Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законо- дательной базы по поводу регулирования монополистических процессав и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение
1. Антимонопольная политика:
сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике
Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

      Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

 1) предупреждение создания монополий;

 2) ограничение использования монопольной власти.

      Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

      Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]

     Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым отно-сятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занима-ющими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

     Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

      В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика пер-воначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

      Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время.

 

1.2 Необходимость  государственного антимонопольного  регулированиия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Антимонопольная  политика: сущность, принципы, направления.

Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену

спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специ­фических форм

государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры

рынка, уровня и масштабов  конкуренции с целью повышения  эффективности

экономики"

AMP корректнее определять  как реализацию государством  комплекса

экономических, законодательных  и административных мер, направленных на

обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение  чрезмерной

монополизации рынка и  злоупотреблений монопольной властью  со стороны

хозяйствующих субъектов.

Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует

подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с  самого начала

базировалось на сложившейся  системе рыночных отношений. Монополии  в рыночной

экономике в своем подавляющем  большинстве были и остаются про­дуктом

развития товарного производства и конкуренции.

Антимонопольное регулирование  осуществляется практически во всех странах,

базируясь либо на антитрестовском  законодательстве (в США, Канаде, Японии),

либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной  практикой

(скандинавские страны), либо  на соответствующих нормах, закрепленных

крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского

договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО).

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное

законодательство. Оно выступает  одной из форм непосредственного  вмешательства

государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в

Канаде и США это  законодательство установило ряд правил, относящихся как к

организации капитала, так  и к содержанию заключаемых договоров.

Большинство европейских  государств до второй мировой войны  вообще не имело

антимонопольных законов, что  объяснялось более низким уровнем  концентрации

производства в них, чем  в США. В 80-е гг. аналогичные законы были

приняты также в ряде стран  Африки (например, в Кении и Танзании). Они не

препятствуют созданию крупных  монополий, в том числе и транснациональных

корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди

мелких и средних фирм.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и

способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от

недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой

практике не существует однозначного определения недобросовестной

конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так,

Федеральная Комиссия США  выделяет свыше 400 способов недобросовестной

конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой  практики;

в) необходимость зашиты интересов  общества от некоторых предпринимателей.

Целесообразность и разумность являются принципами современной

антимонопольной политики, а  дуализм, психологизм, непоследовательность,

противоречивость - особенностями  ее реализации. При этом антимонопольные

органы в развитых странах  руководствуются принципом, которым  часто

руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование -

там, где необходимо". Следует  отметить, что в США антимонопольная  политика

выступает в качестве разновидности  промышленной. Последняя означает

"совокупность методов  государственного воздействия на  промышленность".

Выделяют антитрестовскую  и антикартельную направленность антимонопольного

законодательства. Антитрестовские  законы преследуют цель противодействовать

союзам, в рамках которых  полностью утрачивается самостоятельность  фирм и

устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного

рода сговоров между фирмами  картельного типа. Их цель состоит  в

стимулировании конкуренции  и диверсификации производства.

Кроме того, в ряде стран  приняты законы, действующие против недобросовестной

конкуренции, включая мошенничество  в производстве и торговле. Они  призваны

обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние

компаний, сговор о ценах  и их дискриминацию, другие ограничения  торговли и

конкуренции.

Антимонопольное регулирование - это регулирование уровня концентрации и

монополизации, стратегии  и тактики внешнеэкономической  деятельности, ценовое

и налоговое регулирование  предприятий, допускающих злоупотребления  своим

доминирующим положением.

В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения  роста

масштабов производства и  продаж фирмы, злоупотребляющей своим  доминирующим

положением, законодательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах

ЕС судебные иски могут  быть возбуждены в случае, если фирма  превышает

установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная

регистрация всех соглашений об объединении фирм.

Современная конкуренция  регулируется методами административного

(законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия.

Административное регулирование  конкуренции основано на принятии

законодательных актов и  на контроле за их соблюдением со стороны

государства. Его целью  является противодействие недобросовестной

конкуренции, некорректной монополистической  практике и чрезмерной

монополизации экономики.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия представляют собой

правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная  цель -

стимулирование предпринимательской  активности различных субъектов.

Во всех развитых странах  на общегосударственном уровне

существуют антимонопольные  органы, отвечающие за разработку и  реализацию

антимонопольной политики.

Исторически сложились две  системы антимонопольного регулирования (иногда их

называют системами антитрестовского права или типами антимонопольного

законодательства): американская и западно-европейская. Критерием  их

разграничения являлось отношение  к монополии.

В современных условиях изменились взгляды на роль и значение концентрации

производства для экономики  и общества в целом. Это обусловлено  ее

положительным влиянием на его  эффективность. Большое значение придается

позитивному воздействию  крупных компаний на конкурентоспособность

американской продукции  на мировом рынке.

Американские специалисты  критикуют антимонопольную политику и антимонопольное

законодательство, не отрицая  их в принципе. Вместе с тем они  считают, что их

необходимо существенно  пересмотреть и усовершенствовать. При этом акцент

делается на пресечение фактов фиксации цен, дележа рынков и практики

горизонтальных слияний, несущих угрозу развитию конкуренции.

Динамика НТП в современных  условиях, международное промышленное

сотрудничество, транснационализация  производства, глобализация мировой

экономики поставили под  сомнение прежние устои тотального антимонополизма.

Так, английский экономист  М. Бест считает, что антимонопольная  политика США и

Англии изживает себя.

В реализации антимонопольной  политики важное значение имеет четкость

классификации отраслей. В  настоящее время наиболее широко применяется

четырехзначная классификация, допускающая расширение ее до семизначной.

Согласно этой классификации, экономика США представлена примерно 400

отраслями.

Горизонтальное слияние  предполагает объединение фирм одной  отрасли. Не

допускаются слияния фирм, снижающие конкуренцию, т.е. превышающие  допустимый

уровень концентрации производства. К типичным горизонтальным ограничениям и

серьезным нарушениям антимонопольной» законодательства относятся картельные

договоры, которые регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают

единые условия торговли, включая дисциплинарные санкции  за нарушение

договора его участниками.

Вертикальное слияние  означает объединение фирм различных  отраслей по принципу

технологической связи производственных процессов, образующее комбинат с

замкнутым производственным циклом. Причем ограничительные условия  принимаются

в одностороннем порядке, поскольку господствующий на рынке  предпри­ниматель

способен навязать свои требования более слабому контрагенту. К  таким

ограничениям конкуренции  относятся договоры об исключительных торговых

операциях, установление или  поддержка перепродажных цен, ограничительные

условия в договорах о  передаче прав на объекты промышленной собственности

(договоры-уступки и лицензионные  соглашения).

Конгломеративное слияние  происходит путем объединения фирм различных

отраслей, технологически не связанных между собой. Таким  образом, фирма

диверсифицирует свое производство.

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что объединение  фирм (и

вертикальное, и горизонтальное, и Конгломеративное) нельзя считать  только

отрицательным явлением. Слияние  компаний может повысить эффективность

производства за счет как  снижения издержек путем роста масштабов

производства, так и приобретения дополнительных преимуществ, которыми

Информация о работе Антимонопольное регулирование в развитой рыночной экономике