постановления

Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации  народного хозяйства". В

западной экономической  литературе оно практически не применяется; здесь

распространены понятия "антимонопольное, или антитрестовское,

регулирование". Применительно  к отечественной экономике его  появление

объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования

общества. К их числу относятся  деполитизация, деидеологизация, деэтатизация,

дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, де­монополизация. Этот

термин в начале 90-х  гг. получил широкое распространение  в странах Восточной

Европы и трактуется как  путь к экономической свободе  путем разгосударствления

и приватизации,  устранении   монополии государственной соб­ственности,

монополии государства на производство продукции и услуг  с целью формирования

конкурентного рынка.

В условиях перехода к рынку  демонополизация хозяйственной  жизни предполагает

преодоление монополистических  тенденций в экономике: на народнохозяйственном

уровне - ликвидацию тоталитаризма  государственной собственности; на уровне

отрасли — устранение монополии  министерств, ведомств и их преемников

(концернов, ассоциаций  и т.д.), упразднение их командных  функций; на уровне

предприятий - пресечение диктата  производителя (продавца), свободную

реализацию продукции  любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему

возможность выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика

отечественной  экономики. Существующие в народном хозяйстве  монополии не

являются результатом  рыночной конкуренции. Они искусственно формировались

административно-командной    системой    путем; объединения  ранее

самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих

в тесной технологической  связи. Для управления такими конгломератами

создавался единый, управленческий аппарат. Устранять их экономическими

методами - сложно, особенно когда один завод производил продукцию  для всей

страны. В народном хозяйстве  господствовали монополия не столько

экономических, сколько управленческих структур, а также всеохватывающий

дефицит, конкуренция между  потребителями, но не производителями.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1)

неблагоприятного состояния  экономики, включая спад производства и хронический

дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и

энергетической базы; 3) высокой  зависимости экономики республики от процессов

в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от

поставок основных видов  ресурсов и комплектующих изделий.

Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных

организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход

от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям,

между предприятиями в  процессе их совместной деятельности; обоснованные

деконцентрация и разукрупнение  существующих монополистических объединений  и

Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике