Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

несколько заводов, которые, обретя самостоятельность, объединились в

промышленные ассоциации.

На отдельных предприятиях производственной инфраструктуры

(электроэнергетики, транспорта) осуществлено разукрупнение с  образованием

новых юридически самостоятельных  субъектов хозяйствования. Так, в  системе

Минэнерго на базе треста "Белэнергострой", доминировавшего на республиканском

рынке услуг по строительству  электростанций, создано семь независимых

конкурирующих организаций. В системе Минхлебопродуктов  из состава

Калинковичского и Барановичского комбинатов хлебопродуктов выделены

структурные подразделения  с приданием им статуса юридического лица.

В сфере розничной торговли статус юридического лица получили более  тысячи

магазинов и столовых, освободившихся от опеки бывших торгов и трестов. Кроме

того, здесь создан ряд  добровольных объединений (ассоциаций, акционерных

обществ и др.). В 1997 г. на рынке  розничной торговли оставалось около 30

монополистов (Материалы  Министерства предпринимательства  и инвестиций).

Антимонопольное законодательство, действующее в Беларуси, не корректно

применять к промышленным объединениям, выходящим на международный  рынок.

Необходимо поддерживать "национальных чемпионов'', готовых  к конкуренции на

этом рынке. Речь идет о  сформированных еще в годы существования  СССР

ведомственных производственных объединениях с технологическими цепочками,

необходимыми для выпуска  конечной продукции. Важнейшим их отличием от

процветающих западных транснациональных  компаний была почти полная изоляция

от мирового рынка и  всемирной производственно-сбытовой сети, невовлеченность

в современные стратегические альянсы. Продажа в процессе приватизации каждого

из данных предприятий  по отдельности угрожает им дезинтеграцией.

Поддержка предприятий-экспортеров  особенно актуальна для Беларуси.

Целесообразно выделить те, которые вышли на внешний рынок  в качестве

экспортеров и не подлежат ценовому регулированию. В эту группу могут быть

включены предприятия, производящие пользующуюся спросом продукцию, ибо

фиксирование цен затрудняет техническую реконструкцию производства,

расширение мощностей  и т.д. В условиях непрерывного роста  цен; на сырье,

материалы и энергоресурсы  себестоимость искусственного меха  (Жлобинское ПО

искусственного меха), комбайнов (Гомсельмаш), продукции Оршанского

льнокомбината, мини-тракторов, мотоблоков и мотокультиваторов  МТЗ,

мотоциклов и велосипедов, химических волокон  и нитей,  кордной,  вискозной

и капроновой тканей, выпускаемых  Гродненским и Светлогорским  ПО "Химволокно",

ежемесячно росла, что  привело к снижению конкурентоспособности  указанной

продукции, поскольку уровень  цен внутреннего рынка по некоторым  видам товаров

превысил мировые.

Слияния, поглощения предприятий, приобретение их акций, другие формы

объединения субъектов контролируются антимонопольными органами. Они не

допускают объединения предприятий  с однородными (взаимозаменяемыми) видами

производимых ими товаров  и услуг, поскольку это обеспечивает вновь образуемым

хозяйствующим субъектам  монопольное положение на рынке. Так, Витебскому

облисполкому было отказано в создании государственного объединения

мясомолочной промышленности, Белорусскому производственному объединению

"Гарант" - в создании  холдинговой компании. В ходе  согласования проекта

создания холдинга "Беллеспром" из предполагаемого его состава  было исключено

более трети предприятий  и тем самым заблокировано  доминирующее положение

этого холдинга на рынке мебели, обоев, спичек и некоторой другой продукции.

Специфика естественных монополий  требует дифференцированного подхода  к их

регулированию, ориентированного на обеспечение баланса между  формой

регулирования (прямое, косвенное, административное, экономическое) и  той

свободой, которую необходимо обеспечить для хозяйствующего субъекта в целях

развития цивилизованных рыночных отношений. Несмотря на то, что  целью

принятого более пяти лет  назад первого в истории Беларуси антимонопольного

закона было создание условий  для развития конкуренции, ее практическая

реализация оказалась  малоэффективной. Это объясняется  тем, что:

во-первых, белорусский (как  и российский) Закон формально  заимствовал

основные подходы и  методы американского и западноевропейского

антимонопольных законодательств, призванных поддерживать налаженную

конкурентную среду, способствовать дальнейшему развитию конкуренции;

во-вторых, он слабо адаптирован, к сложившимся социально-экономическим

условиям национальной экономики, к степени развитости товарно-денежных

отношений и общественного  производства в целом, отношений  собственности и

всех компонентов рынка;

в-третьих, разработчики антимонопольного закона республики недостаточно учли

особенности монополизма  белорусской экономики, возникшего в условиях

отсутствия рынка к  конкуренции, и самих монополий, обладающих специфическими

признаками, противоречащими  природе рыночных монополий. В нем  сделан акцент

не на становление конкуренции  а на антимонопольное регулирование.

Белорусский антимонопольный  Закон рассматривает конкуренцию  как якобы

реально существующее явление  в национальной экономике. Этот парадокс

объясняется тем, что его  статьи были скомпилированы с антимонопольных  законов

развитых стран без  учета того факта, что в белорусской  экономике

отсутствовала реальная конкуренция  в ее классических видах и формах. Данный

Закон недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление

конкурентных отношений.

Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают  слабая

законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических  процессов,

диффузия институтов, специфика  субъектов антимонопольного регулирования

(бюрократизация и коррупция  в государственном аппарате). Без  реформы системы

экономических отношений, без  соответствующей институциональной  среды оно не

может быть эффективным. Более  того, из-за антимонопольного регулирования  не

выработались правила  поведения субъектов на рынках и  меры защиты прав малых и

вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих

субъектов, занимающих на нем  доминирующее положение.

Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления

Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень  монополизации,

несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 %

стоимости основных фондов государственных  предприятий. Из общего количества

реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные  общества, 22

- выкуплено арендными  предприятиями, 20 — продано на  аукционах, 12 -

выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано  по

конкурсу. Замедляет процесс  приватизации пренебрежение процедурой

банкротства.

Монополизм управления, технологический  и локальный (региональный) монополизм,

высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных  средств

препятствуют созданию новых  и модернизации действующих производств.

Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик

имеет возможность монопольного диктата своих условий.

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной

политики, совершенствования  правовой базы, регулирующей деятельность

предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций

подготовило проект закона "О  внесении изменений и дополнений в Закон

Республики Беларусь "О  противодействии монополистической  деятельности и

развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной  политики в

настоящее время являются:

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  к

экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных,

межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других

объединений предприятий) в  сфере производства и реализации товаров (работ,

услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые

государством монополии;

в) обеспечение притока  конкурирующих товаров на белорусские  рынки;

г) правовое и организационное  обеспечение антимонопольного регулирования  и

реализации законодательства о защите прав потребителей.

С 1997 г. антимонопольная политика в Беларуси реализуется дифференцированно:

на монополизированных рынках контролируется поведение предприятий-

монополистов, предупреждаются  слияние хозяйствующих субъектов  и создание

монополистических объединений  предприятий, пресекается недобросо­вестная

конкуренция. При этом решаются задачи сохранения целостных технологических

комплексов, определяющих развитие экспортного потенциала республики, выхода

ее на мировой рынок, повышения  конкурентоспособности продукции  и

эффективности функционирования хозяйствующего субъекта на соот­ветствующем

рынке. Кроме того, осуществляется наблюдение за динамикой концентрации

производства и положения  лидирующих хозяйствующих субъектов, чтобы не

допустить их доминирования  на товарных рынках в процессе объединения. В

связи с этим перед Министерством  предпринимательства и инвестиций возникла

необходимость выявления  таких рынков и возобновления  анализа концентрации

производства, (подобные расчеты  не проводились с 1994 г.). Сегодня на

олигопольных рынках контролируются   процессы  акционирования,  приватизации

и создания различного рода объединений (данные МПиИ).

Антимонопольная   политика   в  области   ценообразования  была направлена в

основном на сужение сферы  прямого государственного регулирования  цен на

продукцию и услуги предприятии  на базе дифференцированного подхода  к товарным

рынкам и разным группам  товаропроизводителей, а также на постепенный переход

от ценового регулирования  к системе контроля цен.

Следует отметить, что становление  антимонопольного регулирования  происходит

неравномерно.   Активность антимонопольных органов в первой половине 90-х гг.

сменилась резким спадом ее в конце 90-х гг., акценты в их деятельности

переключились с проблемы совершенствования антимонопольного законодательства

на  проблемы развития  предпринимательства и малого бизнеса. До сих пор не

приняты поправки к первому  антимонопольному закону.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе

ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется

неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки  зрения,

как методологии, так и  достоверности, полноты предоставляемой  информации. В

частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне

концентрации капитала, о  движении акций, об объемах и структуре  производства

негосударственного сектора  экономики и др. Отечественная  статистика не

владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить  полный и

всесторонний анализ степени  монополизации экономики. Вследствие

коммерциализации информационной области возникает монополия  на информацию.

В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики

Беларусь на 1996-2000 годы" подчеркивается, что "...стратегическим

направлением деятельности в области антимонопольной политики является

формирование полноценной  конкурентной среды, ориентированной  на качественные

стороны функционирования экономики". С этой целью Министерство по

антимонопольной политике было преобразовано в 1996 г. в Министерство

предпринимательства и инвестиций.

Вместе с тем демонополизация  государственного сектора экономики  Беларуси

происходит не путем осмысленного реформирования, а за счет постепенной

ликвидации крупных государственных  предприятий. Примером является Гомельское

ПО "Коралл". До 1994 г. оно  выпускало кинескопы для телевизоров, включая

полный цикл их производства - от литья экранного стекла - до сборки. После

его акционирования в 1997 г. 67 % акций было передано американской фирме

"Вестрей Инк". Затем  договор с этой фирмой был,  расторгнут вследствие ее

неспособности осуществить  модернизацию производства. Было проведено

разукрупнение данного объединения - из него выделились как самостоятельные

субъекты завод "Модуль", инструментальное производство и транспортное

хозяйство. Некогда мощное и передовое предприятие в  настоящее время

испытывает серьезные  трудности.

Анализ программ демонополизации  и антимонопольного закона, а также  итогов

пятилетнего периода их реализации показал, что традиционные меры

демонополизации экономики  не эффективны в условиях отечественного

Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике