Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44

Файлы: 1 файл

14439_кр_бюджетный дефицит и профицит Проблемы госдолга_бгэу_0+5_18.11.doc

— 896.00 Кб (Скачать файл)

Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны имели в прошлом значительные бюджетные дефициты.

Так США в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230% от уровня доходов, или 50-70% от расходов, или 22-31% от ВВП.

Тем не менее, мировой  опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями.

 

1.2 Виды и экономические  последствия бюджетного дефицита  и профицита

 

Различают следующие виды бюджетных дефицитов:

  1. циклический  дефицит   госбюджета   —   результат   действия   встроенных стабилизаторов;
  2. структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости;
  3. операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга;
  4. первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу;
  5. квазифискальный дефицит госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к чистым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния. В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественной уровне безработицы. Величина структурной составляющей дефицита государственного бюджета определяется его размером при естественной уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета и наоборот. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

В зависимости от характера  проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным и пассивным. Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит, существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом государственного бюджета, обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Национального банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и др.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Нацбанка.

Дефицит бюджета является следствием:

  1. необходимости осуществления крупных государственных программ и крупных государственных вложений в развитие экономики. В данном случае он отражает не кризисное явление, а процессы государственного регулирования. Данный бюджетный дефицит можно рассматривать как положительное явление;
  2. милитаризации страны;
  3. чрезвычайных государственных расходов (войн и стихийных бедствий);
  4. экономических кризисов;
  5. может   отражать   кризисные   явления   в   экономике,   рост   инфляции, безработицы, банкротства;
  6. спадом общественного производства;
  7. завышенными расходами на реализацию принятых социальных программ;
  8. возросшими затратами на оборону;
  9. ростом теневого сектора экономики;
  10. ростом предельных издержек общественного производства;
  11. нерациональной налоговой и кредитно-денежной политикой;
  12. циклических спадов в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для развитых стран и  в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, а с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием хозяйствования в частности и экономики в целом [12, с.293].

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.

Безусловно, к важнейшим  факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

Профицит бюджета при допущении  полной занятости – это такой  профицит бюджета, который может  образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

Таким образом, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита.

 

1.3 Концептуальные подходы  к регулированию бюджетного дефицита  и профицита

 

 

Крайне отрицательные  последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита самостоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого и иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджетных расходов с доходами.

При выработке стратегии  борьбы с бюджетным дефицитом  необходимо руководствоваться следующим:

  1. бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
  2. баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходе» над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических душ каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
  3. величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
  4. для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
  5. для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом [12, с. 296].

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им. Отсюда неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то ни стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без two трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно  проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали  бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходе. Сюда относятся:

изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью значительного повышения  финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

резкое сокращение сферы  государственной экономики и  государственного финансирования; продажа  на мировом рынке часта задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

снижение военных расходов;

сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

запрещение Центральному банку страны предоставлять кредиты  правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными  бумагами.

Кроме этого, следует учитывать, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса [12, с.297].

Понимая исключительную выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. Так, в конце 80-х годов на долю развитых капиталистических стран приходилось почти 80% ввоза иностранных прямых инвестиций, в том числе на США-43,8%; дота импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых (а не только портфельных) инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза: с 83 млрд. дол. в 1980г. до 261,2 млрд. дол. в 1987г.

Существуют различные  концептуальные подходы к проблеме регулирования госбюджета. До Великой депрессии 30-х гг. в мире капитализма общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Методы, используемые для достижения поставленных целей, порождают новые проблемы. В условиях длительного периода безработицы и падения доходов налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь сбалансировать бюджет, либо увеличивает налоговые ставки, либо сокращает государственные расходы, либо сочетает эти меры. В результате совокупный спрос еще больше сдерживается. В условиях избыточного спроса ежегодно балансируемый бюджет не носит стабилизирующего, антиинфляционного характера. Более того, он еще больше углубляет колебания экономического цикла.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования