Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44

Файлы: 1 файл

14439_кр_бюджетный дефицит и профицит Проблемы госдолга_бгэу_0+5_18.11.doc

— 896.00 Кб (Скачать файл)

Данная проблема актуальна в связи с тем, что  многими экономистами, как теоретиками, так и практиками, высказывается мысль о том, что увеличение денежного предложения “служит производственным целям”, оно не создает условий для ускорения инфляции.

Несколько иная, хотя и похожая версия данной идеи, также довольно популярная, заключается в том, что с помощью кредита можно вовлекать сколь угодно много денег в производство без создания предпосылок для роста уровня цен в экономике.

Уровень цен, при прочих равных условиях определяется отношением деньги/производство, а  не деньги/кредит. Что касается возможности постоянного расширения кредитной экспансии без угрозы дестабилизации инфляционной ситуации, то она действительно существует, но только в том случае, если речь идет о коммерческом кредите, то есть о таком кредите, который осуществляется без участия банковской системы и который не является звеном процесса мультипликации денежной массы. В случае же государственного кредита происходит увеличение количества денег в обращении, что не может не влиять на инфляционную ситуацию, хотя “до поры до времени” последствия от перекредитования могут и не проявляться в явном виде.

Многие авторы, на основе сопоставления количественных данных между динамикой кредитных  вложений и темпами экономического роста, делают вывод о том, что  увеличение суммы кредитных вложений является необходимым условием или даже причиной повышения экономической активности.

В действительности одним  из базовых условий практического  решения этой задачи является безусловное  соблюдение базовых принципов кредитования: срочность, возвратность, платность, целевое использование.

Предприятия, действующие  в условиях мягких бюджетных ограничений  и (или) производящие неконкурентоспособную  продукцию, не могут в полной мере обеспечить погашение кредита. Поэтому  можно говорить, что одним из фундаментальных факторов, определяющих границы кредитования, является уровень эффективности экономики. Правда, данная граница не является некой неизменной, “естественной” величиной. В зависимости от институциональной организации экономики, финансовых рынков и организации кредитного механизма она может изменяться. Эти проблемы исследовались различными учеными, в том числе и белорусскими.

Если продукция или  услуги, произведенные с использованием государственного кредита, не реализуются  или реализуются, но заемщик не обеспечивает погашения заемных средств, происходит разбалансировка сферы реальной экономики и кредитно-денежной системы.

Причем эта разбалансировка  происходит по как минимум двум каналам.

Во-первых, если предприятие не обеспечивает погашения кредита банку и уплату процентов, это означает, что ухудшается финансовое положение банка и (или) конечного кредитора. Во-вторых, предприятие за счет полученного кредита оплачивает контрагентам стоимость сырья, материалов и энергии, использованных в процессе производства, и, кроме того, выплачивает заработную плату своим работникам.

Показательной является ситуация с кредитованием, которая сложилась  в 2004—2005 годах в Китайской Народной Республике — стране, демонстрировавшей  в последние годы стабильно высокие  темпы экономического роста. С 2004 года Народный банк Китая (НБК) и правительство предприняли ряд мер, направленных на ограничение выдачи новых кредитов для финансирования инвестиционных проектов в некоторых отраслях  промышленности.

Причиной  для ограничения кредитования некоторых отраслей промышленности в Китае послужили негативные последствия чрезмерного кредитования экономики, которые проявились в этой стране в полной мере. В частности, на фоне роста кредитов в национальной валюте за первый квартал 2004 года на 20,1 процента в китайской экономике наблюдались: ускорение инфляции; рост цен на недвижимость; ухудшение сальдо торгового баланса (в первом квартале 2004 года импорт товаров превысил экспорт на 8,6 миллиарда долларов США); дефицит сырья, электроэнергии и транспортных мощностей [19, c.8].

На макроуровне  негативными последствиями кредитования в чрезмерно высоких объемах  являются:

  • увеличение платежеспособного спроса на соответствующие комплектующие, сырье и материалы (при кредитовании производителей продукции) или на готовую продукцию (при кредитовании потребителей продукции), что создает предпосылки для повышения цен на указанные товары;
  • увеличение объема импорта товаров (и, возможно, спроса на иностранную валюту) в случае неспособности отечественных производителей удовлетворить возросший за счет выданного кредита платежеспособный спрос;
  • инфляционное давление в виде роста цен и (или) переоценки залога, недвижимости, появления “мыльных пузырей”;
  • возникновение товарного дефицита на рынке соответствующей готовой продукции или промежуточной продукции, сырья и материалов в случае значительного перекредитования.

Таким образом, недостаток кредитных вложений вызывает снижение платежеспособного спроса, замедление темпов развития воспроизводства. Избыточное предоставление кредита приводит к росту денежной массы, нарушению товарно-денежной сбалансированности экономики и возрастанию неустойчивости денежного обращения. Уменьшается стимулирующая роль государственного кредита в интенсификации и повышении эффективности производства.

 

 

3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь

 

 

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 3.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

 

 

Рисунок 3.1 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Примечание – Источник: [21]

 

Основными доходными  источниками остаются налог на добавленную  стоимость, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно  увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 3.1.

 

Таблица 3.1 - Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета в 2009-

2010 гг., %

 

Показатели 

2009 год

2010 год

1. Налоговые доходы - всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль 

20,6

24,2

в т.ч. - подоходный налог 

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в т.ч. - НДС

25,6

33,3

- акцизы 

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


 

Примечание – Источник: [21]

 

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 2.

 

 

Рисунок 3.2 - Структура расходов консолидированного бюджета

Примечание – Источник: [21]

 

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал  в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади  введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно  увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Доходы консолидированного бюджета по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении - на 14,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года-31,8% ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2011 года в бюджет поступило 27,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении - на 12,7%).

Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 58,4% (в реальном выражении - на 29,7%).

Формирование налоговых  доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного налога (12,1%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%).

Изменение структуры  налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.).

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-июне 2011 года составили:

- по налогу на добавленную стоимость;

- 8,6 трлн. руб. (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 21,7%, в реальном выражении снижение на 0,3%);

- по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 5,5 трлн. руб. (прирост 86,9%, в реальном выражении - 53,1%);

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования