Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:26, доклад
Конкурентная политика, надлежащее осуществление антимонопольных правил являются для России основными условиями становления современной рыночной экономики. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 года Президент РФ выразил задачу государства и общества в сфере обеспечения антимонопольной политики: «Монополисты душат конкурентоспособность нашей экономики. Продолжение подобной политики – путь к стагнации экономики. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производятся конкурентоспособные товары. Конкурентоспособным у нас должно быть все».
Vlaimir Mazaev
Антимонопольное законодательство: динамика развития.
Проблемы применения.
Конкурентная политика, надлежащее
осуществление антимонопольных
правил являются для России основными
условиями становления
Несмотря на приоритетность конкурентной политики, выравнивания условий конкуренции, по словам Г. Грефа, этот рыночный элемент на сегодняшний день в полной мере не работает и не используется1. Вместе с тем в сфере антимонопольной деятельности в России созданы достаточно объемная база антимонопольного законодательства, институты власти по обеспечению здоровой конкуренции. В нашей стране накоплен значительный опыт проведения антимонопольной политики в условиях переходного периода, колоссального передела собственности, становления на рынке многочисленных форм концентрации капитала и т.п.
В данной работе дается представление об общих условиях правового и институционального обеспечения антимонопольной деятельности в России, уделяется внимание основным направлениям антимонопольного законодательства, дается характеристика основным государственным институтам, наделенным полномочиями в этой сфере. Особое внимание уделяется проблемам административной реформы при проведении антимонопольной политики, административной практики Министерства по антимонопольной политике РФ, ее соотношения с судебной практикой по этим вопросам.
Конституция Российской Федерации
закрепляет конкуренцию в качестве
важнейшего принципа конституционного
строя (п.1 ст.8) и в качестве гарантии
свободы экономической
На принципе конкуренции основана
вся хозяйственная деятельность
в условиях современной российской
рыночной экономики, принцип конкуренции
пронизывает все сферы и
Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с Законом антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (ст. 1). Таким образом, в Законе устанавливается приоритетность данного Закона в системе антимонопольного законодательства.
Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. (ст2).
В соответствии с данным законом устанавливается система антимонопольных органов во главе с федеральным антимонопольным органом.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц.
В ст. 4 Закона даются основные понятия в сфере антимонопольного законодательства, например:
недобросовестная
конкуренция - любые направленные на
приобретение преимуществ в
В Законе устанавливаются основные направления и формы регулятивного воздействия по обеспечению антимонопольной политике на товарных рынках. Так, к монополистической деятельности закон относит такие формы как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст.5); соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.6); акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции (ст.7) и др.
В Законе довольно четко формулируются составы нарушений антимонопольного законодательства. Например, запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др).
Запрещается образование
министерств, государственных комитетов,
других федеральных органов
В Законе закрепляется статус федерального антимонопольного органа, его задачи, функции, полномочия.
Вторым важнейшим
законом в сфере
Данным законом устанавливается механизм определения доминирующего положения финансовой организации.
Доминирующее
положение финансовой организации
на рынке финансовых услуг определяется
федеральным антимонопольным
на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;.
на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;
на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;
В Законе устанавливается перечень запрещенных действий финансовой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, в том числе таких, как:
включение в
договор дискриминационных
согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована.
В Законе также устанавливаются запреты на соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг.
В данном законе
предусматривается отдельная
В Законе также устанавливаются формы недобросовестной конкуренции в том числе:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
некорректное сравнение финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями и др.
Еще одним важнейшим федеральным законом в сфере антимонопольного регулирования является ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях»(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ,от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В этом Законе дается определение естественной монополии - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Данным Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки и др.
В Законе предусматриваются органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, их статус и полномочия.
Кроме названных федеральных законов существует большой массив законодательства, содержащий нормы, направленные на поощрение конкуренции и ограничение монополистической деятельности. К таким актам, например, следует отнести федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О реструктуризации кредитных организаций», «Об иностранных инвестициях», «О страховании», «О рекламе», «О связи», «О почтовой связи», «О зерне», «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте в РФ», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания», «О защите прав потребителей», «О недрах», «О финансово-промышленных группах», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли» и др.
Так, например, в Законе РФ « О защите прав потребителей» определены основные направления деятельности антимонопольных органов в этой сфере:
предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей;
оказание потребителям правовой помощи, в том числе в судебной защите их прав;
развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей и др.
В ФЗ РФ «О рекламе» закреплены основные направления государственного антимонопольного контроля в этой сфере:
защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
предотвращение и прекращение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации создана и развивается значительная правовая база реализации антимонопольной политики и поддержки здоровой конкуренции, сформирована система государственных органов по ее реализации, основным звеном которой выступает Министерство по антимонопольной политике РФ.
2. Основные направления осуществления антимонопольной политики и законодательства в сегодняшней России.
В качестве приоритетных задач конкурентной
политики в 2003 году МАП РФ, исходя из
Программы социально-
2003 г. стал годом формирования
новых условий
С учетом перехода России к политике открытой экономики и в международных отношениях конкурентная политика должна обеспечить: равенство всех экономических субъектов при доступе к ресурсам, покупателям и защитить внутреннего товаропроизводителя от негативных факторов, присущих внешним рынкам.
Информация о работе Антимонопольное законодательство: динамика развития