Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:35, монография
Масштабы бегства капитала из России в условиях трансформационных реформ, противоправный характер используемых методов вывоза капитала и тяжелейшие политико-экономические последствия этого явления для страны позволяют сделать вывод о том, что фактор утечки капитала за рубеж стал одной из ключевых угроз национальной безопасности России.
1. Определение понятия «бегство капитала» или к вопросу об истоках имеющих место разногласий при оценке его масштабов………… с. 3
2. «Серый» или «черный» капитал уходит из страны или еще раз о мотивах «бегства капитала»…………………………………………... с. 9
3. Технологии и инфраструктура «бегства капитала» из России ... с.12
4. Можно ли вернуть убежавшие капиталы в Россию: мифы и реальные перспективы проведения экономической амнистии … с. 26
Наконец,
предприятие Б продает
Итак, в результате предшествующих действий "Компания" перевела некую сумму на счет фирмы А, а последняя с ней "рассчиталась". Вексельный контур свое отработал. Все указанные выше процедуры вместе представляют собой "подготовительный" этап концентрации средств вне "Компании". Создание "центров прибыли" может осуществляться и другими способами, например, через схемы внутреннего толлинга и т.п. На следующем этапе в игру вступают оффшорные компании.
Собственно вывоз. Оффшорная фирма Г открывает в крупном российском банке счет типа "I" (инвестиционный) для осуществления инвестиций в Россию. Конвертация рублевой прибыли с этого счета в иностранную валюту и ее репатриация осуществляются достаточно свободно, хотя и под контролем. Банк должен быть крупным, поскольку должен иметь генеральную лицензию и большие обороты, чтобы крупные платежи не бросались в глаза.
Компания Г покупает
очень дешево какие-либо акции
российских предприятий, осуществляя,
таким образом, иностранные инвестиции
в России. Фирма А покупает у
фирмы Г акции на всю сумму вывозимого (то есть
выведенного из «Компании») капитала.
Фирма Г, получив, таким образом, прибыль
от своей "инвестиционной" деятельности
в России на свой счет "I" в банке,
конвертирует эту сумму и переводит ее
за рубеж.Григорьев Л., Косарев А. Масштабы
и характер бегства капитала. Материалы
Международной конференции «Инвестиционный
климат и перспективы экономического
роста в России»//http://www.hse.ru/ic/
3737 I.Michael, M.Adler. Crime, law and social science, N.-Y., 1933, p.1-2.
38 В судебном порядке были пересмотрены многие приватизационные сделки в Польше в начале 90-хгг., явившиеся следствием начавшейся в стране т.н. спонтанной приватизации. К пересмотру ряда приватизационных сделок в судебном порядке призвал Симеон 11 после того, как был избран премьер-министром Болгарии.
39 Овченко Ю. Кадровая революция будет продолжена // «Версия», 26 июня-2июля 2001 г.
40 Романов А. Экстрадиция без взаимности//Новые известия 16 июня 2001 г.
41 «Бизнес и финансы». 10 августа 2000 г.
42 Григорьев
Л., Косарев А. Масштабы и характер бегства
капитала. Материалы Международной конференции
«Инвестиционный климат и перспективы
экономического роста в России| http://www.hse.ru/ic/
43 Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России //// «Деньги и кредит», 2000, №2.
44 там же
45 Кипр остается
лидером по объему иностранных инвестиций
в экономику России//http://www.
46 Непрозрачность
стоит России почти $10 млрд. в год //http: www.ivr.ru/news/rarchiv/25.04.
47 Как известно, одной из первых стран, которая пошла по пути амнистирования нелегальных капиталов, были Соединенные Штаты Америки. После отмены "сухого закона" нелегальным торговцам алкоголем была предоставлена возможность легализовать нажитые состояния. Затем эти огромные деньги уже официально инвестировались в возрождающуюся экономику страны.
Широко используются в США налоговые амнистии. С 1982 по 1998 гг. освобождения от санкций за сокрытие доходов было проведено в более чем половине штатов США. Это позволило получить в казну в общей сложности 2,1 млрд. долларов, причем самые успешные программы увеличили поступления в местные бюджеты на 1-3%. Как показывает статистика, наибольший успех достигался от сочетания программ амнистии с усилением ответственности за налоговые правонарушения47.
В 1997 г. республиканцы активно продвигали идею проведения долгосрочной амнистии на федеральном уровне. Планировалось таким образом пополнить бюджет США на 240 млрд. долл. Однако, согласно докладу Объединенного комитета Конгресса по налогообложению, долгосрочная амнистия снижает добросовестность налогоплательщиков и уменьшает из года в год сборы, в силу чего от идеи амнистии на федеральном уровне отказались.
Довольно успешный опыт проведения налоговой амнистии накоплен Ирландией. Ирландия, установившая льготный режим налогообложения нерезидентов (в частности, доходов по их счетам), стала одним из ведущих оффшорных центров Старого Света. Этим не замедлили воспользоваться и ее граждане, а также национальные компании, которые открыли более 300 тыс. нерезидентных счетов с льготным налогообложением в ирландских банках. Амнистия 1988 г. имела целью легализовать именно эти накопления (перевести их на резидентные счета). В ходе амнистии были собраны средства в размере 2,5% ВВП, что превысило размер бюджетного дефицита страны.
В середине 80-х годов проблема
нелегального оттока капитала
наиболее актуальной была для
Франции, что было
В 1998 г. гражданам Турция была предоставлена возможность в течение трех месяцев легализовать свои сбережения и недвижимость, находящиеся как внутри страны, так и за ее пределами.
Регулярно – приблизительно раз в десять лет – налоговые амнистии проводятся в Индии. Самая успешная из них – амнистия 1997 г., осуществленная под руководством министра финансов П. Чидамбарама. В ней приняло участие 466 тыс. налогоплательщиков и было собрано около 2,5 млрд. долл. США. Основным фактором успешного проведения амнистии стало снижение максимальной ставки подоходного налога с 97,5% до 30%. Более того, при декларировании имущества, приобретенного много лет назад, требовалось уплатить налог только с его первоначальной стоимости, которая могла за это время существенно возрасти в силу инфляции. Правительство обратилось к гражданам страны с призывом декларировать зарубежные активы (объекты недвижимости и акции в зарубежных компаниях), однако он не нашел отклика у налогоплательщиков. В провале плана большую роль сыграло то, что еще до окончания амнистии было начато расследование по некоторым подозрительным декларациям. Налоговые органы угрожали отказать в выдаче сертификатов об амнистии тем подателям деклараций, которые отказывались предоставить «правдивую информацию», хотя первоначально правительство обещало не задавать «дополнительных вопросов»47
Среди налоговых амнистий, направленных на репатриацию капиталов из-за рубежа, - проведенная в Аргентине в 1987 г. Предпринимателям, незаконно вывезшим деньги из страны, разрешалось вложить средства в акции аргентинских предприятий при одном условии: за каждый вложенный в аргентинские предприятия доллар налогоплательщик должен был вложить доллар в специальные инвестиционные фонды, средства которых направлялись на закупку промышленного оборудования и строительство новых предприятий. Средства, помещенные в инвестиционные фонды, освобождались от налогов, а предприниматели – от ответственности за былые налоговые правонарушения. Однако, по общему мнению, амнистия провалилась, поскольку не была подкреплена реформированием налоговой системы.
Амнистия в Эквадоре вышла за рамки налоговой, что является редкостью для мировой практики. Ее целью была легализация огромного сектора теневого бизнеса - множества магазинчиков, мастерских и т.д., владельцы которых не могли официально зарегистрироваться в таком качестве и, соответственно, не платили налоги, так как регистрационные сборы были непосильными, а процедура регистрации очень долгой. Была легализована неучтенная недвижимость. В итоге амнистия позволила резко активизировать сбор налогов и инвестиции в стране, так как владельцы бизнеса и недвижимости смогли кредитоваться под залог своей уже официальной собственности. Отметим, что по этому пути намерены пойти и другие развивающиеся страны, прежде всего, Латинской Америки, в которых доля мелкого теневого бизнеса огромна.
48 http://www.fsnp.gov.ru/
49 Там же
50 Первоначально срок амнистии был установлен в 20 дней, затем он был продлен еще на 10 дней.
51 Анализ показывает, что в случае амнистии в Казахстане большую роль сыграла расстановка политических сил в стране, опасения руководства в связи с активной деятельностью оппозиции по выявлению источников формирования капиталов ряда лиц, близких Президенту Республики, попытки оппозиционных лидеров привлечь на свою сторону мировое сообщество.
52 http://www.fsnp.gov.ru/
53 http://www.fsnp.gov.ru/
54 http://informvest.petr.kz/
55 http://eurasia.org.ru/cgi-bin/
56 “Группа россиян, представителей трех
изданий, наткнулась на материалы, позднее
подтвержденные швейцарскими следователями.
Вывод, который они делают: счета в период
с 1993 по 1997 год открывал некий Булат Утемуратов.
Счета его личные, производимые расходы
невелики. В основном за учебу собственных
детей за границей, а также несколько покупок
в парижских и швейцарских магазинах.
За все годы около 1 миллиона долларов
снято наличными (http://eurasia.org.ru/cgi-
57 там же
58 цит. По: Сейтимов Е. “Особенности казахстанской национальной идеи”//“Экспресс К”, 6 июня 2000 г.
59 Приведем лишь несколько образцов их работы.
“Экономическая
амнистия и либерализация налогового
законодательства - вот одни из основных
мер по улучшению положения в
экономике Казахстана. Чего боятся
наши власти от введения экономической
амнистии? Критики международного сообщества,
что у нас отбываются деньги? Объявив экономическою
амнистию, мы говорим: прошло время обид
и загибании пальцев; коммерсанты, вкладывайте
деньги в экономику Казахстана, богатейте
сами и дайте работу другим, платите, нормальные
налоги, и ваши дети будут жить и гордиться
своей страной” (ГУБЕНКО А. Экономическая
амнистия//“Новое поколение”, 7 июля 2000
г.
