Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44
Согласно второму
Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита [20, с. 578].
Таким образом, Беларусь до недавних пор почти не имела импорта иностранного капитала; лишь с переходом к рынку в ней открылись возможности для прямых иностранных инвестиций.
Разработка и
Государственно-кредитные
экономические отношения
Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по насту пившим в отчетном периоде срокам оплаты [10, с.286].
В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сего дни этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.
По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.
Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.
В 2004г. было принято решение о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг в 1991—2003гг., посредством эмиссии государственных ценных бумаг.
Как можно заметить, займы административно-
Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государственному долгу неисполненные финансовые обязательства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита.
Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций. В развитых странах обычно не принято деление государственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Другой путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника.
Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам [10, с.288].
В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.
Республика
Беларусь не несет ответственности
по долговым обязательствам административно-
Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного капитала в экономику страны.
Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Быстрый рост
внутреннего государственного долга
требует изыскания
Таким образом, под государственным внутренним
долгом, согласно законодательству, понимаются
долговые обязательства правительства
Республики Беларусь перед юридическими
и физическими лицами. Займы административно-
Роль государственного
долга как источника увеличения
собственных средств
Возможность реализации позитивной роли кредита в общественном хозяйстве во многом зависит от соблюдения его границ, то есть экономически обоснованного предела развития кредитных отношений.
На уровень
использования кредита в
Совокупное воздействие этих факторов может вызывать нарушение границ кредита, то есть отклонение их фактических параметров от экономически целесообразных, соответствующих обоснованной потребности экономики в кредите.
Перекредитование, равно как и недостаток кредитных вложений, оказывает негативное воздействие на процесс общественного воспроизводства. Последствия проявляются как на макроэкономическом уровне, так и на уровне экономических агентов, ухудшая условия их деятельности и финансовое состояние.
Нет сомнений в том, что любое государство заинтересовано в максимально возможном наращивании своего промышленного потенциала, развитии различных отраслей и секторов, решении социальных проблем. С этой точки зрения увеличение объемов кредитов экономике, направляемых, например, на финансирование прироста основного капитала предприятий является безусловным благом для экономики. Тем не менее, следует понимать, что само по себе кредитование экономической деятельности не гарантирует того, что она будет эффективной, и при определенных условиях предоставление кредитов в чрезмерно больших объемах (перекредитование экономики) может иметь существенные негативные последствия для предприятий.
Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования