Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44

Файлы: 1 файл

14439_кр_бюджетный дефицит и профицит Проблемы госдолга_бгэу_0+5_18.11.doc

— 896.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 40 с., 29 источников, 1 приложение

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ.

 

Объектом курсовой работы является бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный дефицит, профицит и государственный долг в Республике Беларусь.

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.

Методологическими основами проведенного исследования являются теоретический анализ, сравнение и обобщение данных научной литературы по изучаемой проблеме, а также комплексный подход, дающий возможность исследовать ситуацию как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Информационной  основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме анализа хозяйственной деятельности в бюджетных организациях как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Тема бюджетного дефицита и государственного долга актуальна по причине того, что одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - это превышение расходов над доходами государственного фонда, который сегодня характерен для большинства развитых стран.

Признание значения объективности  бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также  особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь. Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование экономической и социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств. Так как бюджетный дефицит и профицит напрямую влияют на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Объектом курсовой работы является бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный дефицит, профицит и государственный долг в Республике Беларусь.

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:

- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;

- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;

- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;

- выявить причины и виды государственного долга;

- определить последствия государственного долга и способы его управления;

- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Цель и задачи работы определили её структуру.

 

Для достижения поставленных целей  была изучена законодательная база РБ, работы белорусских и российских экономистов, периодические издания.

В современной экономической  литературе и периодической печати  широко обсуждаются вопросы, посвященные проблеме бюджетного дефицита и государственного долга. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий: «Финансы, учет, аудит», «Экономика Беларуси», «Белорусский банковский бюллетень» и др.

 

1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита

 

 

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого  рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально  новую политику - политику бюджетного  дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций попытаемся дать его определение.

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [8, с.251]. Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Отношение экономистов  к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько  и вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным.

Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д.Кейнс, снабдив его научной базой, что  бюджетный дефицит - это совершенно нормальное и даже желательное для  растущей экономики явление, которое  способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.

Часто дефицит оправдывается  тем, что заимствованные для его  финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться с долгами. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой, включая Беларусь.

Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной  частей бюджетного фонда:

  1. увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
  2. увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого поколения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);
  3. увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
  4. увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
  5. увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
  6. сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
  7. уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
  8. сокращение доходов из-за их низкой собираемости и др.

Заметим, что большинство  из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга.

По этому поводу следует  отметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит  определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер повышения  расходов над доходами, т.е. не закрепленная какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли они вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

Поэтому невозможно с  уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов  хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита - наращивание государственного долга, инфляция.

Возникает вопрос, - является ли дисбаланс бюджета таким уж большим минусом. С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии, в состоянии полной занятости. Если же хотя бы одно условие не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованным. Тем не менее, в мировой практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.

Целью государственных  финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В этой связи федеральный бюджет следует рассматривать как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. У экономистов вызывает беспокойство, что в развитых странах ежегодные бюджетные дефициты имеют место в условиях относительно мирной экономики, которая функционирует близко к уровню полной занятости.

Бесспорно бюджетный  дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитии экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Стимулирующее воздействие  дефицита может быть сглажено как  за счет эффекта вытеснения, так  и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. И нередко ведет к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП [15, с. 74].

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже США на протяжении длительного периода ежегодно наблюдается ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15-20% всех расходов или 3-6% ВВП. Больше того, проблема бюджетного дефицита (увеличение внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению бюджетного дефицита государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения, и как следствие — приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.

Но как ни печально, идеального решения дилеммы «поступления — расходы - дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах - это перманентный диалектический политико-экономический процесс.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования