Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44

Файлы: 1 файл

14439_кр_бюджетный дефицит и профицит Проблемы госдолга_бгэу_0+5_18.11.doc

— 896.00 Кб (Скачать файл)

Состав расходов на финансирование отраслей экономики, их содержание и  структура зависят от приоритетов  развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов. Государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложения бюджетных средств для оптимизации производственных процессов.

Бюджетный дефицит представляет собой сумму, на которую за данный год расходы правительства превышают его доходы. В зависимости от причины образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит. Т.е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.д.

Государственный долг представляет собой сумму выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у национального банка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.

За период с 1995 по 2010 годы в Республике Беларусь наблюдается двенадцатикратный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Эффективно контролировать и поддерживать размеры валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны правительству Беларуси и Национальному банку позволит разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002. 775с.
  2. Воробьев М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс. Мн.: МИУ, 2006. 192с.
  3. Государственное регулирование экономики: Учебник Под общей ред. В.И.Кушлина. М.: РАГС, 2003. 832с.
  4. Государственные финансы: Учеб. пособие Под ред. Г.К.Мультана Мн.: БГЭУ, 2005. 166с.
  5. Коренев Е. Региональные займы в системе управления государственным долгом // Вестник ассоциации белорусских банков, 2004, №11-12, С39-44.
  6. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
  7. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь Мн.: БГЭУ, 2000.  298с.
  8. Сорокина Т.В. Госбюджет: Учеб. пособие, 2-е издание, перераб.  Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.
  9. Статистические материалы // Белорусский экономический журнал №1, 2007 С. 138-139
  10. Теория финансов: Учебное пособие / Под ред. Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2006. 192с.
  11. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.
  12. Финансы Под ред. В.М.Родиновой. Мн.: Финансы и статистика, 1994. 432с.
  13. Финансы: Учебник для ВУЗов  Под ред. проф. В.В. Ковалева.- М.: ПБОЮЛ Захаров, 2001 г. - 640 с.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Поляка Г.Б.: М.: ЮНИТИ,<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования