Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:34, реферат
Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.
БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489
Глава 1. Банковская система США 490
1.1. Структура и операции Федеральной
резервной системы 490
1.2. Коммерческие банки 492
1.3. Инвестиционные банки 493
1.4. Особенности концентрации банков в США 494
Глава 2. Банковская система Франции 497
2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции) 497
2.2. Коммерческие банки 500
2.3. Инвестиционные банки 502
Глава 3. Банковская система Великобритании 505
3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии) 506
3.2. Коммерческие банки 513
3.3. Другие банки 515
Глава 4. Банковская система ФРГ 518
4.1. Центральный банк Германии 519
4.2. Коммерческие банки 521
4.3. Специализированные кредитные учреждения 523
Глава 5. Банковская система Японии 527
5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии) 529
5.2. Коммерческие банки 532
5.3. Прочие банковские институты 534
5.4. Особенности деятельности японских банков 536
Глава 6. Банковская система Канады 540
6.1. Центральный банк (Банк Канады) 542
6.2. Коммерческие банки 545
6.3. Прочие банковские институты 549
Глава 7. Банковская система Италии 554
7.1. Структура банковской системы 554
7.2. Центральный банк (Банк Италии) 557
7.3. Коммерческие банки 560
7.4. Специализированные банки 563
Глава 8. Банковская система Российское Федерации 568
8.1. Развитие банковской системы России 568
8.2. Центральный банк РФ (Банк России) 578
ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год:
при представлении годового
отчета и основных направлений единой
государственной денежно-
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель байка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредит-
581
ных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. определяет три основные цели его деятельности. Их достижение осуществляется путем выполнения функций Банка России.
582
Первая цель — защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение.
В отличие от промышленно развитых стран, удельный вес наличных денег в России очень велик — около 37% всей денежной массы, и поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы в широком определении1, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важнейшей составляющей регулирования Банком России денежной массы.
Как видно из баланса ЦБР, обеспечением эмиссии наличных денег в России служат золотовалютные резервы Банка России, его вложения в государственные ценные бумаги, кредиты банкам, Минфину РФ и другие активы (см. табл. 8.2). При этом, если на 1 января 1995 г. золотовалютные резервы обеспечивали 73,5% наличных денег в обращении, то на 1 января 1996 г. — 113,1%, на 1 января 1997 г. — 94,2%, на 1 августа 1997 г. - 113,9%.
На защиту и обеспечение устойчивости рубля направлена проводимая Банком России единая государственная денежно-кредитная политика. Ежегодно не позднее 1 декабря ЦБР представляет в Государственную Думу основные направления на предстоящий год. В направлениях даются анализ состояния и прогноз развития экономики России, основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Исходя из основных направлений денежно-кредитной политики, Банк России устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы на таком уровне, чтобы обеспечить экономику деньгами в количестве, соответствующем выполнению официально сформулированных целей по инфляции и производству реального ВВП. Так, в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 г. был предусмотрен рост денежной массы (денежного агрегата М2) на 2,4 — 2,9% в месяц, а уровень инфля-
' Денежная база в широком определении включает наличные деньги в обращении и и кассах банков, обязательные резервы и средства на корреспондентских счетах в ЦБР.
583
ции — 1,9% в месяц, на 1997 г. соответственно: 1,7 — 2,2%, менее 1%; на 1998 г. соответственно: 1,7 — 2,2%, 0,4 — 0,6%.
Для достижения установленных ориентиров денежно-кредитной политики Банк России может использовать различные инструменты: изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в ЦБР (резервных требований); изменение процентных ставок по своим операциям; операции на открытом рынке; валютное регулирование. В исключительных случаях и только после консультации с Правительством ЦБР может применять прямые количественные ограничения кредитов (например, лимиты на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Так, во время мирового
финансового кризиса в октябре-
Так же как и центральные банки в подавляющем большинстве стран мира, Банк России с 1991 г. использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов. В апреле 1991 г. они были установлены на уровне 2% для всех видов вкладов, в первой половине 1992 г. нормативы обязательных резервов были резко увеличены, причем бьши установлены различные нормы по вкладам до востребования (20%) и срочным вкладам (15%). Дальнейшее дифференцирование нормативов происходило в 1995 г. По счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней была установлена норма резервов — 20%, свыше 30 до 90 дней — 14%, свыше 90 дней — 10%, по вкладам в иностранной валюте — 1,5%. В 1996 г. нормы резервных требований несколько раз изменялись как в сторону повышения, так и в сторону снижения.
