Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:34, реферат
Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.
БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489
Глава 1. Банковская система США 490
1.1. Структура и операции Федеральной
резервной системы 490
1.2. Коммерческие банки 492
1.3. Инвестиционные банки 493
1.4. Особенности концентрации банков в США 494
Глава 2. Банковская система Франции 497
2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции) 497
2.2. Коммерческие банки 500
2.3. Инвестиционные банки 502
Глава 3. Банковская система Великобритании 505
3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии) 506
3.2. Коммерческие банки 513
3.3. Другие банки 515
Глава 4. Банковская система ФРГ 518
4.1. Центральный банк Германии 519
4.2. Коммерческие банки 521
4.3. Специализированные кредитные учреждения 523
Глава 5. Банковская система Японии 527
5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии) 529
5.2. Коммерческие банки 532
5.3. Прочие банковские институты 534
5.4. Особенности деятельности японских банков 536
Глава 6. Банковская система Канады 540
6.1. Центральный банк (Банк Канады) 542
6.2. Коммерческие банки 545
6.3. Прочие банковские институты 549
Глава 7. Банковская система Италии 554
7.1. Структура банковской системы 554
7.2. Центральный банк (Банк Италии) 557
7.3. Коммерческие банки 560
7.4. Специализированные банки 563
Глава 8. Банковская система Российское Федерации 568
8.1. Развитие банковской системы России 568
8.2. Центральный банк РФ (Банк России) 578
17 августа 1998 г. Правительство
и Банк России совместно заявил
587
жание сокращения валютных резервов и в целях устранения накопившихся во внешнеэкономической сфере диспропорций. «Валютный коридор» был расширен до 6,00—9,50 руб. за 1 долл. США. В сентябре 1998 г. Банк России был вынужден отказаться от режима «валютного коридора» и «отпустил» валютный курс в свободное «плавание». Был изменен и порядок установления официального курса рубля: он стал определяться по итогам торговли ММВБ.
Эффективность регулирования обменного курса рубля напрямую зависит от политики формирования и управления золотовалютными резервами Российской Федерации. Осуществляя эту политику. Банк России в основном следует принципам и правилам, которых придерживаются и другие центральные банки при осуществлении операций с официальными валютными резервами: поддержание резервов на уровне минимальной достаточности (т.е. в объеме не меньшем, чем финансирование импорта в течение трех месяцев), обеспечение высокой степени надежности, максимальной ликвидности и оптимальной доходности их размещения. Подавляющая часть валютных резервов размещается в ценные бумаги, выпущенные правительствами США и Германии. Как и другие центральные банки, ЦБР воздерживается от масштабного размещения средств валютного резерва в необеспеченные инструменты денежного рынка и в основном осуществляет операции типа репо. Небольшую часть своих резервов он размещает на условиях «овернайт» в первоклассных иностранных банках в пределах установленного лимита по каждому банку.
На защиту и обеспечение устойчивости денежной системы России направлена деятельность Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля. Выполняя функции основного органа валютного регулирования и одного их органов валютного контроля, ЦБР осуществляет: разработку соответствующих правовых и нормативных актов; подготовку и проведение мероприятий по совершенствованию системы контроля за движением валютных средств как внутри страны, так в во внеэкономической деятельности; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России, организует составление платежного баланса, участвует в подготовке международных соглашений и договоров России по соответствующим
588
вопросам; сотрудничает с центральными банками других стран и международными финансовыми организациями в целях согласования направлений развития валютного регулирования и валютного контроля в России с международными нормами и практикой в данной области.
Важным этапом развития валютной системы России стало принятие Правительством и Банком России в июне 1996 г.' международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамках VIII статьи Устава МВФ.
Вторая цель деятельности Банка России — развитие и укрепление банковской системы страны. ЦБР выполняет функцию «банка банков». Он осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:
• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.); определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
• открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
• кредитование кредитных организаций; с 1995 г. практика предоставления ЦБР целевых централизованных кредитов банкам по ставке ниже рыночной прекращена, кредитование банков стало осуществляться только рыночными методами: путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов под залог ценных бумаг, расчетных кредитов типа овердрафт путем осуществления платежей в пределах установленного лимита с корреспондентского счета банка в ЦБР при отсутствии на нем денежных средств;
• управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБР ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо;
' 16 мая 1996 г. был подписан указ Президента России «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».
589
• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
• регистрация и
• надзор за соблюдение банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверки деятельности кредитных организаций.
Третья цель, стоящая перед Банком России, — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Являясь «банком банков», ЦБР выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы России. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.
Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если это предусмотрено Федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным законом, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумага при их первичном размещении.
С 1995 г. происходит отказ от прямого банковского кредитования Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование государства путем покупки государственных ценных бумаг. Если на начало 1994 г. ссуды Банка России Минфину РФ составляли 12,8 трлн руб., а его вложения в государственные ценные бумаги — 0,2 трлн, в начале 1995 г. соот-
590
ветственно 59,5; 7,1 трян, то на 1 января 1996 г. ссуды были на уровне 58,4 трлн руб., а вложения в ценные бумаги 35,8 трлн, на 1 января 1997 г. соответственно 57,8; 75,7 трлн, на 1 июня 1997 г. — уже 0,7; 128,9 трлн руб.
ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом (определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
591
Функции ЦБР реализуются через его операции.
Таблица 8.2.
Сводный баланс ЦБ РФ на 1 июля 1997г.
Операции, связанные с выполнением основных функций Банка России, отражены в его балансе (счета баланса сгруппированы в укрупненные статьи, см. табл. 8.2).Наибольший удельный вес (47,1%) в активе приходится на операции с золотом и иностранной валютой. Около 37% составляют операции с ценными бумагами (вложения в ГКО, ОФЗ и другие государственные ценные бумаги, акции акционерных обществ и загранбанков); 2,5% — ссуды МФ РФ, банкам и иным клиентам Банка России.
Основным источником ресурсов ЦБР является эмиссия банкнот и монет — 41,4% всех пассивов. Средства на корреспондентских счетах коммерческих банков и обязательные резервы составляют 13,6%, средства федерального и местных бюджетов, внебюджетных фондов — 7,1%, средства резервного фонда (для покрытия банковских рисков) и фонда переоценки по операциям с валютными ценностями — 11,5% всех пассивов. Уставный капитал ЦБР ~ 3 млрд руб.
Прибыль ЦБР после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета.