Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:26, доклад
Конкурентная политика, надлежащее осуществление антимонопольных правил являются для России основными условиями становления современной рыночной экономики. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 года Президент РФ выразил задачу государства и общества в сфере обеспечения антимонопольной политики: «Монополисты душат конкурентоспособность нашей экономики. Продолжение подобной политики – путь к стагнации экономики. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производятся конкурентоспособные товары. Конкурентоспособным у нас должно быть все».
Безусловно, поддержка исполнительной властью отдельных предприятий и отраслей является неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Однако неправомерное предоставление государственных средств, тех или иных льгот и преимуществ может существенно влиять на состояние конкуренции, структуру издержек производства, привести к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию необходимых структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентноспособных и нежизнеспособных производств. Бесконтрольное и законодательно не урегулированное выделение финансовых средств и предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам со стороны органов исполнительной власти создает благоприятную почву для коррупции и иных преступлений в экономической сфере.
Еще один блок проблем – маркирование потребительских товаров идентификационными марками, которое вводится нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации под разными наименованиями и под предлогом борьбы с некачественными товарами является одним из наиболее распространенных ограничений предпринимательской деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации такое маркирование получило распространение и вводилось не только на алкогольную продукцию, но и на табак и табачные изделия, видео- и аудио-продукцию, чай, кофе, косметику, безалкогольные напитки, минеральную воду и др.
В подготовленном в 2001 г. докладе МАП России “О конкурентной политике Российской Федерации (1999-2001 гг.)” было отмечено, что рынок алкогольной продукции наиболее часто подвергается антиконкурентным действиям со стороны органов исполнительной власти. Регулирование оборота алкогольной продукции на региональных рынках преследует различные цели, включая протекционизм в отношении местных производителей, поддержку государственных предприятий, работающих в сфере производства, хранения, реализации алкогольной продукции, увеличение налоговых поступлений и иных доходов своего регионального бюджета.
Однако, с принятием поправок в ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», таких нарушений не выявлено.
Преимущественно на региональном уровне существует и еще одна проблема. Законодательством Российской Федерации предусмотрены случаи двойного финансирования целого ряда государственных контрольных и надзорных учреждений (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, учреждения государственного энергетического надзора в Российской Федерации). Такие организации используют свой законодательно установленный двоякий статус, нарушают законодательство Российской Федерации, в частности, Закон о конкуренции. Суть нарушений, как правило, состоит: в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; ограничении самостоятельности хозяйствующих субъектов; создании дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
На практике существует
проблема привлечения таких организаций
к ответственности за нарушение
конкурентного
Она заключается в том, что, несмотря на наличие властных функций, перечисленные службы не могли быть отнесены ни к одному из субъектов нарушений статей 7 и 8 Закона о конкуренции, поскольку не являлись ни федеральными, ни региональными органами исполнительной власти.
Однако в настоящее время ситуация изменилась в связи в внесением в октябре 2002 г. изменений и дополнений в Закон о конкуренции, благодаря которым антимонопольный контроль деятельности организаций, не являющихся органами власти, но при этом наделенных их функциями.
IV. Соглашения и согласованные действия органов власти. Конкурсы
До сих пор серьезной проблемой в практике антимонопольного законодательства является выявление и пресечение соглашений или осуществления согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Такие соглашения (согласованные действия) прямо запрещены статьей 8 Закона о конкуренции. При этом наиболее актуальной для МАП России остается проблема доказывания таких фактов.
Объективное отсутствие прямых доказательств (выраженных в какой-либо материальной форме), свидетельствующих о заключении органами власти таких соглашений, часто приводит к тому, что антимонопольные органы вынуждены прекращать дела, возбужденные по признакам нарушения статьи 8 Закона о конкуренции.
В 2002 г. МАП России возбудил
в отношении Минтруда России дело
про признакам нарушений
По результатам рассмотрения МАП России представленных документов с учетом объяснения сторон, а также лиц, участвующих в деле, наличие фактов нарушения статьи 8 Закона о конкуренции не было подтверждено. В связи с этим данное дело пришлось прекратить.
Вместе с тем, материалы, свидетельствующие о фактах нарушения Минтрудом России законодательства Российской Федерации о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, выявленные Комиссией в ходе рассмотрения дела направлены в Минэкономразвития России по принадлежности.