584
В целом за год они снизились по рублевым депозитам до 16, 13,10%, а по вкладам в иностранной валюте повысились до 5%, в 1997 г. снизились по рублевым депозитам до 14,11,8%, а по вкладам в иностранной валюте повысились до 9%.
Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банк России.
Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже 5 раз ежегодно (в 1994 г. — даже 9 раз), причем нередко с интервалом в одну — две недели, иногда одновременно на 30—40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. — 80%, в 1993 — 210%. С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. — 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%.
Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по ломбардным кредитам, операциям типа репо, депозитным операциям. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993 — 1995 гг. создало предпосылки для активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО—ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине 1997 г. — 135% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.
Важное направление денежно-кредитной политики Банка России — валютная политика. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая и продавая дол-
585
лары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.
Большое значение для обеспечения стабильности валютного курса рубля имеет определение его режима. В 90-е гг. Банк России несколько раз менял режим валютного курса. До середины 1992 г. ЦБР фиксировал различные курсы по отдельным операциям (режим множественности валютных курсов), с июля 1992 г. был введен режим «плавающего» валютного курса, официальный курс стал устанавливаться на уровне курса ММБВ (во вторник и четверг). С середины 1995 г. ЦБР устанавливает пределы изменения валютного курса в виде «валютного коридора». Введение режима «валютного коридора» позволило, во-первых, уменьшить валютные риски, в значительной мере определяющие уровень и динамику инфляционных ожиданий, и, во-вторых, сочетать преимущества гибкости «плавающего» валютного курса с определенностью режима фиксированного курса. Не случайно режим «валютного коридора» называют как режимом «управляемого плавания», так и режимом «мягкой фиксации». «Валютный коридор» был установлен достаточно широким, чтобы обеспечивалось соответствие движения курса реальному соотношению рыночного спроса и предложения на иностранную валюту (нижняя граница «коридора» была установлена на уровне 4550, а верхняя — 5150 руб. за 1 долл. США). Благодаря этому удавалось избегать разогрева спекулятивных ожиданий и одновременно вносить предсказуемость в динамику курса рубля, сглаживать влияние на курс резких колебаний спроса и предложения на иностранную валюту.
Естественно, для введения режима «валютного коридора» должны были созреть соответствующие предпосылки, главная из которых — стабилизация валютного курса. Введению «коридора» предшествовало повышение номинального курса рубля к доллару США (в мае 1995 г. на 27,3%, в июне — на 9,04%). И хотя многие полагали, что укрепление курса рубля — результат введения «коридора», в действительности повышение курса рубля было бы более значительным, если бы не введение «валютного коридора» и покупка ЦБР иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью предотвращения резкого роста курса рубля. «Валютный коридор» определил границы возможного ухудшения конъюнктуры российского экспорта.
586
С июля 1996 г. по январь 1998 г. «коридор» был «наклонным», т.е. значения верхних и нижних границ колебания курса доллара к рублю плавно повышались: нижних — с 5000 до 6100 руб., верхних — с 5500 до 6350 руб.
При этом с 17 мая 1996 г. Банк России отказался от «привязки» официального курса к фиксингу ММВБ и стал устанавливать его ежедневно исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, а также показателей инфляции, положения на международных валютных рынках, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса. В 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня ЦБР объявлял курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке. Разница между этими курсами (спрэд) не могла превышать 1,5%. Официальный курс рубля к доллару США являлся средним между объявленными курсами покупки и продажи Банка России. Официальный курс вводился со следующего после его объявления календарного дня.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, обеспечив стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, содействовала сдерживанию инфляции, нормализации макроэкономической ситуации в России. В конце 1997 г. Банк России перешел от практики установления краткосрочных (на один год) ограничений динамики курса рубля к определению ее среднесрочных ориентиров. В качестве такого ориентира на 1998 — 2000 гг. был определен центральный курс 6,2 руб. за 1 долл. США с возможными отклонениями от него в пределах 15% (от 5,25 до 7,15 руб. за доллар). Механизм установления «валютного коридора» был изменен: «наклонный» коридор был заменен «горизонтальным». При этом наряду с темпами инфляции и соотношением спроса и предложения на внутреннем валютном рынке среднесрочную динамику курса российской национальной валюты стали определять такие факторы, как объемы иностранных инвестиций в Россию, взаимные изменения курсов основных мировых валют на международных рынках, изменение географии российской внешнеэкономической деятельности.