Антимонопольное законодательство: динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:26, доклад

Описание работы

Конкурентная политика, надлежащее осуществление антимонопольных правил являются для России основными условиями становления современной рыночной экономики. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 года Президент РФ выразил задачу государства и общества в сфере обеспечения антимонопольной политики: «Монополисты душат конкурентоспособность нашей экономики. Продолжение подобной политики – путь к стагнации экономики. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производятся конкурентоспособные товары. Конкурентоспособным у нас должно быть все».

Файлы: 1 файл

Analyt_Mazaev.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)


Vlaimir Mazaev

Антимонопольное законодательство: динамика развития.

Проблемы применения.

 

 

Конкурентная политика, надлежащее осуществление антимонопольных  правил являются для России основными  условиями становления современной  рыночной экономики. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 года Президент РФ выразил задачу государства и общества в сфере обеспечения антимонопольной политики: «Монополисты душат конкурентоспособность нашей экономики. Продолжение подобной политики – путь к стагнации экономики. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производятся конкурентоспособные товары. Конкурентоспособным у нас должно быть все».

Несмотря на приоритетность конкурентной политики, выравнивания условий конкуренции, по словам Г. Грефа, этот рыночный элемент на сегодняшний день в полной мере не работает и не используется1. Вместе с тем в сфере антимонопольной деятельности в России созданы достаточно объемная база антимонопольного законодательства, институты власти по обеспечению здоровой конкуренции. В нашей стране накоплен значительный опыт проведения антимонопольной политики в условиях переходного периода, колоссального передела собственности, становления на рынке многочисленных форм концентрации капитала и т.п.

В данной работе дается представление об общих условиях правового и институционального обеспечения антимонопольной деятельности в России, уделяется внимание основным направлениям антимонопольного законодательства, дается характеристика основным государственным институтам, наделенным полномочиями в этой сфере. Особое внимание уделяется проблемам административной реформы при проведении антимонопольной политики, административной практики Министерства по антимонопольной политике РФ, ее соотношения с судебной практикой по этим вопросам.

 

    1. Нормативная база.

Конституция Российской Федерации  закрепляет конкуренцию в качестве важнейшего принципа конституционного строя (п.1 ст.8) и в качестве гарантии свободы экономической деятельности устанавливает запрет на экономическую  деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п.2 ст.34).

На принципе конкуренции основана вся хозяйственная деятельность в условиях современной российской рыночной экономики, принцип конкуренции  пронизывает все сферы и отрасли  экономической деятельности. Поэтому антимонопольная деятельность государства по поддержке конкуренции и ограничение недобросовестной конкуренции обусловливается особенностями функционирования тех или иных сфер хозяйственной деятельности, тех или иных субъектов экономической деятельности. В связи с этим антимонопольное законодательство включает в себя ряд федеральных законов. К числу наиболее важных в этой сфере следует отнести Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ,от 02.01.2000 N 3-ФЗ,  от 30.12.2001 N 196-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

Данный Закон  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с Законом антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (ст. 1). Таким образом, в Законе устанавливается приоритетность данного Закона в системе антимонопольного законодательства.

Настоящий Закон  распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых  участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. (ст2).

В соответствии с данным законом устанавливается система антимонопольных органов во главе с федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный  орган для осуществления своих  полномочий создает свои территориальные  органы и назначает соответствующих  должностных лиц.

В ст. 4 Закона даются основные понятия в сфере антимонопольного законодательства, например:

недобросовестная  конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

В Законе устанавливаются основные направления и формы регулятивного воздействия по обеспечению антимонопольной политике на товарных рынках. Так, к монополистической деятельности закон относит такие формы как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст.5); соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.6); акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции (ст.7) и др.

В Законе довольно четко формулируются составы  нарушений антимонопольного законодательства. Например, запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего  доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

изъятие товаров  из обращения, целью или результатом  которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных для  него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного  имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др).

Запрещается образование  министерств, государственных комитетов, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделение существующих министерств, государственных комитетов или других структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В Законе закрепляется статус федерального антимонопольного органа, его задачи, функции, полномочия.

