Банковские Системы и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.

Содержание работы

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489
Глава 1. Банковская система США 490
1.1. Структура и операции Федеральной
резервной системы 490
1.2. Коммерческие банки 492
1.3. Инвестиционные банки 493
1.4. Особенности концентрации банков в США 494
Глава 2. Банковская система Франции 497
2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции) 497
2.2. Коммерческие банки 500
2.3. Инвестиционные банки 502
Глава 3. Банковская система Великобритании 505
3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии) 506
3.2. Коммерческие банки 513
3.3. Другие банки 515
Глава 4. Банковская система ФРГ 518
4.1. Центральный банк Германии 519
4.2. Коммерческие банки 521
4.3. Специализированные кредитные учреждения 523
Глава 5. Банковская система Японии 527
5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии) 529
5.2. Коммерческие банки 532
5.3. Прочие банковские институты 534
5.4. Особенности деятельности японских банков 536
Глава 6. Банковская система Канады 540
6.1. Центральный банк (Банк Канады) 542
6.2. Коммерческие банки 545
6.3. Прочие банковские институты 549
Глава 7. Банковская система Италии 554
7.1. Структура банковской системы 554
7.2. Центральный банк (Банк Италии) 557
7.3. Коммерческие банки 560
7.4. Специализированные банки 563
Глава 8. Банковская система Российское Федерации 568
8.1. Развитие банковской системы России 568
8.2. Центральный банк РФ (Банк России) 578

Файлы: 1 файл

Банковские системы.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

575

основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный порядок  наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона — Закон  «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка. Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система  складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн руб.) было 24, или 2% от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была "их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему  можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами и 414 кредитных учрежде-

576

ний. География же расположения этих банков практически не изменилась с 1990 г. — основная часть приходится на Центральный район — 43,6%, причем лидером остается Москва, где действует 37,3% банков. На Северном Кавказе -13,4% .всех банков, в Западной Сибири — 8%, в Поволжье — 7,4%,, на Урале — 7,3%, на Дальнем Востоке — 5,1%, в Восточной Сибири — 3,3%. Наименее насыщенным районом оказался Центральночерноземный — 1,5% от общего количества банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд руб. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как «карманные», либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россель-хозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.

Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы не принесли. Сначала продолжился рост количества банков — в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось их сокращение: 1 января 1996 г. — 2295, на 1 октября 1996 г. — 2030, а на 1 октября 1997 г. — 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше — 2558. Сокращение идет не только за счет снижения темпов роста банков. В 1994 г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28 Второй причиной уменьшения количества действующих банков становятся их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за 10 месяцев 1997 г; — 793. Особенно резко снижается количество паевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100 с 1314 до 1214) и банков с иностранным участием.

Но несмотря на это, структура  коммерческих банков в стране не меняется. До настоящего времени характерными остаются те же тенденции:

1. Преобладают мелкие  и средние банки. Половина коммерческих банков имеет уставный капитал менее 1 млн ЭКЮ.

577

Среди наиболее крупных  банков по совокупным активам можно назвать Сбербанк, «Онексимбанк», «Внешторгбанк», «Инкомбанк», «СБС-Агро», «Менатеп».

2. По форме собственности  банки делятся на паевые (в  1997 г. их насчитывалось 1157), акционерные  — 872 и смешанные — 152.

3. Основная часть банков  все так же сосредоточена в  Центральном районе — 855 банков. Из них в Москве — 729, в Московской области — 40, на Северном Кавказе — 201, в Северном районе — 42, Севере-Западном — 58, Волго-Вятском — 54, Уральском — 120, Западно-Сибирском — 132, Восточносибирском — 55, Дальневосточном — 80. Наименьшее количество банков — в Центрально-Черноземном районе— 22 банка.

4. Увеличивается количество  филиалов, представительств, причем  как на территории России, так  и за рубежом. В 1997 г. за  рубежом было 15 филиалов и 312 представительств.

5. Для Российской Федерации  характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.

6. Основной целью банковской  системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн руб. В совокупных активах

578

кредитные вложения составили 44%, при этом доля экономики — 35%. Банки, имеющие наибольший вес в  кредитовании, как правило, — отраслевые. К ним относятся — «Альфа», «Империал», «Донинвест», «Ростра-банк», «Менатеп» и др.

На долю государства  приходится 154 трлн руб. — 31% активов. Причем нужно отметить, что если до 1996 г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в настоящее время наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором Правительства выступает Сбербанк и Оргбанк.

7. В структуре пассивных  операций основную долю занимают рублевые вклады населения — 140 трлн руб. и юридических лиц — 89 трлн руб. В целом объем вкладов составил 413 трлн руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая доля — 38 трлн руб., из них на юридических лиц всего 8,7 трлн руб. На валютные вклады — 98 трлн руб.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени  начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Политика Центрального банка РФ, направленная на увеличение устойчивости и надежности банковской системы, должна привести к развитию крупных, конкурентоспособных, устойчивых банков и постепенному вытеснению мелких.

 

8.2. Центральный банк РФ (Банк  России)

 

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмиссия кредитных билетов, «банк банков») в России впервые начал выполнять созданный в I860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР н передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

579

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков про-мышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, гак и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная  монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации  был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным* законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя

580

Банк России является государственным банком, он независим  в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год:

при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель байка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства  РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредит-

581

ных организаций и  эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

Основные цели, функции  и операции ЦБ РФ. Федеральный закон  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. определяет три основные цели его деятельности. Их достижение осуществляется путем выполнения функций Банка России.

580

Банк России является государственным банком, он независим  в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

Информация о работе Банковские Системы и их сущность