Вместе с тем, негативные последствия для конкурентной среды, возникающие в связи с нарушением органами власти требований статьи 8 Закона о конкуренции, характеризуются прежде всего своей масштабностью, способной не только ограничить конкуренцию на определенном товарном рынке, но и привести к устранению ее как таковой.
Большое число нарушений антимонопольного законодательства тем или иным образом связано с нарушением правил конкурсного распределения государственных и муниципальных заказов.
Причиной этого, по мнению
МАП России, является, в том числе
недостаточно подробная законодательная
регламентация порядка
Так, недостаточно конкретное определение “государственных нужд”, предложенное в Федеральном законе от 06.05.99 № 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”, по мнению МАП России, привело к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, вследствие проведения Минобороны России конкурса по отбору организации для оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, по результатам проведения которого был заключен договор от 03.06.2002 между Минобороны России и Военно-мемориальной компанией на оказание указанных услуг. По мнению МАП России, в данном случае Минобороны России не имело права организовывать подобный конкурс, поскольку заказчиком таких услуг являются родственники погибших (умерших) военнослужащих, а не Минобороны России.
Необходимо отметить, что практически во всех органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления работа по размещению бюджетных средств на конкурсной основе находится в начальной стадии.
Анализ информации, поступающей
из территориальных управлений МАП
России свидетельствует о
Программой социально-
Статьей 9 Закона “О конкуренции” с 12.10.2002 г. введены антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления, предусматривающие в частности запрет на участие в конкурсе лиц, аффилированных с его организатором. Закреплено также право на обжалование результатов конкурса, в ходе которого были нарушены требования статьи 9, и признание их недействительными. Однако остается неурегулированным вопрос об участии ГУП в конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. В 2002 г. конкурсы, организаторами которых являлись федеральные органы исполнительной власти, в основном выигрывали учрежденные ими ГУПы. Причинами такого положения вещей является не только нерешенность проблемы определения порядка ведомственной принадлежности ГУПов, но и недостаточно подробная законодательная регламентация как порядка проведения конкурсов, так и случаев, в которых проведение конкурсов обязательно.
В рамках конкурентной политики необходимо
рассматривать государственные
учреждения не только с точки зрения
оптимизации системы управления
государственной
Актуальной на данный момент остается проблема выравнивания условий доступа к природным ресурсам. Ее решение намечено в рамках подготовки проекта федерального закона «О недрах» путем закрепления антимонопольных требований к проведению торгов на право пользования участниками недр.
Интеллектуальная
Анализ, проведенный антимонопольными органами, показывает, что основная доля выявленных фактов недобросовестной конкуренции связана с нарушением исключительных прав. При этом сохраняется наметившаяся в последние годы тенденция к увеличению количества дел, возбужденных по фактам таких нарушений.
Товарные знаки, выполняя функцию
установления происхождения товара,
тем самым обеспечивают ответственность
производителя перед
Особу сложность представляют случаи намеренного присвоения российскими компаниями товарных знаков известных зарубежных компаний, не охраняемых в России, с целью создания препятствий входа на рынок. Приняты поправки в Закон “О конкуренции” и корреспондирующие им поправки в Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, суть которых сводится к тому, что описанные случаи могут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. Решения МАП России являются основанием для аннулирования регистрации товарного знака.
Другая проблема связана с тем,
что, несмотря на положение статьи 54
Гражданского кодекса Российской Федерации
о необходимости
Для решения этой задачи были приняты в 2002 г. изменения в Закон “О конкуренции”. Отныне антимонопольному органу предоставлено право выдачи хозяйствующим субъектам предписаний об изменении или ограничении использования фирменных наименований, что при отсутствии специального законодательного регулирования позволит улучшить правовую защищенность фирменных наименований. Однако законодательство по-прежнему не определяет детально, какие именно действия относятся к нарушениям прав на фирменное наименование, а также содержание права на фирменное наименование. В связи с этим Роспатенту совместно с МАП России и иными заинтересованными федеральными органами, исполнительной власти поручено разработать проект федерального закона “О фирменных наименованиях” (пункт 32 раздела I Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2003 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2003 г. № 268-р).
V. Заключительные положения
Информация о работе Антимонопольное законодательство: динамика развития