Вторым важнейшим  законом в сфере антимонопольного законодательства является Федеральный  закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг», который регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

Данным законом  устанавливается механизм определения доминирующего положения финансовой организации.

Доминирующее  положение финансовой организации  на рынке финансовых услуг определяется федеральным антимонопольным органом  по согласованию:

на рынке  ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;.

на рынке  банковских услуг - с Центральным  банком Российской Федерации;

на рынке  страховых услуг - с федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

В Законе устанавливается  перечень запрещенных действий финансовой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, в том числе таких, как:

включение в  договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями;

согласие заключить  договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована.

В Законе также  устанавливаются запреты на соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг.

В данном законе предусматривается отдельная глава, в которой формулируются запреты  на принятие нормативных правовых актов  и действия федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг

В Законе также устанавливаются формы недобросовестной конкуренции в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести  ущерб ее деловой репутации;

некорректное  сравнение финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями и др.

Еще одним важнейшим  федеральным законом в сфере  антимонопольного регулирования является ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях»(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ,от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

Данный Федеральный  закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В этом Законе дается определение естественной монополии - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Данным Законом  регулируется деятельность субъектов  естественных монополий в следующих  сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки и др.

В Законе предусматриваются  органы, регулирующие деятельность субъектов  естественных монополий, их статус и  полномочия.

Кроме названных федеральных законов  существует большой массив законодательства, содержащий нормы, направленные на поощрение конкуренции и ограничение монополистической деятельности. К таким актам, например, следует отнести федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О реструктуризации кредитных организаций», «Об иностранных инвестициях», «О страховании», «О рекламе», «О связи», «О почтовой связи», «О зерне», «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте в РФ», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания», «О защите прав потребителей», «О недрах», «О финансово-промышленных группах», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли» и др.

Так, например, в Законе РФ « О  защите прав потребителей» определены основные направления деятельности антимонопольных органов в этой сфере:

предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей;

оказание потребителям правовой помощи, в том числе в судебной защите их прав;

развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей и  др.

В ФЗ РФ «О рекламе» закреплены основные направления государственного антимонопольного контроля в этой сфере:

защита от недобросовестной конкуренции  в области рекламы;

предотвращение и прекращение  ненадлежащей рекламы.

Таким образом, можно сказать, что  в Российской Федерации создана  и развивается значительная правовая база реализации антимонопольной политики и поддержки здоровой конкуренции, сформирована система государственных органов по ее реализации, основным звеном которой выступает Министерство по антимонопольной политике РФ.

2. Основные направления осуществления антимонопольной политики и законодательства в сегодняшней России.

В качестве приоритетных задач конкурентной политики в 2003 году МАП РФ, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) определяет: антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, банковского и финансового секторов; изменение подходов к анализу и контролю экономической концентрации, в том числе – с учетом интеграции страны в мировую экономическую систему и глобализации экономических связей; проведение эффективной конкурентной политики; обеспечение снятия административных барьеров посредством применения антимонопольного законодательства, усиление контроля антиконкурентных органов власти на товарных и финансовых рынках; развитие организованных товарных рынков.(решение расширенного заседания Коллегии МАП РФ от 4 марта 2003 г. №2).

2003 г. стал годом формирования  новых условий функционирования  естественно-монопольного сектора  отечественной экономики. Принят  пакет законопроектов по реформированию железнодорожного транспорта, законодательно определены направления развития конкуренции в сфере электроэнергетики, обсуждаются направления реформирования газовой отрасли. Дальнейшее реформирование данного сектора, обеспечивающего свыше 50 % от вклада промышленности в ВВП, и формирующего более 2/3 доходов консолидированного бюджета, является основой расширения конкуренции в российской экономике.

С учетом перехода России к политике открытой экономики и в международных  отношениях конкурентная политика должна обеспечить: равенство всех экономических субъектов при доступе к ресурсам, покупателям и защитить внутреннего товаропроизводителя от негативных факторов, присущих внешним рынкам.

Информация о работе Антимонопольное законодательство: динамика развития