“Казахстан все-таки решился на экономическую
амнистию. Правительство передало на рассмотрение
парламентариев соответствующий документ,
целью которого, как следует из комментария,
является святое дело “вовлечения накоплений
граждан в финансовую систему”. Впрочем,
какими бы соображениями ни руководствовались
чиновники, на самом деле, велосипед, во
всяком случае, мы не изобретаем. Ведь
первую “экономическую амнистию” провернул
еще древнеримский император Веспасиан.
Тот самый, напомним, что прославился введением
налогов на публичные сортиры, а на критику
противников новшества ответил убийственной
фразой: деньги не пахнут. Вот трезвый
взгляд на предмет. Действительно, не все
ли равно, откуда и каким образом взялись
деньги. Соображения властей очевидны.
Финансовой системе страны нужны деньги,
которых, как известно, всегда не хватает.
Между тем за бурные годы первоначального
накопления капитала в карманах отдельных
физических лиц осели немалые деньги А
поскольку предприимчивость часто не
в ладах с законом (особенно в лихую годину),
то располагаются эти капиталы главным
образом на зарубежных счетах, либо завязли
в тенетах отечественного теневого бизнеса
и "черного нала". Чтобы вернуть их
в легальный оборот, прежде следует закрыть
глаза на их происхождение, то есть объявить
экономическую амнистию. А что прикажете
делать, когда, повторимся, стране нужны
деньги”
60 См. Яни П.С. Некоторые странности экономической амнистии// Закон, № 9, 2001, с. 107.
61 http://www.arba.ru/ru_press/
62 Эксперт №16, 1999
63 там же
64 там же
65 Путинские «пыльные бури»/ «Независимая газета», 20 июня 2002 г.
66 Весной 2000 г. Президент РФ Владимир Путин на прямой вопрос о его отношении к идее амнистии ответил, что "не против" (Экономическая амнистия//»Бизнес и финансы» 10 июля 2000 г.). 28 июля того же года он встретился в Кремле с олигархами, которые подняли тему экономической амнистии. Путин предложил им в течение месяца сформулировать свои предложения на этот счет, в частности, по введению "определенных сроков давности" за различные экономические правонарушения, о чем журналистам после встречи сообщил глава компании "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе. "В течение первых 5 лет реформ страна жила непонятно по каким законам, - сказал тогда Бендукидзе. - Произошла экономическая трансформация - где- то справедливо, где- то нет. Если начинать переделывать, начнется беспорядок" (цит. по: Экономическая амнистия// «Бизнес и финансы» 10 июля 2000 г.).
Бизнесмены настаивали на полномасштабной экономической амнистии, т.е. отказе от пересмотра итогов приватизации, легализации серых капиталов и амнистировании нарушений различных экономических законов.
По мнению Майкла Мареза, старшего экономиста по России банка Чейз Манхэттан, то, что предложения до сих пор не направлены президенту, вполне возможно свидетельствует о том, что предприниматели могли просто получить устные гарантии от президента, которых им оказалось достаточно. Это мнение перекликается с тем, что говорят и представители власти. Если суммировать высказывания нескольких руководящих сотрудников администрации президента, то позиция Кремля сводится к следующему: "мы готовы признать, что прошедший период был сложным и непростым, мы соглашаемся с тем, что не стоит ворошить прошлое, но закрепляем эту позицию на уровне договоренностей, а не нормативными актами или иными декларативными документами» ( цит. по: «Бизнес и финансы», 10 августа 2000 г.).
67 Змеющенко В. Капитальная амнистия//»Профиль» № 26, 9 июля 2001 г.
68 По всеобщему признанию, открытие анонимных счетов в коммерческих банках - самый эффектный механизм легализации капитала. Это своего рода абсолютная экономическая амнистия. Известно, что российский Минфин разрабатывал соответствующие поправки к банковскому законодательству. Минусом данной схемы является то, что обладатели анонимного капитала сильно зависят от расположения властей, которые в любой момент могут повернуться к ним спиной. В мировой практике известны случаи, когда при смене власти анонимные вклады частично или полностью конфисковывались, а их владельцы подвергались гонениям. В 1989 году новоизбранный президент Бразилии Фернанду Колор обложил все анонимные вклады двадцатипроцентным налогом - то есть волевым решением перевел капиталы из режима абсолютной экономической амнистии в режим относительной налоговой. А Ким Ен Сам, пришедший к власти в Южной Корее в начале 90-х гг., сначала заставил всех чиновников заявить о своих банковских счетах и размещенных на них суммах, а затем велел перерегистрировать - персонифицировать - все анонимные счета и тем самым пополнил казну несколькими миллиардами "бесхозных" долларов. Заметим, что удар корейского президента был направлен не на предпринимателей, а на коррумпированных чиновников.
Информация о работе Бегство капитала» из России и возможные пути их репатриации в экономику страны